Файл: Реорганизация юридических лиц (Формы и виды реорганизации юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уведомление в ФНС должно содержать информацию о форме реорганизации, порядке и условиях предъявления кредиторами требований и об участвующих в реорганизации юридических лиц (если их более одного), в том числе о вновь возникших и продолжающих деятельность[103]. На основании поданных документов налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о начале процедуры реорганизации[104].

Подача сообщения в налоговый орган о реорганизации может «повлечь сверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предмет оценки разделительного баланса на предмет сохранения возможностей уплаты налогов и сборов реорганизуемым обществом после реорганизации, а также налоговую проверку в отношении всех юридических лиц, участвующих в реорганизации в рамках установленной законодательством «глубины» такой проверки»[105]. Налоговый орган, проинформированный о реорганизации, проводит выездную проверку на основании распоряжения руководителя налоговой инспекции, причем она может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки и даже повторно по уже проверенным налогам (ч. 11 ст. 89, ст. 87 НК РФ)[106]. Налоговые органы могут провести налоговую проверку в организации-правопреемнике даже после завершения процедуры реорганизации. В данном случае проверка проводится в отношении прекративших свое существование юридических лиц за прошлые налоговые периоды в рамках установленной законодательством «глубины» такой проверки[107].

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц[108], однако если это место нахождения отличается, то порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ[109]. Недостоверный адрес местонахождения является основанием для отказа в государственной регистрации[110].

ГК РФ предусматривает два основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате реорганизации: непредставление вместе с уставом передаточного акта или разделительного баланса, отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (ч. 2 ст. 59 ГК РФ). Согласно ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» допускается отказ в государственной регистрации и по общим основаниям.


Присоединение, в отличие от всех других форм реорганизации, считается завершенным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического (присоединенного) лица[111].

Согласно ч. 2 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, созданных в процессе реорганизации, при создании которых допущены грубые неустранимые нарушения закона, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц[112].

На законодательном уровне необходимо разрабатывать системы проверки документов, поступающих на регистрацию в регистрирующие органы, т.к. уже на этапе уведомления регистрирующего органа должна быть проведена проверка в отношении правомерности реорганизации общества, чтобы свести к минимуму случаи последующего признания регистрации реорганизации незаконной. Также необходимо, чтобы была возможность признавать государственную регистрацию юридического лица недействительной по основаниям предоставления недостоверных сведений в органы государственной регистрации[113].

Последним шагом в процедуре реорганизации юридических лиц является регистрация изменений в уставе[114], эмиссия ценных бумаг АО, последующие этапы легитимации реорганизованных юридических лиц. Реорганизация АО не может быть завершена, пока не завершены расчеты с кредиторами и пока не исполнены судебные решения по взысканию убытков[115].

Последнее действие – это снятие с учета в налоговых органах и внебюджетных фондах организаций, которые прекратили действие в связи с реорганизацией[116]. Согласно ч. 3 ст. 277 НК РФ при реорганизации юридического лица у налогоплательщиков-акционеров (участников) не образуется прибыль (убыток), учитываемый в целях налогообложения прибыли. ИНН организации, реорганизуемой в форме присоединения, не меняется, так же как и ИНН организации, из которой выделяется общество. ИНН присоединяемой, сливающейся организации и разделяемой при снятии с учета в связи с прекращением деятельности признается недействительным[117]. Заключительная бухгалтерская отчетность составляется на день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи о возникших организациях.


Заключительные этапы реорганизации юридических лиц и последствия реорганизации юридических лиц

Одним из заключительных этапов в процедуре реорганизации юридических лиц является выпуск акций. Эмиссия ценных бумаг осуществляется после государственной регистрации вновь образованных юридических лиц, и обществ, прекративших свою деятельность, когда реорганизация считается завершенной[118]. Эмиссия ценных бумаг регулируется Главой 5 Стандартов эмиссии ценных бумаг (далее – «Стандартов»)[119] и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (далее – ФЗ «О рынке ценных бумаг»)[120].

Эмиссионные ценные бумаги при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования размещаются на основании соответствующего решения о такой реорганизации (ст. 27.5-5 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, осуществляется на основании заявления уполномоченного лица. Документы для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению, представляются в Банк России до внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации. Решение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению, принимается Банком России до государственной регистрации юридического лица, являющегося эмитентом, и вступает в силу с даты государственной регистрации соответствующего юридического лица. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг утверждается уполномоченным органом реорганизуемого юридического лица и подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа реорганизуемого юридического лица.

