Файл: Издержки обращения и производства предприятий питания (Роль и сущность издержек производства и обращения).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Роль и сущность издержек производства и обращения.
1.2. Классификация издержек производства и обращения.
1.3. Уровень издержек обращения
1.4. Факторы, влияющие на издержки производства и обращения.
2.Планирование издержек производства
2.2 Планирование издержек по статьям.
Другой метод заключается в установлении процентного отношения транспортных расходов к общей стоимости товара. Например, действительные транспортные расходы компании составляют 2% стоимости продаж. Взимание постоянных 2% стоимости товара с каждого потребителя может показаться справедливым. Однако для потребителя мелкопартионного и небольшого по массе заказа стоимость транспортных расходов будет значительно выше, чем для потребителя большого и тяжелого груза. При постоянном колебании цен процентные ставки должны быть очень гибкими и рассчитываться отдельно для каждого потребителя. Годовой процент на транспортные расходы планируется на основе определения среднего процента от предполагаемой годовой суммы продаж.
Метод расчета транспортных расходов в зависимости от расстояния доставки груза позволяет не производить расчеты по каждой поставке. Все обслуживаемое оптовым предприятием пространство разбивается на зоны доставки. Внутри каждой зоны определяется среднее расстояние, которое берется за основу при расчете транспортных расходов по доставке грузов потребителям, расположенным в пределах данной зоны.
Расходы на оплату труда планируют исходя из прогнозируемой средней заработной платы и прогнозируемой численности работников. При этом необходимо обеспечить опережающий прирост товарооборота по сравнению с фондом заработной платы и численностью работников.
Другой метод — определение расходов на оплату труда на основе штатного расписания: к фонду заработной платы, исчисленному согласно штатному расписанию, прибавляется переменная часть фонда заработной платы, которая определяется в процентах к постоянной части заработной платы или к другому стоимостному показателю (товарообороту, прибыли и др.).
Отчисления на социальные нужды планируют исходя из расходов на оплату труда и установленных на планируемый год ставок отчислений во внебюджетные фонды.
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря состоят из многих элементов, имеющих свои измерители, нормы, ставки, тарифы (площадь помещений, виды и нормы расходы топлива, тарифы на, оплату электроэнергии, ставки оплаты водоснабжения и других коммунальных услуг, оплата услуг органов охраны и др.), в зависимости от которых производится сметный расчет по каждому элементу затрат и по статье в целом.
Расходы на аренду зданий и помещений исчисляются исходя из размера арендуемой площади и ставок арендной платы согласно заключённому между сторонами договору. Размеры этих ставок зависят от местонахождения торгового предприятия, его назначения, вида площади. Размер арендной платы определяется умножением арендуемой площади на ставку арендной платы за 1 м2.
Расходы на отопление рассчитывают по площади отапливаемых помещений и ставкам оплаты.
Затраты на освещение планируют исходя из количества потребляемой электроэнергии и действующих тарифов. Необходимое количество электроэнергии в кВт-ч зависит от источников освещения, числа осветительных точек, необходимой мощности точек в зависимости от мест их расположения в помещениях, режима работы предприятия.
Расходы на водоснабжение и другие коммунальные услуги планируют по количеству потребляемой воды, объему услуг и ставкам их оплаты.
Расходы на поддержание помещений в чистоте (натирка полов, мойка витрин, вывоз мусора, очистка двора и примыкающей территории, приобретение щеток, лопат, веников и пр.) рассчитывают по объему планируемых услуг и ставкам их оплаты, количеству предметов, намечаемых к приобретению, и их стоимости.
Расходы на поверку и клеймение весоизмерительных и других приборов рассчитывают по количеству приборов, подлежащих поверке в планируемом году, исходя из ставок оплаты соответствующих услуг.
Затраты на противопожарные мероприятия планируют из расчета стоимости материалов, зарядки и проверки огнетушителей, ремонта противопожарного инвентаря, оплаты услуг органам противопожарной охраны.
Расходы на техническое обслуживание торгово-технологического оборудования и подъемно-транспортных механизмов рассчитывают на основе количества их единиц и расценок за технический надзор и обслуживание специализированными организациями.
Амортизация основных фондов определяется исходя из среднегодовой балансовой стоимости основных средств и норм амортизационных отчислений, предусмотренных в учетной политике предприятия; среднегодовую плановую стоимость целесообразно рассчитывать по группам основных средств с учетом предполагаемого их ввода и выбытия:
ОФпл = ОФн + (ОФп – М) / 12 - [ОФп (12 – М) / 12],
где ОФпл - среднегодовая плановая сумма основных фондов, руб.; ОФ - основные фонды, поступившие в течение планируемого года, руб.;
ОФн - основные фонды на начало планируемого года, руб.;
ОФп - основные фонды, выбывающие в течение планируемого года, руб.;
М - число месяцев, в течение которых основные фонды функционировали на данном предприятии.
В целом сумму амортизации собственных основных средств можно выразить формулой:
,
где Апл - сумма амортизационных отчислений на планируемый год;
ОФi пл - среднегодовая стоимость основных фондов i-й группы, руб.;
Ni - норма амортизационных отчислений по i-й группе, %;
n - количество групп основных фондов.
Самый простой способ амортизации — произвести равномерные отчисления на протяжении всего периода использования основных средств. Такой метод называется методом прямолинейного списания. Суть его состоит в том, что основные фонды функционируют с одинаковой отдачей в течение всего периода использования. Однако известно, что в первые годы они эксплуатируются более эффективно, чем в последующие. Поэтому существуют другие методы исчисления амортизации, учитывающие данную особенность. К таким методам относится ускоренная амортизация, которая является целевым методом более быстрого (по сравнению с нормативными сроками службы основных фондов) полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения.
