Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена одиночества
1.1. Одиночество в психологии: определение содержания феномена
1.2. Основные подходы в психологии к одиночеству
Глава 2. Анализ методик диагностики одиночества
2.1. Организация и методики исследования
Таким образом, одиночество является всепоглощающим чувством, остро субъективное и индивидуальное переживание, отличающееся стойким и глубоким погружением в свое внутреннее «Я». Одиночество необходимо для саморазвития, рефлексии, самоактуализации при условии «позитивного» переживания. Одиночество можно рассмотреть в качестве кризиса, в результате которого появляется новообразование. Если процесс переживания одиночества проходит с настроем человека на положительный результат, то новообразование решает те факторы, которые и привели к состоянию одиночества. Если же процесс приобретает негативный оттенок и индивид не желает меняться или отделяться от своей привычной социальной среды, то одиночество приобретает отрицательный характер и ощущается индивидом ярко-выраженным и длительное время.
На сегодняшний день проведено достаточно большое количество исследований феномена одиночества, результаты которых могут не только влиять на целевую аудиторию, но и изменять отношения аудитории к проблеме.
Выводы по главе 1
1. Одиночество является сугубо личным переживанием и обладает специфическим чувством полного погружения в самого себя. Разнообразие форм и причин одиночества порождает множество возможностей его проявления и влияния на личность.
2. Одиночество может проявляться в таких категориях, как чувство, процесс, отношение, потребность. Являясь психическим состоянием, одиночество может быть представлено множеством разных видов, однако основными из них являются отчуждающее одиночество, диффузное одиночество, диссоциированное одиночество и управляемое одиночество.
3. Состояние одиночества у индивида может проходить как без внешних проявлений, так и с выраженными внешними проявлениями, такими как: изменение поведения, потребность в уединении, отрыв от реальности, избегание контактов, иррациональная система коммуникации и деятельности.
4. Феномен одиночества представлен посредством различных подходов: социологического, экзистенциального, феноменологического, когнитивного, гуманистического, психодинамического, интеракционистского, приватного подходов.
5. При многообразии подходов к определению одиночества практически все исследователи приходят к выводу, что это переживание имеет чисто субъективный и индивидуальный характер, так или иначе одиночество описывается как тяжелое и глубокое чувство, вследствие которого могут проявляться несвойственные индивиду формы поведения.
Глава 2. Анализ методик диагностики одиночества
2.1. Организация и методики исследования
В эмпирическом исследовании по теме «Исследование феномена одиночества в психологии» приняли участие 20 испытуемых (студенты вуза), выборка случайная, добровольная.
Выбор юношеского возраста неслучаен, поскольку именно в этот возрастной период одиночество впервые начинает серьезно осознаваться и переживаться личностью. В этот период интенсивно развивается рефлексия и происходит переход на новый уровень самосознания, когда появляется потребность определить позиции в собственном развитии и в межличностных отношениях, т.е. юношеский период связан с личностным и социальным самоопределением.
Объект исследования: одиночество в юношеском возрасте.
Предмет исследования: особенности проявления одиночества в юношеском возрасте.
Цель исследования: определение особенностей проявления одиночества у студентов.
Гипотеза исследования состоит в предположении наличия связи между переживанием одиночества и установлением контактов с помощью эмоций у студентов.
В соответствии с выдвинутой гипотезой в ходе исследовательской работы на данном этапе решались следующие задачи:
1. Определить уровень субъективного ощущения одиночества у студентов.
2. Выявить глубину переживания одиночества у студентов.
3. Определить индивидуальные особенности переживания одиночества и отношение к одиночеству у студентов.
4. Выявить проблемы, связанные с проявлением эмоций в установлении контактов.
5. Провести корреляционный анализ полученных результатов.
В данном исследовании использованы следующие методики:
1) «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассол и М. Фергюссон);
2) Опросник «Одиночество» (С.Г. Корчагина);
3) «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев);
4) «Что вам мешает устанавливать контакты с партнерами при помощи эмоций» (В.В. Бойко).
Кратко представим каждую методику.
Методика «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассола и М. Фергюссона предназначена для определения переживания одиночества. Опросник включает 20 утверждений с четырьмя альтернативными вариантами ответов («часто», «иногда», «редко», «никогда»). При обработке данных подсчитывается сумма каждого из вариантов ответов, «часто» – 3 балла, «иногда» – 2 балла, редко – 1 балл и «никогда» – 0 баллов. Далее посчитывается общая сумма. Максимальный балл, указывающий на высокий уровень одиночества, составляет 60 баллов. Набранные от 0 до 19 баллов указывают на низкий уровень одиночества, 20-39 баллов – средний уровень, 40-60 баллов – высокий уровень субъективного одиночества.
Опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной направлен на диагностику глубины переживания одиночества. Методика включает 12 вопросов с четырьмя вариантами ответов («всегда», «часто», «иногда», «никогда»). При обработке данных каждому ответу приписываются соответствующие баллы – 4, 3, 2, 1. Окончательным результатом является сумма набранных баллов, при этом 12-16 баллов являются показателем отсутствия переживания одиночества в настоящий момент; 17-27 – наличие неглубокого переживания возможного одиночества; 28-38 – наличие глубокого переживания актуального одиночества; 39-48 – наличие очень глубокого переживания одиночества, нахождение в этом состоянии.