Размещение ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате разделения или выделения, осуществляется без государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг (п. 7 ст. 19.1 ФЗ «Об АО). Это положение касается и размещения ценных бумаг при реорганизации акционерных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением (п. 1.3 Стандартов).

Процедуры эмиссии ценных бумаг следующие: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске), государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска), размещение, государственная регистрация отчета об итогах выпуска.


Среди последующих этапов легитимации реорганизованных юридических лиц особенно важное значение имеет взаимодействие с лицензирующими органами. Лицензии на право осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности выдаются строго определенному лицу, отвечающему определенным требованиям, предъявляемым к лицензируемым организациям, поэтому лицензии теряют юридическую силу и считаются аннулированными с момента прекращения деятельности юридического лица в результате реорганизации (п. 32 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»[121] (далее – ФЗ «О лицензировании»). Передача лицензий в порядке правопреемства при реорганизации невозможна за исключением реорганизации в форме преобразования согласно ст. 18 ФЗ «О лицензировании». Правопреемник преобразованной организации (вновь образованное общество) в целях закрепления за собой специального права должен подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии не позднее, чем через пятнадцать дней с даты внесения в ЕГРЮЛ изменений в связи с реорганизацией.

Лицензирование реорганизованных кредитных организаций имеет свои особенности. Кредитной организации может быть выдана лицензия на осуществление банковских операций, содержащая аналогичный либо меньший объем прав в лицензии, на основании которой осуществляет банковские операции реорганизованная кредитная организация согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности». Согласно п. 3 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»[122], информация о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий на осуществление определенных видов деятельности, относится к инсайдерской информации и подлежит раскрытию в соответствии с законом.

Ликвидация юридических лиц в процессе присоединения, преобразования, слияния и разделения завершается только после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица. Для этого необходимо снять предприятие с налогового учета, аннулировать идентификационные коды ОКВЭД, закрыть расчетный счет в банке и уничтожить печать[123]. После регистрации нового юридического лица, возникшего в результате реорганизации, оно должно встать на налоговый учет, изготовить печать, получить коды ОКВЭД и встать на учет в государственные внебюджетные фонды.


Законодательство не содержит специальных норм о последствиях незаконности проведенной реорганизации и возможности оспаривания, что приводит к разнообразным проблемам. Например, последствия признания недействительной реорганизации или одного из входящих в ее состав юридических фактов, судьба сделок, совершенных юридическими лицами, возникшими в результате реорганизации, впоследствии признанными недействительными[124]. В связи с этим необходимо закрепить в ГК РФ возможность признания реорганизации судом несостоявшейся при наличии существенных нарушений, ущемляющих права участников реорганизуемого юридического лица.

С целью поддержания стабильности гражданского оборота необходимо предусмотреть, чтобы являлись действительными сделки, совершенные юридическими лицами, которые возникли в результате реорганизации, даже если реорганизация впоследствии признана незаконной. Недействительными могут быть признаны лишь сделки, причинившие ущерб реорганизованному юридическому лицу или направленные на причинение такого ущерба при условии установления недобросовестности контрагентов по таким сделкам. Для судебного оспаривания таких сделок должен быть установлен годичный пресекательный срок давности[125].

Порядок раскрытия информации по вопросам реорганизации юридических лиц и требования, предъявляемые к раскрытию

Уведомление кредиторов и гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

Главной проблемой реорганизации юридических лиц остается защита прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица в связи с возможными нарушениями принципа справедливого распределения активов и обязательств такого юридического лица между его правопреемниками[126].

Реорганизуемое общество свободно в распределении активов и пассивов между другими обществами, это не подлежит судебному контролю, поскольку такой контроль означал бы вмешательство в свободу предпринимательской деятельности. Однако эта свобода влечет риски для кредиторов, положение которых зависит от произвола участвующих в реорганизации компаний, и в первую очередь, это риск, что к обществу перейдет обязанность без имущества. Кредиторы реорганизуемого юридического лица получают нового должника – общество, к которому переходит соответствующая обязанность, эта перемена должника происходит без их согласия.