Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 4
По сравнению с рингом, октагон не позволяет бойцам выпасть с арены, а также добавляет преимущества бойцам с борцовской базой, а именно контроль соперника у сетки и проведение многих бросков с добиванием, не позволяя сопернику встать на ноги.
Рисунок 1. Октагон организации UFC
Первая арена для проведения боёв по смешанным единоборствам был именно октагон. Через некоторое время, когда начали появляться новые бойцовские организации, октагон претерпел некоторые изменения. Так, в организации «Strikeforce» использовался «шестиугольник», который отличался от восьмиугольника UFC шестью основаниями.
В организации «Bellator» используется круговая клетка, т.е. в отличии от первых двух арен, тут клетка имеет сугубо круглые основания и не имеет 8-ми угловых оснований.
Также, турниры по ММА проходят, как и в боксе на боксёрских рингах,
но учитывая специфику смешанных единоборств, наиболее частая арена для соревнований используется именно октагон.
Борьба за выживание.
Руководители организации.
Основоположником организаций турниров по смешанным единоборствам был калифорнийский бизнесмен Арту Дэйви и мастер бразильского джиу-джитсу Рорион Грейси, у которого была своя школа по джиу-джитсу. Изначально, задолго до первых турниров, Грейси проводил турниры по «вале-тудо» в Бразилии в 1992 году. Дэйви, Грейси и Джон Милиус договорились устроить первый турнир из восьми участников, который выявил бы лучшее единоборство из восьми представительских школ боевых искусств.
Дилиус был задействован в качестве креативного директора соревнования. Дэйви занялся составлением бизнес-планом по продвижению первого турнира, подключив множество своих связей. В итоге, 28 инвесторов согласились организовать изначальный капитал, чтобы перенести событие на телевизионные каналы, дабы отбить вложенные средства.
Если же в боксе уже давно устоялась система транслирования боёв по платным и общедоступным каналам, таким как «HBO» и «Showtime», то трансляцией боёв, о которых практически никто ничего не знает, многие наложили «вето» из-за отсутствия всякого рейтинга и известных имён.
В 1993 году канал «SEG» (Semaphore Entertainment Group) выразил заинтересованность транслировать новый вид боёв, которые прежде не показывали по ТВ и связались с Артуром Дэйви, с просьбой, создать логотип восьмиугольника-клетки.
Эпоха Даны Уайта и братьев Фертитта.
В 2001 году компания UFC находилась на грани банкротства, из-за отказа дальнейшего сотрудничества с SEG и малого зрительского интереса. Бывший промоутер бокса Дана Уайт и владельцы сетей казино «Station Casinos», Фрэнк и Лоренцо Фертитта приобрели бренд UFC и промоушен за два миллиона долларов через специально созданную для этого дочернюю контору «Zuffa[15]».
С приходом Уайта и братьев Фертитта начался стремительный взлёт UFC и смешанных единоборств в целом, находясь до этого на грани банкротства.
Лоренцо Фертитта, являясь бывшим членом спортивной комиссии штата Невада, добился для UFC легализации ММА в Неваде и возвращения на платные каналы, а также трансляции боёв по общественному ТВ начиная с турнира UFC 33.
После приобретения компанией «Zuffa», популярность и рейтинг UFC начал медленно расти и набирать обороты, благодаря качественной PR-компании и большой рекламной компании. Также, трансляции боёв снова начали показывать по системе платных покупок «Pay-per-view» и выпуску DVD-дисков с боями прошедших турниров. Чуть позже, было достигнуто соглашение с каналом Fox Sports Net, который показывал видеозаписи лучших поединков на бесплатных общедоступных каналах.
Ключевой момент для организации случился 22 ноября 2002 года. Билеты в зале «MGM Grand Arena» были полностью распроданы, а зрители кабельного телевидения купили 150 000 просмотров, что в три раза превосходило продажи всех предыдущих номерных турниров. Свою заинтересованность в трансляции турнира выразили гиганты Американского телевидения ESPN и USA today.
Но несмотря на оглушительный успех одного турнира, где количество просмотров было очень большим и прибыль немного окупила вложенные средства, «Zuffa» всё равно продолжала нести убытки, которые подошли к отметке 35 млн. долларов.
Реалити-шоу «The Ultimate Fighter» - Абсолютный боец.
Чтобы не допустить банкротства и полного развала компании, братья Фертитта вывела UFC за пределы платного вещания на общественные каналы. Так, было создано реалити-шоу «the ultimate fighter» или сокращённо «TUF». Шоу предполагало собой организовать две бойцовские команды, состоящих из перспективных молодых бойцов, а победитель получил бы шестизначный контракт и право выступать в UFC. Было решено, что будет показан их образ жизни, тренировки и бойцовском пути, во главе которых будут стоять тренера-действующие бойцы UFC, которые также проведут между собой поединок по окончании шоу.
