Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Теоретические аспекты добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить, что поданным INTERFAX.RU 1 марта 2016 г. руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, обеспокоенный развитием событий на российском рынке авиаперевозок, следующим образом прокомментировал сложившуюся ситуацию: «54% это не 74%, и бежать куда-то с топором и говорить «немедленно 4% продавать», по его мнению, неправильно». Кроме того, глава ФАС отметил, что будет усилен мониторинг цен «Аэрофлота»[52].

Однако ценовая политика авиаперевозчиков не единственный фактор, вызывающий увеличение тарифов на билеты. Большую роль в определении стоимости билетов также играют тарифы на услуги аэропорта. В настоящее
время тарифы существенно увеличились в результате решения ФАС о необходимости дерегулирования сборов на взлет-посадку, авиационную безопасность, стоянку самолетов и услуги аэровокзального комплекса. Рассматривая
сборы отдельно по каждому виду услуг, нетрудно заметить, что больше всего тарифы выросли в авиационном комплексе аэропорта «Домодедово». На внутренних авиалиниях сборы увеличились на 27%. Кроме того, подорожали взлет-посадка (на 15%) и авиационная безопасность (на 26%)[53].

Рост сборов на услуги аэропорта «Шереметьево» заметно ниже, чем в «Домодедово». На взлет-посадку он составил 12%, на авиационную безопасность - 5% и на услуги авиакомплекса — 9%.

Получается, что пассажирам придется переплачивать не только за ослабление конкуренции, связанной с банкротством «Трансаэро», но и за индексацию тарифов услуг аэропорта? Специалисты уверяют, что резкого роста цен на билеты не будет, так как в общей структуре затрат дерегулируемые расходы занимают совсем незначительную долю. В целом, на многочисленные расходы за обслуживание самолета приходится 15-20% от всех затрат авиаперевозчика. Однако на рассматриваемые уступи приходится около 1,5-2%[54].

Между тем для среднемагистрального самолета с загрузкой 60-70% стоимость рейса в «Домодедово» возрастет на 12 тыс. руб., что вызовет рост расходов на 20%. В «Шереметьево» эта стоимость возрастет немного меньше, примерно на 6 тыс. руб. В этом случае рост расходов составит 10% соответственно[55].

Соотношений сил на российском рынке авиаперевозок меняется кардинальным образом, «Аэрофлот» уже не только доминирует, но и монополизирует рынок авиаперевозок. На данный момент, его доля по сравнению с январем 2015 г. вы росла с 45,2 до 57,7%. На многих внутренних авиалиниях он перевозит уже 80-100% всех пассажиров. В связи с этим эксперты прогнозируют повышение цены билетов на 10%. О возможном повышении стоимости полетов уже предупредили «Аэрофлот» и S7. Тем временем фактическое повышение цен можно наблюдать уже сегодня. По сравнению с 2015 г. авиабилеты во Владивосток подорожали на 15%, в Лондон - на 76% (в денежном
эквиваленте стоимость возросла с 17 тыс. до 50 тыс. руб.)[56].


По итогам 2015 г. «Аэрофлот» сумел преодолеть все сложности, связанные с банкротством конкурента. Еще совсем недавно доля рынка компании была 42%, в 2015 г. она уже достигла 54%, а по некоторым данным составила 57,7%.

Выводы

Появление бюджетных авиаперевозчиков стало одним из основных
результатов либерализации авиационного рынка в США. Качественно новый уровень ценовой конкуренции позволил авиакомпаниям нового типа нарастить за последние десятилетия существенную долю рынка. Тем самым они доказали свою жизнеспособность. На наш взгляд, пример США дает наглядное представление о значимости развития авиаперевозчиков данного типа.

В России в настоящее время рынок пассажирских авиаперевозок монополизирован авиакомпанией «Аэрофлот», которая продолжает политику роста тарифов на билеты.

Вероятно, пришло время заинтересованным игрокам, и в первую очередь государству, серьезно переосмыслить результаты перераспределения российского рынка авиаперевозок. Государству пора создать и запустить механизм определения тарифов на социально-значимые пассажирские авиаперевозки и усилить контроль за ростом тарифов и сборов поставщиков
аэропортовых услуг. Только тогда российский рынок сможет преодолеть все трудности, возникшие за последние два года, и обрести стабильность.

Глава 3. Пути решения обеспечения добросовестной ценовой конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок в России

Рынок авиаперевозок в Российской Федерации достаточно широк, он состоит из 143 авиакомпаний. Однако не стоит забывать, что 85-90% этих перевозчиков являются слабыми по своей материальной базе, финансовым возможностям и другим показателям. На остальные же 10 % авиакомпаний приходится большее число авиа-трафика, это например такие лидеры как «Аэрофлот», «ЮТэйр», «Сибирь» (S7 Airlines) и другие.

Конкуренция на данном рынке развита слабо, что подтверждается, в
том числе завышенным тарифом на авиаперевозки, и формирование конкурентной среды в данной сфере является важным направлением конкурентной
политики государства.

Конкурентная среда состоит из: а) сущность: обеспечение механизма
конкуренции; б) содержание: нормы и правила функционирования бизнеса в
системе экономической координации; в) форма проявления: система экономической координации[57].


Формирование конкурентной среды происходит различными методами
и способами. Специально уполномоченным органом для регулирования конкуренции, принятия нормативно правовых актов в данной сфере и контролем
за соблюдением антимонопольного законодательства является Федеральная
антимонопольная служба (ФАС России), которая действует на основании
Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.
№ 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе»[58].

