Файл: Разработка конкурентной стратегии предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным таблицы, самый большой товарооборот у ООО «Felix», у данной фирмы самые крупные издержки обращения, однако их уровень не самый высокий. Это можно объяснить тем, что более крупные предприятия несут меньше издержек, что объясняется эффектом масштаба. При этом у этого предприятия самая высокая рентабельность прибыли, что может характеризовать его работу как наиболее эффективную.

У ООО «MILDAIR» также наименьший уровень издержек обращения (15%), что связано с эффектом масштаба, но рентабельность прибыли ниже, чем у других компаний, а это связано с наименьшей торговой надбавкой, которую установили на предприятии (20%) и, как следствие, меньшим валовым доходом.

Проведенный анализ показывает, что, в принципе, все три конкурирующие фирмы стабильно развиваются и работают эффективно, чего нельзя сказать об объекте исследования.

На следующем этапе необходимо определить значения каждого из четырех составляющих показателей общего комплексного показателя конкурентоспособности по каждому из анализируемых предприятий.

Определим значение первого составляющего комплексного показателя конкурентоспособности Эхдп (эффективности хозяйственной деятельности) ООО «Белтерм» и его конкурентов с помощью таблицы 10.

Таблица 10

Оценка эффективной хозяйственной деятельности предприятия

Показатели

«Балттерм»

«Felix»

«MILDAIR»

«Артком»

Весовые коэффициенты значимости показателей

Прирост товарооборота за год, %

0,053

0,25

0,22

0,074

0,26

Прирост рентабельности продаж, %

0

0,02

0,012

0,012

0,28

Сокращение уровня издержек обращения, %

0,0027

0,025

0,03

-0,012

0,27

Прирост фондоотдачи, %

-0,44

0,17

0,12

0,05

0,19

Суммарный показатель, скорректированный на весовой коэффициент значимости

-0,03

0,3

0,25

0,08

-

Таким образом, исследуемое предприятие неконкурентоспособно по данному показателю по сравнению с конкурентами. Лидером является ООО «Felix». Значение его показателя эффективности хозяйственной деятельности составляет 0,3.


Третьим этапом будет определение значения показателя рыночного положения предприятия Эрпп.

Анализ таблицы свидетельствует, что наш объект занимает худшее по сравнению с конкурентами рыночное положение, что можно объяснить отсутствием сокращения затрат времени потребителей на совершение покупки, а также низким приростом эффективности управления. Чтобы достигать сильных конкурентных позиций ООО «Балттерм» необходимо реформировать систему управления компанией, начать, как нам кажется, следует с частичной смены руководителей и специалистов предприятия.

Таблица 11

Оценка рыночного положения предприятия

Показатели

«Балттерм»

«Felix»

«MILDAIR»

«Артком»

Весовые коэффициенты значимости показателей

Сокращение среднего объема затрат времени покупателями на ожидание обслуживания за год

0

0,89

0,7

1,02

0,2

Прирост эффективности управления

0,65

0,89

0,75

0,8

0,5

Прирост эффективности использования торговой площади

0,8

1,45

1,16

1,004

0,1

Прирост доли рынка, %

0,053

0,25

0,22

0,074

0,26

Суммарный показатель рыночного положения предприятия, скорректированный на весовой коэффициент значимости

0,09378

0,388

0,3132

0,32364

-

Качество обслуживания является важным фактором, который влияет на конкурентоспособность торгового предприятия. Его оценку на ООО «Балттерм» и конкурентов можно дать с использованием таблицы 12 .

Таблица 12

Оценка качества торгового обслуживания

Показатель

Норматив

высокого

уровня качества

обслуживания

«Балттерм»

«Felix»

«MILDAIR»

«Артком»

Коэффициент стабильности ассортимента

0,90 и более

0,92

0,92

0,85

0,98

Средний объем затрат времени покупателей на ожидание обслуживания, мин.

2 мин.

0,76

0,92

0,5

0,43

Оформление витрин и выкладка товаров, наличие средств немой рекламы, аннотаций к товару

0,96

0,70

0,98

0,92

0,83

Соответствие фактический технологии обслуживания нормативной (коэффициент соответствия)

0,9 и более

0,83

0,98

0,92

0,86

Завершенность покупки (на 10 чел., решивших приобрести товар)

Завершили покупку не менее 9 чел.

0,85

0,93

0,75

0,95

Качество предоставляемых покупателям дополнительных услуг по мнению покупателей

0,9

0,98

0,98

0

0

Уровень профессионального мастерства работников

0,95

0,77

0,98

0,85

0,95

Качество обслуживания по мнению

покупателей (на 10 чел. опрошенных)

0,95

0,35

0,98

0,75

0,8

Общий показатель качества обслуживания на основе расчета средней арифметической

0,77

0,95875

0,791429

0,828571

-


На основе данных таблицы можно сделать следующие выводы: стабильность ассортимента у рассматриваемых предприятий соответствует нормативу, в ООО «Балттерм» и «MILDAIR» покупателям приходится дольше ожидать обслуживания, так как работают не все кассы, в «Артком» по причине интенсивного покупательского потока, с которым не справляются даже все работающие одновременно кассы. Завершенность покупки соответствует нормативу только по предприятиям «Felix» и «Арком», что свидетельствует об эффективно подобранном ассортименте товаров, отвечающем требованиям потребителей, и высоком уровне и качества обслуживания, так как именно данный фактор в последние годы становится решающим при выборе места совершения покупки при прочих равных условиях (ценах и товарах).

