Файл: Современные технологии стресс - менеджмента в профессиональной деятельности.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты управления стрессом в профессиональной деятельности
1.1 Понятие, виды, особенности стресса и факторы его возникновения
1.2 Понятие стрессоустойчивости
1.3 Диагностика стресса в профессиональной деятельности
1.5 Стресс-менеджмент: понятие и задачи
1.6 Технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности
2 Стресс-менеджмент в деятельности ОАО «РЖД»
2.1 Анализ кадровой политики ОАО «РЖД» на наличие технологий стресс-менеджмента
2.2 Применение технологии стресс-менеджмента в деятельности руководителей ОАО «РЖД»
3 Мероприятия по внедрению системы стресс-менеджмента в компании ОАО «РЖД»
Рис. 5 - Распределение энергетических потоков до применения комплекса [11, с.9]
Рис. 6 - Распределение энергетических потоков после применения комплекса [11, с.9]
Подводя итог анализа технологий стресс-менеджмента в компании ОАО «РЖД», можно сказать, что самые примитивные технологии на предприятии присутствуют, однако необходимо рекомендовать департаменту развития персонала разработать и задокументировать систему стресс-менеджмента с комплексом мероприятий (разработать стандарт, методики по управлению стрессом персонала).
3 Мероприятия по внедрению системы стресс-менеджмента в компании ОАО «РЖД»
Использование мероприятий по профилактике стрессовых состояний сотрудников способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья. Психопрофилактика, проводимая в процессе профессиональной деятельности, позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье сотрудников организации, что способствует повышению уровня профессиональной готовности, укреплению дисциплины и правопорядка, снижению преступности и травматизма. Разработка проблемы позволяет вооружить руководителей всех уровней обоснованными рекомендациями по предупреждению опасного воздействия стресс-факторов, снижающих психическое здоровье, по психопрофилактике стрессовых состояний сотрудников в конкретных ситуациях жизни и деятельности.[27]
Современный характер работы заставляет исследователей все чаще обращать внимание на здоровье и удовлетворенность трудом, управление производительностью, организационную эффективность, отсутствие гарантий занятости и безработицу, «презентеизм» (присутствие на работе во время болезни) и абсентеизм (невыход на работу без уважительных причин), растущее культурное многообразие и технический прогресс. Повышенное внимание также уделяется охране психического здоровья, позитивным аспектам здоровья и благополучия, а также организационным факторам, способным укрепить их. Таким образом, исследования доказали важность социального окружения для формирования и оценки производственного поведения, и, следовательно, значение кадровой политики в формировании производственных отношений, основанных на доверии, честности и партнерстве.
Эффективность охраны психического здоровья в сфере труда зависит от профилактики. Меры в области охраны труда могут способствовать улучшению психического здоровья и благополучия как женщин, так и мужчин и сократить риск психических расстройств. Это значит, что система охраны труда должна опираться на результаты оценки психосоциальных рисков и управления ими в целях предотвращения стресса на работе и профессиональных психических заболеваний. [6, с.7]
Руководителю ОАО «РЖД» следует организовать периодическое обследование и учет персонала на предмет определения эмоционально-психологической устойчивости и наличия признаков «синдрома эмоционального выгорания». Это позволит разработать систему профилактических мероприятий.
Мероприятия стресс-менеджмента должны начинаться с аудита стресса и уровня конфликтности в коллективе. Для эффективной профилактики важно идентифицировать источники стресса по методикам:
- методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности (тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, шкала ситуативной тревожности Ч.Д. Спилберга);
– методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях (методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В.А. Баранова);
– методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса (опросник «Уровень депрессии» А. Бека);
– диагностика профессиональных стрессоров (шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой; методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач – С. Джексон, адаптация Н.Е. Водопьяновой);
– методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека (дагностика предпочитаемых копинг-стратегий Э. Хейма в адаптации Л.И. Вассермана) [18, с.31-32]
Система управления персоналом должна включать подсистемы, трудовых отношений, которые предусматривают выполнение таких функций, как анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; проведение социально-психологической диагностики; соблюдение этических норм взаимоотношений; управление взаимодействием с профсоюзами. Подсистема социального развития должна включать функцию управления социальными конфликтами и стрессами.
Функции управления производственными и социальными конфликтами, а также стрессами должны выполняться не только руководителями, но и специалистами-конфликтологами и специально созданными подразделениями. [28, с.568-569]
Для предотвращения стрессов руководителю рекомендуется использовать следующие приемы:
- предоставлять дополнительное время для отдыха, возможности гибкого графика работы, выполнения части заданий в домашних условиях;
- заботиться о создании благоприятного социально-психологического климата в рабочих группах, развитии сферы неформального общения;
- создавать условия для повышения работниками уровня саморегуляции поведения (психотренинги, психологическое консультирование и др.);
- внедрять программы по нейтрализации стрессов (корпоративные семинары, тренинги, медитация, оздоровление работников и др.);
- осуществлять психодиагностику профессиональной пригодности при приеме персонала. [22, с.36]
Особое место в выявлении стрессоустойчивости занимает стрессовое интервью — беседа с кандидатом с использованием ряда стрессовых вопросов, психологического давлении с целью вывести индивида из так называемой «зоны комфорта» и других провоцирующих стресс во время беседы инструментов. К инструментам стрессового интервью можно отнести: некомфортные условия, созданные кандидату в ходе беседы (неудобное место проведения беседы, душная или, наоборот, слишком холодная комната, посторонний шум, яркий свет и пр.); присутствие в ходе интервью посторонних людей; агрессивность интервьюера; нетактичные и провокационные вопросы и пр. Самые уверенные люди, не предупрежденные о проведении подобного рода интервью, могут испытывать дискомфорт, приводящий к стрессу. Тем не менее, считается, что стрессоустойчивый человек будет в любой подобной ситуации сохранять самообладание, оставаться доброжелательным к интервьюеру и вести себя спокойно и достойно сложившейся ситуации. Используя стрессовое интервью, важно профессионально обучать менеджеров по персоналу технологии стрессового интервью; применять стрессовое интервью лишь на части собеседования с кандидатом; избегать вопросов, оскорбляющих честь и достоинство индивида; отходить от использования стрессового интервью для высшего менеджмента компании и пр. [20]
Примерный план мероприятий по профилактике конфликтов и стрессов на ОАО «РЖД» представлен в таблице 2.
