Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность. В последние годы резко возросла, и продолжает расти роль территориальных финансов, тем самым возрастает роль местных бюджетов. Величина местных финансов становится важной не только в России, но и в зарубежных странах.
Важным вопросом становится на наш взгляд справедливое распределение доходов и расходов между бюджетами. К примеру действия центра направлены на сокращение государственных расходов, то и региональная политика должна быть направлена на сокращение расходов на уровне субъектов федерации. Но сбалансированность в российских кризисных условиях, задача непростая. Но тем не менее межбюджетные отношения, которые основаны на принципах бюджетного федерализма – является одним из важнейших условий создания в России истинно рыночного бюджетного устройства.
Целью курсовой работы является исследование бюджетного федерализма в России.
Задачи курсовой работы:
- исследовать понятие и содержание бюджетного федерализма;
- рассмотреть бюджетный федерализм как принцип возникновения межбюджетных отношений;
- изучить становление и развитие бюджетного федерализма в России;
- проанализировать Российский и мировой опыт бюджетного федерализма;
- Выявить проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма в России.
Предмет исследования – бюджетный федерализм в России.
Объектом исследования является развитие бюджетного федерализма в России.
Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию франчайзинга в России и за рубежом.
Методологическую основу исследования составляют труды ведущих зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам функционирования бюджетного федерализма. Сравнительный анализ теоретико- методологических подходов к проблеме бюджетного федерализма позволил выявить общие проблемы и подходы к данному феномену зарубежных авторов, рассмотреть эволюцию понятия «бюджетный федерализм». Для изучения законов и нормативных актов, касающихся сферы бюджетного федерализма, применялся комплекс формально-правовых методов.
Информационная база исследования представлена действующими нормативно-правовыми и законодательными актами, монографиями и учебными работами ведущих экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, электронными источниками, актуальными статистическими материалами.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетного федерализма
Понятие и сущность бюджетного федерализма
Под федерализмом следует понимать метод государственного управления, который сочетает в себе круг интересов страны с интересами отдельных его элементов, обеспечивается целостность и единство государства при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, которые находятся в их компетенции. Есть очень много определений бюджетного федерализма[1].
Бюджетный федерализм – это метод построения бюджетных отношений между федеральной властью и властями государственнонациональных и административно-территориальных подразделений согласно рациональному, научно аргументированному формированию доходов бюджетов любого уровня и финансированию расходов, осуществляемых из них[2].
Другое определение этого понятия называет бюджетным федерализмом принципом построения бюджетных взаимоотношений, позволяющий при условии независимости бюджетов совмещать интересы Федерации и интересы каждого ее субъекта и органов местного самоуправления. Многие авторы определяют бюджетный федерализм как форму бюджетного устройства в федеративном государстве, включающая «концепцию бюджетно-налоговых отношений органов власти и управления разных уровней на всех стадиях бюджетного процесса»[3].
Бюджетный федерализм выражается как в нормативном, так и в законодательном определении налогово-бюджетных отношений между разными уровнями бюджетов, между различными налогоплательщиками и разными уровнями бюджетов, в конкретизации прав и обязательств во взаимодействиях среди указанных сторон на абсолютно всех стадиях бюджетного процесса. Одним из главных условий бюджетного федерализма является необходимость «нижестоящих» бюджетов соблюдать условия равенство (независимости) во взаимоотношениях с «вышестоящими». Основное в бюджетном федерализме это отношения, которые основываются на выгодных условиях в межбюджетной сфере, подразумевающие равновесие централизма и децентрализма во всех областях, и которое удовлетворяет всем потребностям населения в общественных благах[4].
Сущность бюджетного федерализма можно раскрыть с помощью следующих принципов[5]:
- целостность интересов государства и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех 3-х уровней власти согласно вопросов, касающихся бюджета;
- комбинация принципов централизма и децентрализма при разделении бюджетно-налоговых полномочий, доходов и расходов, перераспределение и распределение первых на объективной основе в консолидированные бюджеты субъектов Федерации;
- высокий уровень независимости бюджетов и ответственности органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность;
- интенсивное участие субъектов Федерации в создании и осуществлении налогово-бюджетной политики страны, в том числе и межбюджетные отношения. Бюджетный федерализм представляет собой финансово-правовую группу, охватывающую в себе следующие ключевые свойства:
- субъектный состав правоотношений. Основывается в том, что субъекты Российской Федерации и муниципальных образований могут вступать друг с другом в правовые отношения за счет своих представительных и исполнительных органов власти и управления;
- уровни бюджетной системы обязаны быть самостоятельными;
- цель бюджетного федерализма заключается в том, чтобы обеспечить гарантированный объем минимальных социальных услуг и достойный уровень жизни любому человеку и гражданину государства;
- является формой организации правовых отношений[6].
В Российской Федерации установлена конституционная модель бюджетного федерализма. Конституция устанавливает подобные принципы бюджетной системы, как разграниченность и независимость бюджетов всех значений. Звеном конституционной модели бюджетного федерализма считаются общие бюджетные и налоговые возможности Федерации и ее субъектов. Они обоюдно сдерживают права центра и регионов, а также определяют их связь и взаимосвязь, характеризуя целостность бюджетной и налоговой системы[7].