Методика «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева (ДОПО-3) предназначена для диагностики индивидуальных особенностей переживания одиночества и отношения к одиночеству. Опросник включает 24 утверждения (краткая версия) с четырьмя вариантами ответов («не согласен», «скорее не согласен», «скорее согласен», «согласен») и тремя шкалами. Обработка результатов предполагает расчет баллов согласно ключу методики, и учету суммарных значений по восходящей шкале (прямые ответы) 1, 2, 3, 4 балла, и по нисходящей (обратные ответы) – 4, 3, 2, 1 балл.
Методика «Что вам мешает устанавливать контакты с партнерами при помощи эмоций» (В.В. Бойко) направлена на выявление мешающих факторов в установлении эмоциональных контактов. Опросник включает 25 вопросов с двумя вариантами ответов: «да», «нет». Обработка результатов проводится согласно ключу методики, определяя проблемы с эмоциональным общением, относящимся к пяти шкалам. Окончательным результатом является сумма, набранных балов, если количество баллов не превышает пяти, то эмоции не являются помехой в общении; 6-8 баллов говорит о присутствии некоторых проблем в общении; 9-12 баллов указывают на сложность эмоционального характера в процессе повседневного общения; от 13 баллов и выше является показателем явных помех при установлении контактов с людьми в неумении проявлять эмоции.
2.2. Анализ результатов исследования
На первом этапе исследования с помощью методики «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассола и М. Фергюссона определен уровень субъективного ощущения одиночества у испытуемых. Полученные сырые данные бальных оценок были просуммированы (Приложение 1). Далее показатели суммарных баллов соотнесены с уровнями одиночества (табл.1):
Таблица 1
Показатели уровней переживания одиночества среди испытуемых
Код испытуемого |
Суммарный балл |
Уровень |
1 |
18 |
низкий |
2 |
15 |
низкий |
3 |
36 |
средний |
4 |
33 |
средний |
5 |
43 |
высокий |
6 |
19 |
низкий |
7 |
20 |
средний |
8 |
33 |
средний |
9 |
43 |
высокий |
10 |
19 |
низкий |
11 |
42 |
высокий |
12 |
19 |
низкий |
13 |
13 |
низкий |
14 |
42 |
высокий |
15 |
44 |
высокий |
16 |
33 |
средний |
17 |
17 |
низкий |
18 |
45 |
высокий |
19 |
9 |
низкий |
20 |
47 |
высокий |
Дальнейшая обработка результатов исследования предполагала приведение выявленных уровней переживания одиночества в процентное соотношение (табл.2):
Таблица 2
Соотношение уровней переживания одиночества
среди испытуемых
Уровень |
Количество испытуемых |
% |
низкий |
8 |
40 |
средний |
5 |
25 |
высокий |
7 |
35 |
Для удобства анализа полученные результаты представлены в диаграмме (рис.1):
Рисунок 1. Соотношение уровней переживания одиночества
в группе испытуемых
Анализ полученных результатов показал, что среди испытуемых выявлены следующие уровни переживания одиночества:
– 40% испытуемых показали низкий уровень одиночества, что характеризует их как общительных, умеющих выстраивать отношения с людьми, уверенных в себе, волевых и др.;
– 25% – средний (неглубокий) уровень – эти испытуемые стремятся занять определенное положение в группе как бы слиться с ней, но при этом боятся потерять свою индивидуальность, находясь между двух крайностей;
– 35% – высокий уровень – эти испытуемые более уязвимы перед обстоятельствами жизни, они часто зависят от меняющихся социальных и межличностных отношений, переживаний, связанных с поиском своего места в этом мире, переменой условий жизни, связанных с учебой или профессией и др.
Следовательно, ⅓ опрошенных студентов имеют высокий уровень субъективного одиночества, что является показателем неудовлетворенности, имеющимися социальными и межличностными отношениями с окружающими людьми. Субъективное ощущение одиночества в юношеском возрасте, с одной стороны, воспринимается как возрастная норма психического развития, с другой стороны, как стойкое переживание именно субъективности одиночества, когда студент имеет большое социальное окружение, но при этом чувствует себя одиноким, что может также говорить о глубокой интровертированности личности.
На втором этапе исследования с помощью опросника «Одиночество» С.Г. Корчагиной выявлена глубина переживания одиночества у испытуемых.
Полученные сырые данные бальных оценок были просуммированы (Приложение 2). Далее показатели суммарных баллов соотнесены с глубиной переживания одиночества (табл.3):
Таблица 3
Показатели глубины переживания одиночества среди испытуемых
Код испытуемого |
Суммарный балл |
Глубина переживания |
1 |
26 |
неглубокое переживание |
2 |
23 |
неглубокое переживание |
3 |
24 |
неглубокое переживание |
4 |
15 |
не переживает |
5 |
30 |
глубокое переживание |
6 |
26 |
неглубокое переживание |
7 |
13 |
не переживает |
8 |
21 |
неглубокое переживание |
9 |
37 |
глубокое переживание |
10 |
24 |
неглубокое переживание |
11 |
32 |
глубокое переживание |
12 |
26 |
неглубокое переживание |
13 |
24 |
неглубокое переживание |
14 |
35 |
глубокое переживание |
15 |
37 |
глубокое переживание |
16 |
24 |
неглубокое переживание |
17 |
16 |
не переживает |
18 |
31 |
глубокое переживание |
19 |
16 |
не переживает |
20 |
30 |
глубокое переживание |