Файл: Финансовое состояние: анализ и оценка (на примере ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Технология и методика анализа финансового состояния предприятия
1.1 Понятие, значение и виды анализа финансового состояния предприятия
1.2 Методика анализа финансового состояния предприятия
Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»
2.3 Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»
Следующий блок показателей, используемый в процессе анализа финансового состояния предприятия, предполагает анализ платежеспособности и ликвидности предприятия. В наиболее общем виде эти показатели отражают способность предприятия своевременно и в полном объеме погасить свои краткосрочные обязательства. Показатели ликвидности и платежеспособности отражают текущее финансовое состояние предприятия, акцентируя внимание на его различных аспектах. Так, по определению А.Д. Шеремета, платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно погашать свои внешние обязательства. [33]
Таким образом, предприятие считается платежеспособным, если сумма оборотных активов, находящихся в форме запасов, денежных средств, дебиторской задолженности больше или равна его внешней задолженности. В отличие от платежеспособности в общем случае ликвидность предприятия отражает способность какого-либо актива трансформироваться в денежные средства в ходе предусмотренного производственно-технологического процесса. В то же время данное определение может быть более конкретизировано применительно к платежно-расчетной деятельности предприятия. Так, по определению Н.И. Берзона, Т.В. Тепловой ликвидность предприятия отражает наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения его краткосрочных обязательств[1]. Исходя из данного определения можно установить различия между показателями платежеспособности и ликвидности предприятия. Так, если платежеспособность характеризует способность предприятия без нарушений выполнять график погашения задолженности перед своими кредиторами, то ликвидность предприятия предполагает потенциальное погашение обязательств даже с нарушение сроков платежей. Таким образом, платежеспособность и ликвидность предприятия как экономические категории не тождественны, но в практической деятельности тесно взаимосвязаны между собой.
Как правило, анализ ликвидности предприятия осуществляется по двум направлениям: анализ ликвидности баланса и анализ ликвидности активов.
Как отмечает Н.Е. Зимин, основная задача оценки ликвидности баланса заключается в том, чтобы определить размер покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. [15, С. 69] Для проведения анализа ликвидности баланса осуществляется классификация активов и пассивов по двум критериям: активы классифицируются по степени убывания ликвидности, а пассивы – по срочности оплаты. Технология классификации по этим критериям показана на рисунке 3.
Сравнение
высокая
высокая
Степень ликвидности
Степень срочности
Наиболее ликвидные активы
А1
Быстрореализуемые активы
А2
Медленнореализуемые активы
А3
Труднореализуемые активы
Наиболее срочные обязательства
П1
Краткосрочные обязательства
П2
Долгосрочные обязательства
П3
А4
Собственный капитал
П4
**
низкая
низкая
Рисунок 3-Группировка активов по степени ликвидности и обязательств по срочности оплаты
Для того чтобы баланс предприятия был признан абсолютно ликвидным, необходимо выполнение следующих условий:
А1≥П1, А2≥П2, А3≥П3, А4≤П4
Первые три неравенства означают необходимость соблюдения неизменного правила ликвидности — превышения активами обязательств. Что касается последнего неравенства, то с одной стороны оно имеет результативный характер, так как является следствием первых трех, а с другой – глубокий экономический смысл, так как выполнение этого условия говорит о существовании на предприятии чистых активов.
Как уже было отмечено, помимо ликвидности баланса в практике анализа финансового состояния проводится оценка ликвидности имущества предприятия. Такая оценка может проводиться с использованием абсолютных и относительных показателей. Из абсолютных показателей основным является показатель собственных оборотных средств (чистых текущих активов), который показывает, какая часть оборотных активов останется в распоряжении предприятия после расчетов по краткосрочным обязательствам. К относительным показателям ликвидности относятся прежде всего коэффициент текущей ликвидности, коэффициент промежуточной ликвидности и коэффициент промежуточной ликвидности. Методика расчета этих показателей представлена в Приложении 2.
Следующим этапом оценки финансового состояния предприятия является оценка риска, с которым связано осуществление его финансово-хозяйственной деятельности. В.В. Ковалев отмечает, что в процессе осуществления своей деятельности предприятие сталкивается с двумя видами риска: производственным и финансовым. Производственный риск он определяет как риск, который в большей степени обусловлен отраслевыми особенностями бизнеса, то есть структурой активов, в которые предприятие решило вложить свой капитал. Финансовый риск В.В. Ковалев определяет как риск, обусловленный структурой источников финансирования. Количественная оценка рассмотренных выше видов риска определяется на основе анализа степени достижения конечного финансового результата, в качестве которого рассматривается прибыль предприятия. С этой целью осуществляется расчет производственного, финансового и производственно-финансового левериджа. В общем случае в литературе по финансовому менеджменту леверидж определяется как специальная категория, отражающая взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат ресурсов, понесенных для получения данной прибыли или затрат, связанных с привлечением и поддержанием соответствующей совокупности источников финансирования. [18, С. 96]
В практике финансового анализа различают три вида левериджа: производственный, финансовый и производственно-финансовый. По определению В.Г. Белолипецкого производственный леверидж - потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения структуры себестоимости продукции и объема ее выпуска. [7, С. 205]
Производственный леверидж может быть рассчитан по следующей формуле:
(4)
где ΔП% - темп прироста валовой прибыли;
ΔVРП% - темп прироста объема продаж.