Расходы на ремонт основных средств предусматриваются в соответствии с состоянием и потребностью в ремонте помещений, оборудования и инвентаря. Отчисления на ремонт основных средств определяются исходя из балансовой стоимости основных фондов и нормативов отчислений, утвержденных самим предприятием. Если проведение ремонта в прогнозируемом периоде не планируется, но необходимо в ближайшей перспективе, то целесообразно производить плановые отчисления (накопления) средств. Норматив отчислений можно установить в процентах от стоимости основных фондов, товарооборота.
Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов определяется исходя из методики отнесения их стоимости на издержки обращения, которая предусмотрена в учетной политике предприятия.
Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд находятся в прямой зависимости от объема выпуска продукции, видов используемого топлива, мощности и продолжительности работы теплового и механического оборудования на предприятиях общественного питания.
В настоящее время основными видами топлива для производственных целей на предприятиях общественного питания являются электроэнергия и газ. Расход электроэнергии и газа планируют с учетом количества и видов теплового, технологического и механического оборудования, норм расхода энергии в единицу времени, режима работы предприятия, действующих тарифов на электроэнергию и газ.
Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров планируют по каждому элементу этих затрат путем прямых расчетов с учетом объема и групповой структуры реализации товаров, норм расхода материалов на единицу товара и стоимости этих материалов.
Расходы на рекламу планируют исходя из плана рекламных мероприятий.
При планировании расходов на рекламу учитывают стоимость различных рекламных мероприятий, а также стоимость изготовления рекламных стендов, указателей рекламы в средствах массовой информации, световой и иной рекламы, расходы на оформление витрин, стоимость разработки и изготовления фирменной упаковки, стоимость кино- и видеоклипов и др.
Потери товаров и технологические отходы рассчитывают исходя из запланированного объема реализации отдельных товаров на предприятии и действующих дифференцированных норм их естественной убыли. Эти расходы можно планировать по среднему уровню, сложившемуся за предшествующий период. Сюда относят потери от боя при транспортировке, хранении и реализации некоторых товаров; суммы потерь от недостач, хищений товаров в случае неустановления виновных, если это не стало результатом ненадлежащего учета и хранения материальных ценностей.
Расходы на тару в плане отражают в размере превышения расходов над доходами по обороту тары. К планируемым расходам на тару относят: амортизацию собственной (инвентарной и тары-оборудования) и многооборотной залоговой тары; расходы на ремонт, очистку и обработку тары; на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате (сдаче) ее поставщикам или тарособирающим организациям; разницу между покупной и сдаточной ценой на мешки, если они сданы по той категории, по которой были приняты, или на одну категорию ниже; отчисления для премирования работников за сбор и возврат тары поставщикам и др. К доходам от операций с тарой относят: доходы от превышения сдаточной цены деревянной и картонной тары над ее покупной ценой, от реализации тары и тароупаковочных материалов; средства, полученные от поставщиков в возмещение расходов на сбор и хранение стеклянной тары, и другие доходы тарного хозяйства.
Величину расходов на тару определяют исходя из сложившегося уровня расходов по этой статье.
Прочие расходы, относимые к составу издержек обращения, планируют в разрезе отдельных их элементов путем прямых расчетов исходя из тарифов, нормативов. Условно-постоянные затраты планируют по сумме, а условно-переменные — по уровню (в процентах к товарообороту).
В составе прочих расходов значительная доля приходится на налоги и сборы, в частности на налог на пользователей автомобильных дорог. Плановая сумма платежей по этому налогу на предприятиях розничной торговли рассчитывается исходя из суммы валового дохода без налога на добавленную стоимость и установленной законодательством ставки.
Расчеты по основным статьям издержек обращения дают возможность уточнить общую сумму затрат на планируемый год.
3.Рассчет издержек производства.
3.1 Рассчет расходов по отдельным статьям.
Задача №1. Рассчитать сумму и уровень расходов по централизованной доставке сырья и товаров. Товарооборот – 380 тыс.руб.
Виды сырья и товаров |
План завоза, тыс. руб |
Транспортные расходы |
|
В % к плану |
Сумма, тыс.руб |
||
1.Мясо и птица |
1650 |
2,45 |
40,425 |
2.Колбасные изд. |
1556 |
1,05 |
16,338 |
3.Рыба |
1225 |
2,7 |
33,075 |
4.Масло жив. |
160 |
1,25 |
2 |
5.Молочные товары |
88,9 |
2,6 |
2,311 |
6.Овощи |
1500 |
2,9 |
43,5 |
7.Специи |
150 |
1,03 |
1,545 |
8.Фрукты |
140 |
2,9 |
4,06 |
9.Масло. раст |
260 |
1,3 |
3,38 |
10.Крупы |
180 |
2,1 |
3,78 |
11.Сахар |
315,7 |
2,2 |
6,945 |
12.Морепродукты |
1406,8 |
2,8 |
39,39 |
13.Яйца |
170 |
2,9 |
4,93 |
14.Консервы |
121 |
2,2 |
2,662 |
15. Орехи |
76,6 |
1,03 |
0,789 |
Итого |
9000 |
31,41 |
205,13 |
-
- Для расчета суммы расходов нужно узнать процентное содержание расходов по каждому сырью и сложить получившиеся результаты.
Сумма = План завоза * % к плану/100
-
- 1650*2,45/100=40,425
- 1556*1,05/100=16,338
- 1225*2,70/100=33,075
- 160*1,25/100=2
- 88,9*2,6/100=2,311
- 1500*2,9/100=43,5
- 150*1,03/100=1,545
- 140*2,9/100=4,06
- 260*1,3/100=3,38