Файл: Финансовое состояние: анализ и оценка (на примере ОАО «Волна»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рентабельность оборотных активов показывает, что предприятия получает от 0,007 руб. (1.04.2015 г.) до 0,495 руб. (1.01.2015г.) чистой прибыли с каждого рубля, вложенного в оборотные активы.

Рентабельность основных средств имеет самые высокие из анализируемых показателей рентабельности на данном предприятии. Значение достигает уровня 13,612% в I квартале 2014 г.и говорит о том, что предприятие получило 13,612 руб. с каждого рубля, вложенного в основные средства.

В 2014 г. в динамике наблюдается снижение показателя, но в 2015 г. значения показателя увеличиваются и достигают уровня 11,659% в IV квартале 2015 г.

Глава 3 Основные направления улучшения финансового состояния предприятия

3.1 Рекомендации по развитию и совершенствованию деятельности исследуемого предприятия

Выявление резервов имеет первостепенное значение при повышении эффективности работы предприятия, увеличении объемов реализации и производства, роста прибыли, снижении себестоимости продукции (работ, услуг).

Плановые мероприятия по увеличению прибыли должны предусматриваться на каждом предприятии. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

  • рост выпуска продукции;
  • рост рынка продаж;
  • улучшение качества продукции;
  • реализация лишнего оборудования и прочего имущества или сдача его в аренду;
  • уменьшение себестоимости продукции за счет более рационального применения производственных мощностей и площадей, материальных ресурсов, рабочей силы и рабочего времени;
  • диверсификация производства и др.

Из данного списка предложенных мероприятий следует, что они взаимосвязаны с иными мероприятиями в компании, обращенными на понижение издержек.

Прибыль является главной целью осуществления своей деятельности большинства компаний во всём мире. Для этого компанией увеличивается доля рынка и снижаются издержки. Это проявляется в проведении более грамотной и умелой маркетинговой политике и составлении наиболее результативной производственной программы.


В условиях современной экономики все предприятия должны не только получать максимальную прибыль, но и рационально и оптимально использовать уже полученную прибыль. Необходимо направление свободных денежных средств на финансовую деятельность, которая может принести дополнительный доход. В условиях конкуренции это даст возможность не только сохранять свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичность развития его производства.

Маркетинг является одновременным комплексом мероприятий в области изучения торгово-сбытовой деятельности компании, связанным с исследованием всех факторов, выражающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В данный комплекс включаются: исследование продукта (услуг); потребителя, мотивов его поведения на рынке; установление более результативных способов продвижения на рынке товаров; рассмотрение каналов и форм реализации продукции, а также объёма товарооборота предприятия; раскрытие специфики рекламной деятельности; изучение конкурентов, определение уровня и форм конкуренции; проведение исследования своей рыночной «ниши» (имеется ввиду область производственной деятельности, в которой предприятием располагаются наилучшие возможности в сравнении с возможными конкурентами) для осуществления своих преимуществ при увеличении товарооборота.

Маркетинг является двусторонним процессом: в распоряжение компании поступает информация о потребностях покупателя с тем, чтобы она могла разработать и предложить ему нужные товары и услуги. Таким образом, маркетинг основывается на союзе производителя и потребителя. Следовательно, маркетинг выступает процессом управления и планирования разработки изделий и услуг, сбытом и движением товаров к покупателю, ценовой политикой.

Следующей задачей, стоящей перед компанией, является уменьшение расходов предприятия, оптимизация затрат, запасов ценностей, совершенствование их структуры. Важнейшими источниками уменьшения себестоимости продукции являются:

  • рост уровня производительности труда;
  • уменьшение коммерческих расходов;
  • увеличение производительности труда, улучшение качества обслуживания и консультации клиентов по продажам;
  • оптимизация денежных потоков к поставщикам от предприятия с целью достижения определенного объема закупок для получения скидок по товару, поиск поставщиков с наиболее низкими ценами на товар, получения товарных кредитов и т.п.

Сокращение затрат определяется под каждой статьей расходов за счёт определенных мероприятий (регулярное проведение инвентаризаций, совершенствование организации труда, контроль за обоснованностью списания расходных материалов, анализ прайс-листов поставщиков, увеличение контроля за состоянием складского хозяйства, подписание договоров поставки с более выгодными для компании условиями, проведение переговоров по поводу понижения цен на товары и т.п.).

Проведение таких мероприятий даст возможность снижения расходов предприятия, и, как следствие, увеличение показателей прибыли и рентабельности.

Таким образом, для улучшения деятельности предприятию нужно:

  • максимально полно принимать участие в государственных программах производства и развития товаров и услуг, на которые выделяются дотации за счет бюджетных ассигнований;
  • производить систематический поиск российских заказчиков на услуги, которые могут быть предоставлены компанией;
  • анализировать спрос на предоставление новых услуг, которые соответствуют возможностям компании;
  • осуществлять результативную рекламу всех услуг предприятия;
  • заниматься активной коммерческой деятельностью (например, сдавать в аренду пустующих помещений и территорий, реализация товаров других фирм и т. п.);
  • понизить производственные издержки и накладные расходы по производимым компанией товарам и услугам.

Более конкретно остановимся на статьях, оказывающих большое влияние на финансовые результаты деятельности предприятия.