Конституцией предоставлено в общее управление Федерации и ее субъектов утверждение единых принципов налогообложения и сборов, также на основе единых принципов налогообложения субъекты Федерации имеют право внедрять собственную концепцию налогов и сборов.
В настоящее время действуют три концепции налогообложения, тем не менее это ни как не значит полного отделения бюджетов и налоговых систем: так как Федерация и ее субъекты совместно ведают финансовой, налоговой основой в виде общегосударственной собственности, земли, недр, водных и иных природных ресурсов. Учтены кроме того и федеральные фонды регионального развития; из этого следует появление межбюджетных связей и связей налоговых систем.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что существуют конституционные основы формирования успешной модели бюджетного федерализма. Тем не менее, настоящая его сущность существенно сложнее и предполагает взаимодействие общественно-политических интересов властных структур страны различных уровней, которые направляются на формирование, присвоение, распоряжение и применение денежных ресурсов общества при помощи системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов.
Непосредственно в рамках данной системы заключена процедура экономического обращения внутри страны, которая выражается в особых финансовых кругооборотах бюджетных денежных ресурсов между юридическими и физическими лицами, органами власти и субъектами присвоения ресурсов[8].
Бюджетный федерализм является определенным посредником обмена в системе "экономика — государство — экономика", где государство представляет собой целую систему субъектов. Бюджетный федерализм разделяют на 2 сферы: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сфера отражает окончательную предназначенность бюджетных отношений, при котором государство «обслуживает» общество, и чем "обслуживание" дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма. Внутренняя сфера осуществляет функции централизации, перераспределения и распределения средств бюджета между уровнями государственной власти.
Сущность бюджетного федерализма как системы налогово-бюджетного устройства страны состоит в нормативно-законодательном утвержден бюджетных прав и непосредственных обязанностей 2-х сторон — региональных и федеральных органов власти и управления, законов их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, способов выборочного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами[9].
По существу, бюджетный федерализм рассматривается как форма бюджетного устройства в федеративном государстве, при которой звенья бюджетной системы участвуют в едином бюджетном процессе, который ориентированный на учет интересов государства и на осуществление интересов субъектов Федерации. Бюджетный федерализм осуществляется при помощи единой общественно-финансовой и бюджетно-экономической политики страны.
Подобная организация бюджетных отношений дает возможность в условиях независимости, самостоятельности каждого бюджета совмещать в себе фискальные интересы Федерации и интересы ее субъектов и органов самоуправления. Модель бюджетного федерализма в Российской Федерации является уникальной. Наличие 85 субъектов Федерации определяет сложность системы, которая учитывает различия как и экономического, так и исторического, климатического, географического, национального характера. Помимо этого, абсолютное и последовательное осуществление механизма бюджетного федерализма осложнено в настоящее время общим недостатком бюджетных средств, который возник из-за последствий финансовых и экономических кризисов.
Поэтому основной задачей органов государственной власти является найти оптимальную модель бюджетных отношений в государстве и устранить противоречия и диспропорции, которые возникли. В этом случае, безусловно, необходимо принять упреждающие меры[10].
Российский бюджетный федерализм проходит непростой, болезненный период развития. Для данного периода свойственно: неминуемая борьба регионов с "традициями" бюджета тоталитарной страны, и желание сохранить Россию как страну, не допускающая превалирование местных интересов над общегосударственными.
Модель бюджетного федерализма будет эффективной, если будут выполняться определенные условия:
- демократическое и четкое разделение полномочий между всеми органами власти по доходам и расходам;
- каждый уровень власти будет наделен финансовыми ресурсами, для того чтобы реализовать свои полномочия;
Но на сегодняшний день, данные условия не выполняются, и в этом существует проблема. На практике не наблюдается самостоятельность функционирования бюджетов, как на уровне субъектов Федерации, так и на уровне органов местного самоуправления. Не имеем долгосрочные нормативы бюджетных взаимоотношений, помимо законодательно закрепленной за каждым уровнем власти номенклатуры налогов и доли федеральных налогов, которые поступают в распоряжение субъектов Федерации. Отсутствует разграничения полномочий между органами власти по расходам, отсутствует нормативная основа формирования финансовых ресурсов для реализации полномочий органов власти. Не разрабатываются минимальные общественные стандарты, которые устанавливаются федеральными органами государственной власти[11].
На индивидуальной основе осуществляется предотвращение как вертикальных, так и горизонтальных дисбалансов. Бюджетная система каждой страны находиться в условиях несбалансированности бюджетов. Для нормального функционирования бюджетной системы в стране нужен "перелив" бюджетных средств, который, тем не менее, не способен быть произвольным. Система его осуществления четко обязана быть отработана и отлажена[12].
Подводя итог, можно сказать, что бюджетный федерализм – это распределение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления по поводу формировании и исполнении бюджетов разных уровней.
Бюджетный федерализм как принцип возникновения межбюджетных отношений