Но проблема заключалась в том, что практически все рейтинговые каналы отказались от идеи показа бойцовского реалити-шоу, из-за низкой популярности молодых бойцов, практически никому неизвестных. Исключением стал канал Spike-TV, согласившийся транслировать бои молодых проспектов. Шоу стремительно набрало популярность, а финальный бой между Форрестом Гриффином и Стефаном Боннаром вошёл в историю боёв смешанных единоборств и был признан боем года в 2005 году. После выхода на канал Spike-TV дела UFC резко пошли в гору. После дебютного сезона TUF количество покупок трансляций превысило 300000 тысяч человек, превзойдя вдвое предыдущий рекорд. [16]
Из-за стремительного роста популярности UFC, было принято решение о расширении штата сотрудников. В 2006 году UFC объявила о найме Марка Ратнера, бывшего исполнительного директора спортивной комиссии штата Невада, на должность вице-президента. Ратнер, когда-то бывший союзник Джона Маккейна в его желании запретить «бои без правил», стал катализатором развития санкционированных боёв ММА в США, читая курсы лекций для атлетических комиссий штатов в попытках улучшить имидж UFC и легализовать ММА в штатах, где спорт по-прежнему запрещён.
Постепенно, UFC начала захват и интернет-просторов. Так, в 2007 году сайт BodogLife.com заявил, что UFC превзойдёт по количеству ставок бокс и рестлинг «WWE». Вскоре, были побиты все рекорды индустрии, в более чем 223,8 млн. долларов, обойдя тот же бокс и крупнейший бренд про-рестлинга WWE. Также, UFC начало появляться всё чаще в средствах массовой информации. Боец организации Роджер Уэрта появился на обложке журнала Sports Illustrated, а чемпион в полутяжёлом весе Чак Лидделл попал на обложку журнала ESPN. Ближе к 2010 году, UFC транслировалось в 130 странах мира и озвучивалось на 20 языках мира, а расширение компании выходило за пределы США.
Слияние с другими промоушенами.
Помимо UFC, существовали и другие бойцовские организации. «Pride» японская организация по смешанным единоборствам, которая на тот момент считалась не хуже UFC, а в некоторых аспектах даже и превосходила своего американского конкурента. Отличия состояли в бойцовских аренах, правилах, количестве раундов и времени. В UFC бои проходили в восьмиугольнике, а в прайде схватке проводились на ринге, аналогично боксёрскому.
Если же в UFC было 3 раунда по 5 минут, а чемпионские 5 по 5, то в прайде было всего два раунда: Первый 10 минут, а второй 5. В отличие от UFC, в японском промоушене было разрешено добивать лежачего противника ногами, но были запрещены локти в партере, а в UFC нет.
Считалось, что именно в прайде проходили более яркие и бескомпромиссные бои, а бойцы имели большую популярность и гонорары, чем в UFC.
В 2007 году, было официально объявлено, что братья Фертитта выкупают права и активы на «Pride» за 70 млн. долларов, произведя слияния между двумя бойцовскими организациями. Это подразумевало, что бойцы японской организации могут продолжить свои выступления в UFC, либо же отказаться, получив отступные, согласно своим контрактам, не проводя боёв под эгидой UFC. В начале 2007 года, UFC стала самым большим промоушеном в мире.
До приобретения японской организации, UFC успела также поглотить калифорнийский промоушен WEC (World extreme fighting)[17], в котором находилось огромное число перспективных бойцов, многие из которых были чемпионами в WEC и также завоевали чемпионские ремни уже в UFC. WEC на протяжении четырёх лет функционировала как дочерняя компания UFC, но позже президент UFC Дана Уайт объявил о закрытии организации и полном слиянии.
В марте 2011 года UFC приобрела права на ещё один американский промоушен «Strikeforce», полностью выкупив его, который во многом также не уступал по-своему ростеру бойцам из UFC. Однако, по началу было задумано так, что после слияния с UFC, Strikeforce будет существовать, как и раньше, отдельной организацией. Большинство бойцов из «Strikeforce» также перебралось в UFC. [18]
Поглотив все конкурирующие бойцовские организации, бренд «UFC» стал окончательно ассоциироваться у людей по всему миру, как турниры по смешанным боевым единоборствам. Прибыль с турниров постоянно увеличивалась, перетянув многих фанатов ММА из Европы, Азии и Латинской Америки, так как, большинство бойцов поддерживаемые ими перешли в UFC.