Полномочия ФАС России по формированию и регулированию конкурентной среды на рынке авиаперевозок регламентируются в ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции»[59]. К ним относится:

- возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Так, например, 07.02.2014 г. управлением федеральной
антимонопольной службы по Ростовской области было рассмотрено дело о
нарушении ОАО «Аэрофлот» антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном установлении ОАО «Аэрофлот» различных цен
на авиаперелет между городами Ростов-на-Дону и Москва. Решением
№ 1703 05 ОАО «Аэрофлот» было признано нарушившим п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции»;

- установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта
при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией. Например, для принятия решения по делу указанному выше необходимо было определить наличие (отсутствие) доминирующего положения ОАО «Аэрофлот» на рынке услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом на авиалинии г. Ростов-на-Дону — г. Москва — г. Ростов-на-Дону, для чего Ростовским УФАС сил проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке. По результатам анализа установлено, что ОАО «Аэрофлот», ОАО «Авиакомпания ЮТэйр», ОАО «Авиакомпания «Сибирь» коллективно занимают доминирующее положение на рынке услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом на авиалинии г. Ростов-на-Дону—г. Москва—г. Ростов-на-Дону;

- выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения
предписаний. Так, на основании признания ОАО «Аэрофлот» нарушившим
антимонопольное законодательство было принято решение о выдачи ему
предписания № 55 05 об устранении в срок до 01.03.2014 нарушения п. 6 ч. 1
ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» [60], выразившееся в экономически необоснованном установлении различных цен на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом на
авиалинии г. Ростов-на-Дону—г. Москва—г. Ростов-на-Дону;


- выдача предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В
соответствии с данным полномочием 02.04.2014 ОАО «Авиакомпания
ЮТэйр» было направленно предупреждение о прекращении действий (бездействия) которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в навязывании тарифов без учета динамики изменения потребительского спроса по мере приближения к дате вылета. Данными действиями ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» нарушает п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего. Фас России на основании ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции» предупредило ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» о необходимости прекращения нарушений антимонопольного законодательства;

- осуществление иных полномочий, которые совместно с вышеуказанными формируют и регулируют конкурентную среду на рынке авиаперевозок
в Российской Федерации.

На формирование конкурентной среды оказывают воздействие не только Федеральная антимонопольная служба, но и другие органы государства, в
том числе Правительство Российской Федерации. 28 декабря 2012 г. Правительством Российской Федерации было издано Распоряжение № 2579-р «Об
утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»[61]. В данном документе содержался план мероприятий по реализации мер по развитию конкуренции на отдельных рынках, в том числе на рынке авиаперевозок. В соответствии с ним объем внутренних межрегиональных авиаперевозок к 2018 г. должен возрасти с 4,53 до 6,53 млн. пассажиров.

Для формирования конкурентной среды на рынке авиаперевозок до
2018 г. в соответствии с вышеуказанным планом мероприятий будут применяться такие способы и методы как:

- повышение коэффициента авиационной подвижности, который на
момент издания документа составлял 0,51. Постепенно возрастая, к 2018 г.
он должен составить 0,9;

- рост объема внутренних межрегиональных перевозок, который за
указанный период должен был повыситься почти в два раза — с 7,28 до 13,79;

- увеличение количества соглашений о воздушных сообщениях, в которых сняты или смягчены ограничения по числу перевозчиков, установленным маршрутам, частотам, тарифам. Данный показатель должен возрасти с
51 до 75;

- создание и постепенный рост количества низкотарифных авиаперевозчиков. Стимулирование развития низкотарифных авиаперевозчиков может происходить разными методами, в том числе предоставлением авиакомпаниям возможности отказаться от включения в тариф услуг по предоставлению питания и напитков в полете;


- увеличение количества альтернативных поставщиков отдельных видов услуг по наземному обслуживанию воздушных судов в крупных аэропортах (с численностью пассажиропотока не менее 1 млн. человек). Почти полное отсутствие конкуренции в сфере наземного обслуживания в аэропортах является весомой причиной для беспокойства. Зачастую отсутствие альтернативных операторов, которые бы занимались организацией бортового питания, обработкой багажа приводит к монополизации данной сферы;

- повышение авиационных маршрутов с частотой перелетов не менее 2 рейсов в неделю.

Выводы.

Конкуренция на Российском рынке авиаперевозок развита слабо, существуют компании, которые занимают на указанном рынке доминирующее положение (ОАО «Аэрофлот», ОАО «Авиакомпания ЮТэйр», ОАО «Авиакомпания «Сибирь»). Рынок авиаперевозок в Российской Федерации достаточно широк, однако основную массу составляют перевозчики со слабой материальной базой и низкими финансовыми возможностями.

Формирование конкурентной среды в данной сфере является важным
направлением конкурентной политики государства. Последовательные меры по формированию конкурентного рынка позволят достичь целевых показателей «дорожной карты» в части развития конкуренции в сфере гражданской
авиации.

Заключение

Ценовая конкуренция - это соперничество продавцов, заключающееся в том, что каждый стремится выиграть за счет более приемлемой для покупателя цены. Добросовестная конкуренция – это соблюдение всех «правил игры» на рынке, действующего законодательства по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, гражданского и уголовного кодексов. Недобросовестная конкуренция — это нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. Наиболее ярким проявлением недобросовестной ценовой конкуренции является ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация – это такая рыночная ситуация, когда на один и тот же товар или услугу для различных покупателей устанавливаются различные цены.

Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ценовая дискриминация) представляет собою практику взимания с каждого покупателя платы, которая равна его «субъективной цене» — максимальной цене, которую данный покупатель может и готов уплатить за товар ил и услугу продавцу.

К ценовой дискриминации второго рода относится изменение цены, связанное с зависимостью от объёмов потребления. Такая разновидность может применяться в случае, если производитель не имеет информации о каждом конкретном потребителе, но имеет информацию о группах потребителей.