На ООО «Балттерм» и в «MILDAIR» данный показатель ниже вследствие частого возникновения очередей в расчетно-кассовом узле предприятия. По мнению клиентов предприятия, качество обслуживания хорошее только у «Felix» и «Артком», несколько ниже у «MILDAIR» и самое низкое у «Балттерм». Это связано в первую очередь с нерешенным кадровым вопросом на исследуемом предприятии и устаревшими методами организации работ с персоналом.

Для оценки финансового состояния и развития предприятия используют показатели характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность.

Таблица 13

Оценка финансового состояния и развития предприятия

Показатели

Рекомендуемая величина

«Балттерм»

«Felix»

«MILDAIR»

«Артком»

Весовые коэффициенты значимости показателей

Коэффициент автономии

0,5

0,12

0,6

0,03

0,9

0,22

Коэффициент платежеспособности

1

0,14

1,4

1,8

1,2

0,5

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,25

0,18

0,35

0,24

0,3

0,18

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами

-

0,02

0,11

0,15

0,09

0,18

Суммарный показатель рыночного положения предприятия, ксорректированный на весовой коэффициент значимости

-

0,1324

0,9148

0,9768

0,8682

-


Коэффициент финансовой независимости (или автономии) максимальную величину составил у «Артком». ООО «Балттерм» по данному показателю значительно уступает конкурентам.

Платежеспособность магазинов характеризуется коэффициентом ликвидности и платежеспособности. «Балттерм» является наименее платежеспособным предприятием среди конкурентов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами у «Балттерм» также значительно ниже конкурентов.

Таким образом, исследуемое предприятие неконкурентоспособно по данному показателю.

Третьим и заключительным этапом является расчет комплексного коэффициента конкурентоспособности предприятия, который проведем с помощью таблицы 14.

Таблица 14

Расчет комплексного коэффициента конкурентоспособности хозяйствующего субъекта на основе теории эффективной конкуренции

Показатели

«Балттерм»

«Felix»

«MILDAIR»

«Артком»

Весовые коэффициенты значимости показателей

Оценка эффективной хозяйственной деятельности предприятия

-0,03

0,3

0,25

0,08

0,3

Оценка рыночного положения предприятия

0,09378

0,388

0,3132

0,32364

0,25

Общий показатель качества торгового обслуживания

0,77

0,95875

0,791429

0,828571

0,25

Финансовая устойчивость предприятия

0,1324

0,9148

0,9768

0,8682

0,2

Комплексный коэффициент конкурентоспособности

0,20998

0,512648

0,468217

0,404783

-

Проведенный анализ показывает, что наиболее конкурентоспособным предприятием в данной рыночной нише является ООО «Felix», поскольку оно имеет самое большое значение комплексного коэффициента конкурентоспособности 0,51. Близкое положение к нему занимает ООО «MILDAIR» (0,47), среднее положение - ООО «Артком» (0,4), а наименее конкурентоспособным является исследуемое предприятие «Балттерм» (0,2).

Таким образом, высокие показатели конкурентоспособности предприятия «Felix» обеспечивают ему положение лидера среди исследуемых предприятий розничной торговли, которые заняты реализацией соответствующих групп товаров в Оренбурге. Чтобы достичь предприятием высоких показателей конкурентоспособности существенно оказали влияние методы ведения эффективного хозяйствования, значительную роль – обеспечение высокого качества обслуживания покупателей, осуществление стимулирования продаж и широкий выбор дополнительных услуг, исследуемое предприятие «Балттерм» занимает худшее положение среди конкурентов и значительно отстает от них практически по всем показателям конкурентоспособности, использованных в данной методике. Практически по всем направлениям необходимо повышение эффективности работы: по хозяйственной деятельности, финансовому положению, рыночному положению предприятия.


После проведенных исследований можно построить многоугольник конкурентоспособности предприятия. В качестве восьми ключевых факторов успеха были выбраны:

  1. доля рынка, занимаемая предприятием;
  2. уровень цен на предприятии;
  3. качество обслуживания потребителей;
  4. широта предоставляемых дополнительных услуг;
  5. персонал предприятия;
  6. система управления предприятием и контроля;
  7. эффективность связей с поставщиками;
  8. отношения с покупателями.

Рис. 3 Многоугольник конкурентоспособности

Представленная схема на рис. наглядно демонстрирует конкурентные преимущества ООО «Балттерм» перед другими торговыми предприятиями – это связи с поставщиками и комплекс дополнительных услуг. Самые слабые конкурентные позиции предприятие занимает по уровню цен, персоналу предприятия и качеству обслуживания.

2.3 Разработка стратегии для предприятия ООО «Балттерм»

Выработка стратегии развития предприятия предполагает знание и использование основных принципов планирования и управления. Принципы планирования определяют характер и содержание деятельности хозяйствующего субъекта. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. Как уже упоминалось ранее, определению стратегии развития предшествует осознание миссии и целей организации.

При разработке новой стратегии предприятию характерны следующие цели:

Стратегические цели:

Более высокое и надёжное положение на рынке.

Расширение ассортимента продукции.

Увеличение доли рынка.

Повышение репутации предприятия среди клиентов.

Обеспечить хорошую рекламу.

Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками.

Обеспечить хорошую сбытовую сеть.

Удовлетворить вкусы и потребности покупателей.

Применительно к ООО «Балттерм» миссия может быть сформулирована следующим образом: «Наша миссия - обеспечивать потребителей более совершенными, надежными и доступными товарами».

Стратегическими целями могут являться следующие:

Занять лидирующие позиции на рынке по распространению продукции;