Исключением стала организация «Dream», которая была основана после распада легендарного Pride. Но она просуществовала недолго, так как ростер бойцов оставлял желать лучшего. В скором времени промоушен Dream развалился, так и не начав толком развиваться. Ту же участь постигла и созданная при поддержке нынешнего президента США Дональда Трампа организацию «Affliction».
Рисунок 5. Рейтинг организаций/бойцов ММА по состоянию на 2017 год
Вывод: Подводя итоги первой главы, мы можем смело считать, что период эволюции из классических подпольных «боёв без правил» в полноценный спорт смешанных боевых единоборств завершён. ММА развивается по всему миру, а имидж единоборств по всему миру уже не ассоциируется со спортом, где нет никаких правил.
3.2. Развитие и рост имиджа UFC за пределами октагона.
Прочно заняв лидирующие позиции и обосновавшись на вершине смешанных боевых единоборств, с UFC начали заключать контракты крупнейшие мировые бренды, по производству спортивной экипировки, спортивного питания, мировой игровой и киноиндустрии, такие как «Adidas», «Nike», «Reebok», «Harley Davidson», «Monster Energy», «Muscle Pharm», «Syntha-6», «Xbox», а также во многих фильмах и сериалах про единоборства, UFC упоминается как лучшая бойцовская организация. [19]
Имидж UFC окончательно изменился во всём мире из «боёв без правил» на смешанные боевые единоборства и в плотную приблизился к своему главному конкуренту – боксу.
Люди, изменившие ММА и ставшие его лицом.
Что касается ММА, то в разные периоды существования этого спорта, яркие представители смешанных единоборств сменяли друг друга, но не было таких, кто мог бы стать чем-то похожим на того же Мухаммеда Али, чья личность выходила за пределы ринга. В начале 2000-х годов был Тито Ортиз, благодаря которому бренд UFC в те года держался на плаву и способствовал его развитию. В фильме «От колыбели до могилы» Тито сыграл роль устрашающего бойца в одном из подпольных боёв.
В 2008 году, в мир смешанных единоборств перешёл бывший борец первого борцовского дивизиона США и звезда профессионального рестлинга Брок Леснар. Из-за своих выдающихся физических кондиций и прошлого в борьбе, Леснар быстро адаптировался к боям по правилам смешанных единоборств и быстро приобрёл симпатии зрителей. Уже после своего дебюта в ММА Брок заключает контракт с UFC и проводит бой против мастера бразильского джиу-джитсу и бывшего чемпиона мира Френка Мира, которому проигрывает болевым приёмом на ногу. В то же время, в 2009 году выходит симулятор единоборств для игровых консолей Xbox и PlayStation «UFC Undisputed» обложкой которой становится именно Брок Леснар. C приходом Леснара в UFC аудитория и количество платных трансляций стремительно начинает расти, во многом благодаря своему прошлому в рестлинге, где у Брока имеется огромное число фанатов, которых он привёл за собой в ММА.
В 2008 году на турнире UFC 91: Couture vs. Lesnar Леснар проводит свой первый чемпионский бой за титул UFC против легенды этого спорта Рэнди Кутюра. Бой завершается техническим нокаутом в пользу Брока. Долгожданный реванш против Френка Мира состоялся на одном из самых громких турниров в истории ММА – UFC 100. Впервые в бою встречались два чемпиона. На тот момент Мир владел временным поясом, а Леснар был полновесным чемпионом организации. Победитель объединял титулы и становился неоспоримым чемпионом мира в тяжёлом весе. Брок победил Мира во втором раунде техническим нокаутом, приобретя ещё большую известность в мире смешанных единоборств и плотно обосновавшись на верхушке всех рейтингов. В некоторый период времени, были попытки организовать бой с нашим легендарным бойцом Фёдором Емельяненко, господствующим в то время в японской организации «Pride». В силу разных обстоятельств этот бой не состоялся.
UFC 100 показал рекордное количество покупок платных телетрансляций - 1,6 млн. превзойдя в том году по этому показателю своего конкурента бокс и выйдя на новый для себя уровень. Из-за давней болезни желудка (Диверкулит) Брок Леснар уступил свой пояс в 2011 году Кейну Веласкесу, а затем и Алистеру Овериму, уйдя обратно в профессиональный рестлинг. В 2016 году Леснар снова вернулся в ММА на юбилейном турнире UFC 200, где спустя 5 лет отсутствия победил бывшего чемпиона мира по кикбоксингу Марка Ханта. Позже выяснилось, что Леснар провалил допинг-тестирование, а результат боя был изменён на «не состоявшийся».[20]