Необходимо выработать эффективную политику управления оборотными активами:

  • кредиты банков, которые применяются для недопущения технической неплатежеспособности, для сокращения дебиторской задолженности и запасов;
  • векселя, которые предназначаются для тех же целей, что и банковские кредиты (обязательства покупателя незамедлительно превращаются в наличность, которая при этом немного снижается в размерах);
  • факторинговые операции. Данные операции дают возможность ускорения оборотных средств компании (реализация долговых обязательств специализированным фирмам, занимающимися (профессионально) управлением чужой текущей задолженностью).

В анализируемых периодах значительная доля активов приходилась на дебиторскую задолженность. Дебиторская задолженность и ее уровень определяют кредитную политику предприятия по отношению к покупателям продукции. При ее разработке ставится цель - увеличить объем реализации в той степени, в какой это способствует получению дополнительных прибылей.


Необходимо пересмотреть кредитную политику, добиваясь увеличения объема реализации в той степени, в какой это способствует получению дополнительной прибыли. На предприятии должно быть несколько типовых договоров с приемлемыми для предприятия сроками оплаты продукции, необходимо оценить кредитоспособность покупателей, оценить их финансовое состояние и обсудить возможные варианты оплаты. Необходимо создать систему резервов по сомнительным долгам, наладить систему сбора платежей. Необходимо ранжировать дебиторскую задолженность по срокам ее возникновения, проводить анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициента инкассации. Эффективная система взаимоотношений с покупателями подразумевает качественный отбор клиентов (кредитоспособность, финансовые возможности), определение условий кредитования, усиление контроля за исполнением условий договора.

Двумя основными показателями работы предприятия являются показатели рентабельности капитала и показатели ликвидности.

Основными слабыми местами в финансовом положении предприятия являются:

  • низкая рентабельность продаж;
  • неудовлетворительные показатели ликвидности.

Поэтому перед руководством предприятия ОАО «Волна» стоит задача улучшения показателей ликвидности баланса. Основным путем для этого является регулирование денежных потоков для увеличения денежных средств в кассе предприятия и на расчетном счете. За счет оптимизации денежных потоков предприятия и увеличения денежных средств на балансе предприятия произойдет увеличение показателей абсолютной ликвидности баланса. Основным путем для оптимизации денежных потоков является сокращение временного разрыва между отгрузкой товара и получением оплаты за него, а так же проведение систематических инвентаризаций дебиторской задолженности. Мы считаем, что так же предприятию нужно проводить инвентаризацию кредиторской задолженности, и погашать вовремя свои долги перед покупателями и поставщиками, сотрудниками по заработной плате, перед бюджетом по налогам и сборам. Т.к. эти мероприятия приведут к уменьшению объема кредиторской задолженности, а также улучшат показатели абсолютной ликвидности баланса ОАО «Волна».

Кроме того, в процессе анализа необходимо более детальное изучение показателей оборачиваемости капитала, поскольку оборачиваемость капитала тесно связана с его рентабельностью, и установление на каких этапах кругооборота капитала произошло ускорение или замедление движения средств.


Повышением скорости оборота средств предприятия связаны с сокращением финансово-эксплуатационных потребностей (далее - ФЭП) предприятия. Стоит отметить, что эти два понятия взаимосвязаны, между ними присутствует прямая и обратная причинно-следственная связь, т. е. при сокращении ФЭП предполагается ускорение оборота средств компании и наоборот - рост скорости оборота средств компании приводит к снижению ФЭП.

Все факторы, оказывающие влияние на величину ФЭП, можно сгруппировать в финансовые, экономические, технологические. Важнейшими среди них можно назвать: разнообразную продолжительность производственного периода, динамику и размер производства предприятия, технологические условия производства продукции, финансовое положение предприятия, тип рынка и место, которое занимает предприятие на нём, фазу жизненного цикла предприятия, несовпадение сроков платежа и поступлений денежных средств.

Можно предложить следующие рекомендации по сокращению срока производственного цикла:

  • уменьшение периода оборота запасов;
  • уменьшение периода оборота незавершенного производства;
  • уменьшение периода оборота готовой продукции.

При этом возможно сокращение финансового цикла за счет:

  • убыстрения процесса производства;
  • увеличения оборачиваемости дебиторской задолженности;
  • замедления (некритического) оборачиваемости кредиторской задолженности.

Увеличившиеся в настоящее время требования к управлению определены ростом размеров компаний, сложности технологий, надобностью овладения самыми современными управленческими навыками. Профессионалами в сфере организации управления подготавливаются и вырабатываются все решения по организационным, финансовым и прочим вопросам, которыми осуществляется и контроль за выполнением запланированного.

Такие факторы как увеличение конкуренции на отече­ственных и мировых рынках, возрастающая диверсификация бизнеса, быстрое развитие и смена технологий, ус­ложнение бизнес-процессов, обус­ловливают новые требования к системе внутреннего контроля коммерческой организации.

На всех этапах управления предприятием на обеспече­ние основных показателей эффективности должен быть направлен контроль. Поэтому основной це­лью контроля на предприятии является обнаружение вероятных отклонений запланированных показателей, определение причин данных отклонений и разработка мероприятий по их устранению.

За счет контроля реализации поставленных це­лей и задач возможно выявление ошибок и недостатков в управлении и предложение мер по их устране­нию.