Файл: Бюджетный федерализм в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджеты всех уровней связаны между собой в сфере межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения – это система взаимодействия между органами власти по делению на непрерывной основе расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и доходных ресурсов, и межбюджетному регулированию в рамках гарантирования доступа граждан к получению бюджетных услуг в границах и качестве не менее нужного уровня[13].

Присутствие межбюджетных отношений определяется разным экономическим развитием определенных территорий. Некоторые из них обладают богатыми естественными ресурсами, другие имеют хорошее стратегическое значение, решающее их место в стране. Природные фонды являются собственностью всех граждан, проживающих в государстве. Данный факт определяет важность заинтересованности государства перераспределения, в общем, процента, который приносят данные ресурсы[14].

Помимо этого, в определенных регионах индустрия развивалась заметно быстрее, нежели в других. В период экономического кризиса 1992-1998 гг., который сопровождался упадком производственных сил практически на половину, диссонанс развития конкретных регионов заметно усилился.

Межбюджетные отношения опираются на следующие принципы: – распределение и фиксация издержек бюджетов по соответствующим уровням бюджетной системы России;

– разделение стабилизирующих доходов по уровням бюджетной системы страны;

– тождество бюджетных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований;

– выравнивания уровней минимальной бюджетной самодостаточности субъектов РФ и МО;

– равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равноправие местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.

Характерностью межбюджетных отношений являются бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Федеральный бюджет – это главный финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Собственно федеральный бюджет представляет собой основной инструмент перераспределения национального дохода и ВВП, мобилизующих финансовые ресурсы, требуемые для стабилизации экономического развития стран и проведения социальной политики на всей территории государства[15].

Федеральный бюджет организовывается с учетом важности воплощения в жизнь предпочтенной социально-экономической стратегии[16]. Так, основными целями и задачами бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов являются[17]:


– Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.

– Повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании.

– Снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.

– Повышение эффективности финансовых взаимоотношений бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.

– Повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг.

– Оптимизация расходов на оплату труда. – Снятие ограничений транспортной инфраструктуры.

– Повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений.

– Повышение эффективности управления государственным долгом и государственными финансовыми активами[18].

На наш взгляд, общим свойством для данной политики страны можно считать бюджетный федерализм, который представляет сложную структуру налогово-бюджетных обоюдных отношений институтов власти на всех ступенях бюджетного процесса.

Бюджетный федерализм – это механизм управления федеративными отношениями на фоне определенно образованных бюджетно-налоговых связей.

В узком, а именно научном, смысле теории бюджетного федерализма, равно как и каноничного определения нет. Самый важный вопрос, который стоит перед российским бюджетным федерализмом – это его невысокая эффективность. Первопричиной тому стала большая раздробленность субъектов по размеру доходности.

Так по отчету Минфина, более половины всех налоговых возможностей страны сконцентрировано в 12 регионах РФ. Исходя из этого, важно учесть что, когда разговор идет о бюджетном федерализме, имеют в виду движение расходов и доходов, т.е. их распределение и перераспределение, на основе сочленения централизации и децентрализации. В совершенстве данная схема планирует автономность региональных и местных бюджетов, но при этом оставить за центральным аппаратом преобладающий статус в урегулировании ключевых проблем финансирования государственной деятельности[19].

На практике осуществление бюджетного федерализма произойдет лишь при правовом распределении бюджетных поручений, включающих в себя три стороны:

– разделение доходных (налоговых) полномочий;

– дифференциация расходных полномочий;

– выравнивание бюджетов.

Совершенная форма бюджетного федерализма предполагает собой, равенство доходов и расходов членов Федерации, которое закреплено за определенным эшелоном власти, хотя данное имеет место быть лишь теоретически, на деле между расходными полномочиями и доходными возможностями образуется разрыв.


Следствием чего становится «вертикальный дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Помимо них выделяют «горизонтальный финансовый дисбаланс», обусловленный неодинаковым распределением доходной части в разных регионах. Благодаря чему федерализм предполагает вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетных систем.

Значение и цель бюджетного выравнивания могут быть разнообразными. Бюджетное выравнивание присуще как федеративным, так и унитарным государствах. Оно представляет собой явно нужный способ существования государственной экономической системы и равно ей системы бюджетной. Тактически направленность бюджетного выравнивания заключается в том, чтобы консолидировать федеративное устройство страны, земли, народы и всех проживающих в ней граждан. Важность бюджетного выравнивания определяется значимым разграничением субъектов государства по степени их социально-экономической развитости, бюджетным возможностям, а также по уровню бюджетной самодостаточности соответствующей территории[20].

Вертикально сбалансированной принято считать бюджетную систему в том случае, если число поступлений бюджеты всех уровней управления достаточно для реализации их функций. Таким образом, отсутствует неравенство расходных и доходных полномочий. Основополагающим моментом для вертикального выравнивания служит четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, довольными для выполнения этих обязанностей. Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней. Вертикального выравнивания является более важным и сложным, оно происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.

Глава 2. Исследование бюджетного федерализма в России

2.1. Становление и развитие бюджетного федерализма в России

В последнее время в различных науках (прежде всего в правовых, экономических, политических), изучающих вопросы устройства государства, в органах государственной и муниципальной власти, в обществе особое внимание уделяется изучению и роли так называемого бюджетного (фискального) федерализма.