Таблица 2 - План мероприятий по профилактике конфликтов и стрессов на ОАО «РЖД» [18, c.57]
Мероприятие |
Ответствен- ные |
Срок исполне-ния |
Решаемые задачи |
Коррекция и правильная постановка системы подбора кадров |
Начальник департамента управления персоналом |
Подбор персонала с учетом не только профессиональных качеств, но и внутренних ценностей. |
|
Разъяснение требований к работе |
Заместитель начальника департамента - начальник отдела развития руководителей и специалистов |
Четкое определение критериев оценки труда персонала, формулирование обязанностей, обозначение зоны ответственности и пределов полномочий. |
Продолжение таблицы 2 - План мероприятий по профилактике конфликтов и стрессов на ОАО «РЖД» [18, c.57]
Мероприятие |
Ответствен- ные |
Срок исполне-ния |
Решаемые задачи |
Изменение системы оценки работы |
Заместитель начальника департамента - начальник отдела развития руководителей и специалистов, начальник управления/ департамента, начальник отдела |
Нейтрализация конфликтных ситуаций как между отделениями, так и между работниками. |
|
Разработка конфликтологического кодекса |
Специалист департамента управления персоналом |
Закрепление в официальном документе правил поведения в конфликтной ситуации. |
|
Создание комиссии по разрешению трудовых споров |
Генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД», начальник департамента управления персоналом |
Урегулирование разногласий в области трудовых отношений между администрацией и работниками. |
|
Своевременное информирование сотрудников и налаженный механизм обратной связи |
Специалист департамента управления персоналом, начальник управления/ департамента, начальник отдела |
Размещение конфликтологического кодекса на корпоративном портале, рассылка сотрудникам по электронной почте, ознакомление под роспись. Изучение мнения сотрудников о введении конфликто- логического кодекса. |
Окончание таблицы 2 - План мероприятий по профилактике конфликтов и стрессов на ОАО «РЖД» [18, c.57]
Мероприятие |
Ответствен- ные |
Срок исполне-ния |
Решаемые задачи |
Разработка комплекса мероприятий и тренингов, направленных на профилактику конфлик-тов и стрессов персонала |
Заместитель начальника департамента - начальник отдела развития руководителей и специалистов, либо третья сторона |
Проведение тренингов при повышении уровня конфликтности. |
Примерный комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня профессионального стресса на ОАО «РЖД», представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня профессионального стресса на ОАО «РЖД» [18, с.60]
№ |
Мероприятия, направленные на снижение уровня профессионального стресса работников |
1 |
Осуществление профилактических обучающих программ по формированию стресс-компетентности руководителя и различных категорий работников организации. |
2 |
Групповые коллективные семинары, проводимые конфликт-менеджером, владеющим знаниями в области профилактики деструктивных проявлений конфликтов и профессиональных (организационных) стрессов. |
3 |
Правильный подбор кадров с учетом профессиональных и психологических качеств человека. |
4 |
Совершенствование системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала. |
5 |
Создание благоприятного морально-психологического климата. |
6 |
Разработка этического (конфликтологического) кодекса. Разработка карт этики, конкретизирующих этический кодекс для каждого работника. |
Окончание таблицы 3 - Комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня профессионального стресса на ОАО «РЖД» [18, с.60]
№ |
Мероприятия, направленные на снижение уровня профессионального стресса работников |
7 |
Оказание консультативной помощи работникам организации в целях повышения их индивидуальной стрессоустойчивости и эмоциональной компетентности. |
8 |
Разработка и введение в организации разнообразных корпоративных мероприятий, корпоративных праздников, расширяющих деловые компетенции персонала. |
9 |
Своевременное информирование руководством работников о намечающихся кадровых, организационных и технологических нововведениях. |
10 |
Организация социокультурной деятельности в организации по пропаганде самосберегающего поведения. Подготовка и повышение квалификации специалистов по управлению персоналом по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. |
11 |
Проведение социальных ревизий для оценки социальных программ. |
12 |
Предоставление работникам регулярной обратной связи о результатах их труда, консультативной поддержки. |
13 |
Предоставление работникам права участвовать в принятии определенных решений. |
14 |
Оптимизация организационной структуры с учетом способностей и возможностей конкретных работников. |
15 |
Документационное и нормативно-правовое обеспечение технологии управления конфликтами и стрессами в организации. |
Для индивидуальных мер предотвращения стресса сотрудникам ОАО «РЖД» следует советовать подходящие приемы и способы на тренингах, в памятках о борьбе со стрессом и т.п.:
- Просмотр мультфильмов, кинокомедий; прослушивание веселой музыки, записей юмористических рассказов;
- Прием коктейлей из отваров трав, шиповника;
- Распыление в воздухе фитонцидов в дозах, соответствующих природным. [29, с.109]
- Планирование рабочего времени. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время». Наиболее общеизвестные принципы управления временем в себя включают:
- составление ежедневного списка действий, которые должны быть обязательно выполнены;