Файл: Издержки обращения и производства предприятий питания (Роль и сущность издержек производства и обращения).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Роль и сущность издержек производства и обращения.
1.2. Классификация издержек производства и обращения.
1.3. Уровень издержек обращения
1.4. Факторы, влияющие на издержки производства и обращения.
2.Планирование издержек производства
2.2 Планирование издержек по статьям.
Введение
Деятельность предприятия питания и использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Ресурсы потребляются, и трансформируется в затраты. Классификация затрат позволяет определять резервы экономики материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, снижать себестоимость услуг, увеличивать рентабельность.
Цель данной курсовой работы – выявить составляющие издержек производства и обращения на предприятиях питания. Затраты на производство и реализацию услуг, выраженные в денежной форме, составляют себестоимость услуг. Они в каждом цикле возмещаются из выручки. Следовательно, знание экономической природы себестоимости является важным условием эффективного развития производства, так как себестоимость услуг оказывает непосредственное влияние на величину прибыли и рентабельности. Кроме того, в условиях рыночной экономики, когда предприятия питания самостоятельно разрабатывают тарифы на основные и дополнительные услуги, значение себестоимости как основы формирования цен на производственный продукт ещё более возрастает.
На экономические показатели торговых предприятий влияет экономический контроль за издержками. Классификация издержек позволяет вскрывать резервы экономии материальных, трудовых и финансовых затрат предприятия питания, снижать себестоимость продукции собственного производства, увеличивать рентабельность. Кроме того, она имеет важное значение для предприятия питания и гостиниц, так как позволяет определить эффект операционного (производственного) рычага и на его основе осуществить максимизацию прибыли.
1.1 Роль и сущность издержек производства и обращения.
Деятельность торгового предприятия с момента его создания связана с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По характеру затраты подразделяются на два вида - текущие и долговременные.
Текущие затраты торгового предприятия связаны с решаемыми в процессе хозяйственной деятельности тактическими задачами – закупкой, транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, рекламой, реализацией товаров и т.п.
Долговременные затраты (инвестиции) связаны с решением стратегических задач – строительством, реконструкцией, покупкой новых видов машин и оборудования и т.п.
Текущие затраты торгового предприятия представлены в основном издержками обращения.
Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово – производственной деятельности предприятия.
Роль издержек обращения для торговых предприятий весьма значительна. Они оказывают влияние на прибыль, так как в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между валовым доходом и издержками обращения. В связи с этим издержки обращения можно определить как инструмент, с помощью которого предприятие регулирует процесс формирования прибыли, устанавливает размер торговой надбавки к цене реализуемого товара.
Если рассматривать издержки обращения с точки зрения принятия экономических решений, то издержки – это всегда альтернативные расходы, т.е. альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения. Торговое предприятие должно иметь чёткое представление об эффективности каждого вида затрат.
Издержки обращения имеют важное социальное значение, так как за их счёт выплачиваются установленные законодательством социальные платежи.
По своей экономической сущности издержки обращения условно подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые издержки обращения – это затраты торгового предприятия, связанные с торговым обслуживанием, с продажей товара и сменой форм стоимости. Эти затраты общественно необходимы, по своей сути в рыночных условиях производительны и создают новую потребительную стоимость – торговую услугу. Они возмещаются за счёт цены торговой услуги – торговой надбавки.
Дополнительные издержки обращения – это затраты торгового предприятия по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения, преобразованием производственного ассортимента в торговый: затраты на транспортировку, хранение, доработку, упаковку товаров и т.п. Товар как потребительная стоимость сохраняется, преобразуется, доводится до потребителя при одновременном увеличении его стоимости.
Торговые предприятия не ведут отдельный учёт чистых и дополнительных издержек обращения. Их соотношение можно выявить по данным специальных выборочных обследований. Оно не может быть одинаковым для всех торговых предприятий, так как различны затраты, определяемые типом, товарной специализацией, месторасположением предприятия, объёмом и структурой его товарооборота, размером торговой площади, численностью занятого персонала. В настоящее время доля чистых издержек обращения в общей их сумме возрастает, что обусловлено требованиями рынка к повышению культуры обслуживания покупателей и конкурентоспособности предприятий.
1.2. Классификация издержек производства и обращения.
Различные виды издержек по-разному реагируют на процессы товародвижения и реализации товаров. Их формирование имеет свою специфику. Для более глубокого познания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана система классификации затрат, т.е. их группировка по какому-либо предварительно разработанному или принятому признаку. Классификация позволяет непрерывно контролировать и анализировать издержки обращения по их разновидностям, следить за их динамикой, выявлять изменения и тенденции, повышать обоснованность плановых показателей Издержки обращения классифицируют по следующим основным признакам:
- по видам затрат
- по степени зависимости от изменения товарооборота
- по степени целесообразности понесённых затрат
- по способу отнесения на конкретные результаты деятельности и другим признакам
По видам затрат издержки обращения подразделяются на элементы и статьи.
Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на реализацию товаров, который на уровне торговой организации невозможно разложить составные части.
В соответствии со ст. 253 НК РФ для всех предприятий установлена единая и обязательная группировка расходов по экономическим элементам:
1) материальные расходы
2) расходы на оплату труда
3) суммы начисленной амортизации
4) прочие расходы
Затраты торгового предприятия по их экономическому содержанию представлены на схеме:
Затраты торгового предприятия |
Издержки обращения |
Затраты, не учитываемые в составе издержек обращения |
|
|
Рис. 1.1. Структура затрат торгового предприятия
Поэлементная группировка затрат показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по торговой организации за определённый период времени независимо от того, где они возникли и на реализацию какого конкретного товара использованы.
Материальные расходы включают стоимость израсходованных (потреблённых) в процессе операционной деятельности торговых предприятий материалов и комплектующих изделий некапитального характера, топливно–смазочных материалов, строительных материалов и запасных частей для проведения текущего ремонта основных средств и других внеоборотных активов, тары и тарных материалов, товаров для собственного использования (без последующей продажи) или отобранных для оценки качества и некоторые другие аналогичные текущие материальные расходы.
Особенностью материальных расходов в торговле является то, что в их состав не включается стоимость закупаемых товаров.
Торговое предприятие закупает уже произведённые товары, затрачивая средства лишь на доведение их до потребителя. Средства на закупку товаров постоянно находятся в обороте. Их вкладывают, авансируют в товарные запасы за счёт собственных средств и запасов (краткосрочных кредитов банков, привлечения денег пайщиков или акционеров, займов у других предприятий и т.п.). Наконец, они возмещаются за счёт прибыли, полученной в результате коммерческой деятельности.
К расходам на оплату труда относятся все виды выплат основной и дополнительной заработной платы штатных и внештатных работников торгового предприятия, относимых на издержки обращения. Формы материального стимулирования персонала за счёт прибыли в состав текущих затрат не включаются.
Суммы начисленной амортизации включают величину амортизационных отчислений, учитывая установленные группы амортизируемого имущества и порядок расчёта сумм амортизации.
В прочие расходы включают все прочие виды издержек обращения торгового предприятия.
Указанные элементы затрат подробно рассмотрены в ст. 254-264 НК РФ.
Деление затрат по элементам помогает выделить затраты живого и овеществлённого труда, углубить анализ и дать более объективную оценку результатов деятельности предприятия, однако оно не позволяет выявить направление и целевое назначение отдельных затрат. Для решения этой задачи предприятия осуществляют учёт, анализ и планирование издержек обращения по номенклатуре статей. Номенклатура издержек обращения представляет собой совокупность издержек в разделе отдельных статей.
Перечень статей издержек обращения устанавливается предприятием самостоятельно в соответствии со ст.252 НК РФ. При этом возможно использование номенклатуры из основных статей издержек, рекомендованных Методическими рекомендациями по учёту затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утверждёнными Роскомторгом и Минфином России 20 апреля 1995 г. №1-550, 32-2.
Традиционно в состав издержек предприятий торговли и общественного питания включаются следующие статьи:
- Транспортные расходы
- Расходу на оплату труда
- Отчисления на социальные нужды
- Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря
- Амортизация основных фондов
- Расходы на ремонт основных средств
- Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов
- Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд
- Расходу на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров
- Расходы на рекламу
- Потери товаров и технологические отходы
- Расходы на тару
- Прочие расходы
В методических рекомендациях номенклатура затрат включает 14 статей, в том числе статью «Расходы по оплате процентов за пользование займом». Согласно Положению по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99) затраты по оплате процентов за пользование займом относятся к операционным расходам и поэтому учитываются в составе прочих расходов. В связи с этим данный вид расходов в настоящее время не учитывается в составе издержек обращения.
- По степени зависимости от изменения объёма товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.
Практическая ценность такого деления состоит в следующем: во-первых, оно способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения издержек при росте товарооборота; во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, т.е. «запас финансовой прочности» предприятия; в-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинальной прибыли (валовой доход минус переменные затраты) для определения торговой надбавки.
Постоянные издержки обращения представляют собой виды затрат, которые в каждый данный момент не зависят непосредственно от величины и структуры товарооборота. К ним относятся: расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; амортизация основных средств; расходы на ремонт основных средств; износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов; расходы на оплату труда административно-управленческого персонала; ряд элементов затрат по статье «прочие расходы». Эти издержки обращения являются постоянными только в коротком периоде деятельности. Они не зависят от объёмов реализации до тех пор, пока не потребуется их дальнейшее увеличение, а тем самым - увеличение производственных мощностей, численности персонала.