Согласно позициям некоторых современных ученых (например, Р.Масгрейв, Н.Ермасова), внедрение и активное постоянное использование идей бюджетного (фискального) федерализма позволяет положительно влиять на эффективность государственного управления (в том числе повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг, обеспечить политическую стабильность в государстве, сохранить местные (национальные, территориальные) традиции и обычаи, не умоляя, а, наоборот, приумножая признание государственного суверенитета и единства всех частей государства). В настоящее время в России наблюдается процесс активного внедрения в практику принципов бюджетного (фискального) федерализма.

Так, в послании Президента РФ Федеральному собранию РФ в 2011 году говорится «о необходимости децентрализации власти, о проведении серьезного перераспределения властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов, о приближении к людям исполнение важнейших для них функций государства, об усилении политической ответственности руководителей регионов и муниципалитетов за конечные результаты их работы по развитию территорий, по повышению качества оказываемых людям услуг»[21].

В обществе много разговоров о централизации финансовых потоков страны через «Москву», о направлении больших объемов финансовой помощи в регионы Северного Кавказа, о наличии огромного количества дотационных регионов России, об их скудности, о вымирании «сельских образований», о периодических сепаратистских движениях, мотивами которых является недостаточно справедливая финансовая политика государства.

Исходя из изложенного, представляется важным и своевременным изучение исторических оснований, позволяющих выявить особенности, определенные тенденции, риски реализации в России идей бюджетного федерализма. Российское государство как любое другое государство имеет свой опыт образования и становления. В этой связи для внедрения и реализации в России идей бюджетного федерализма необходим анализ истории нашей страны, ее индивидуальности в финансовой сфере, ментальности российского народа, самобытности российских условий.

В настоящее время под бюджетным (фискальным) федерализмом понимается научное учение, предметом которого является изучение целого комплекса вопросов, связанных с эффективным финансовым устройством государства. В контексте данного научного направления затрагиваются такие вопросы как эффективное разграничение полномочий и доходных источников между уровнями власти, внедрение наиболее актуальных механизмов межбюджетного взаимодействия (предоставление трансфертов, бюджетных кредитов), иных механизмов финансового взаимодействия (например, передача имущества, установление возможности правотворчества на различных уровнях публичной власти, методологическая помощь, контроль).


Обратившись к истории становления и развития в России идей бюджетного федерализма, мы такого на первоначальных этапах образования России конечно же не увидим, но мы можем проследить становление России как единого государства с времен общинного существования и до современности, изучить вопросы взаимоотношений центрального аппарата и местных структур, каким образом в данном случае осуществлялось взаимодействие в финансовом блоке, каковы при этом были особенности, каким образом население участвовало в решении государственных, местных вопросов, какие меры предпринимали государственные лица в финансовой сфере для успешного развития государства.

Итак, в целях придания исследованию определенной структуры полагаю целесообразным разбить его на следующие этапы:

  1. Период образования и становления Киевской Руси;
  2. II. Период феодальной раздробленности на Руси;
  3. III. Период централизации (становление и развитие Московского княжества, образование и развитие Российской империи);
  4. IV. Период правления Александра II – образование СССР; V. Советский;
  5. VI. Современный.
  6. Древнерусское государство по типу относилось к раннефеодальным монархиям, основными характеристиками которых являются слабая связь между отдельными частями государства, опора княжеской власти на совет, состоящий из дружинников и земских людей (представителей местной знати), значительная роль общинного управления[22].
  7. В этот период практически отсутствует разделение функций и компетенций между уровнями власти. Княжеская власть стремится к централизации, но повседневная жизнь на местах в значительной степени определяется началами самоуправления. Хозяйственная деятельность и отчасти правосудие остаются функцией общины. Центр осуществляет лишь самую общую координацию жизнедеятельности составляющих государственную целостность территорий. Входящие в состав Древнерусского государства земли выплачивали киевскому князю дань за осуществление данных функций.
  8. На данном историческом этапе происходит становление единого государства со своей системой управления, при этом компетенции центральной власти и формирующихся обособленных территорий Руси определены в самых общих чертах. Налог имеет форму дани, затем оброка, что указывает на ее «силовой» характер, устанавливаются и собираются Великим князем и подлежат безусловному соблюдению со стороны местных территорий, но не всегда ими выплачиваются.
  9. Следующий этап развития нашей страны ученые называют периодом феодальной раздробленности. Данный период знаменуется становлением обособленных публичных образований со своей системой управления, со своими источниками доходов, независимых и самостоятельных в своей политике. Продолжительный по времени (более двух столетий) заложил основы формирования у каждого публичного образования определенной индивидуальности и самобытности, которая прослеживается и в настоящее время. Третий этап взаимодействия публичных образований в России является достаточно продолжительным, но тем не менее его представляется возможным охарактеризовать как единый, поскольку основным его признаком на всем этапе является установление и постепенное развитие идей централизации в нашей стране.
  10. Первая половина XV века проходила в условиях ожесточенной феодальной войны. В 1470-х годах Иван III стал проводить политику, направленную на достижение полной независимости от Орды[23].