Из формулы 4 видно, что уровень производственного левериджа определяется отношением темпов прироста валовой прибыли к темпам прироста объема продаж в натуральных, условно-натуральных единицах или в стоимостном выражении. Экономическая сущность данного показателя заключается в том, что он показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению прибыли. Как отмечает Г.В. Савицкая, более высокий уровень производственного левериджа обычно имеют предприятия с более высоким уровнем технической оснащенности производства. При повышении уровня технической оснащенности происходит увеличение доли постоянных затрат и уровня производственного левериджа. С ростом последнего увеличивается степень риска недополучения выручки, необходимой для возмещения постоянных расходов. [23, С. 105]
Финансовый леверидж отражает взаимосвязь между прибылью и соотношением собственного и заемного капитала. В.В. Ковалев определяет финансовый леверидж как потенциальную возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры собственного и заемного капитала. [18, С. 106] Количественное значение финансового левериджа может быть определено по следующей формуле:
(5)
Где ΔЧП% - темп прироста чистой прибыли.
Из формулы 5 видно, что финансовый леверидж представляет собой отношение темпов роста чистой прибыли к темпам роста валовой прибыли. Чем выше значение финансового левериджа, тем выше уровень финансового риска, связанного с возможным недостатком средств для выплаты процентов по кредитам и займам.
Обобщающей категорией, используемой для оценки уровня риска, является производственно-финансовый леверидж. Он рассчитывается как произведение уровней производственного и финансового левериджа и отражает общий риск, связанный с возможным недостатком средств для возмещения производственных расходов и финансовых издержек по обслуживанию внешних займов.
Помимо оценки финансового и производственного риска, большое значение в ходе анализа финансового состояния предприятия имеет также оценка величины запаса финансовой устойчивости, которая может быть определена на основе анализа уровня безубыточности предприятия. В общем случае уровень безубыточности характеризует такую ситуацию, при которой доход от продаж полностью покрывает все затраты и расходы предприятия, но при этом прибыль предприятия равна 0. Существует три основных метода определения уровня безубыточности предприятия: аналитический, графический и метод маржинального дохода.
Аналитический метод анализа уровня безубыточности основан на следующей зависимости:
(6)
Где S – объем продаж в стоимостном выражении;
VC – переменные расходы;
FC – постоянные расходы;
EBIT – операционная прибыль.
Переходя к натуральным единицам, формулу 6 можно преобразовать следующим образом:
(7)
Так как в точке безубыточности прибыль равна 0, то, основываясь на формуле 7. можно определить необходимый объем продаж, при котором доход от продаж полностью будет покрывать расходы предприятия. После преобразования формулы 7, получаем:
(8)
Таким образом, основываясь на данной формуле, можно рассчитать минимальный объем производства и продаж продукции, необходимый для покрытия расходов и обеспечения безубыточности финансово-хозяйственной деятельности. Наиболее распространен в практической деятельности метод определения уровня безубыточности на основе анализа маржинального дохода. В этом случае уровень безубыточности рассчитывается по следующей формуле:
(8)
При этом маржинальный доход можно определить следующим образом:
(9)
Используя результаты расчетов уровня безубыточности методом маржинального дохода, можно также определить запас финансовой устойчивости предприятия, который показывает, насколько фактический объем продаж превышает объем продаж в точке безубыточности. Он может быть определен следующим образом:
(10)
Таким образом, исследование содержания основных блоков анализа финансового состояния предприятия позволяет сделать вывод о том, что он охватывает практически все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия и обеспечивает установление зависимости между финансовым состоянием предприятия и эффективностью его функционирования посредством оценки результатов его деятельности.
Выводы по 1 главе
Подводя итоги исследования технологии и методики анализа финансового состояния предприятия, необходимо отметить, что он играет важную роль в процессе управления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так как с одной стороны позволяет оценить эффективность управления этой деятельностью, а с другой стороны предоставляет информацию для последующего цикла финансового планирования. Результативность оценки финансового состояния предприятия во многом зависит от того, насколько соблюдены основные принципы реализации технологии оценки, какие подходы к анализу выбраны, какая методологическая схема используется. Во многом эффективность и результативность анализа финансового состояния предприятия определяется качеством и характером используемых источников информации.
Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»
2.1 Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»
Открытое акционерное общество «Горячеключевская мебельная фабрика» осуществляет деятельность по производству и реализации корпусной мебели и является крупным производителем мебели на территории Краснодарского края. Фабрика начинает свою деятельность с 1945 года. До 1992 г. фабрика являлась государственным предприятием. Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 г. № 721. фабрика была реорганизована в акционерное общество.
Уставный капитал ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» составляет 4 118 700 (четыре миллиона сто восемнадцать тысяч семьсот) рублей и разделен на 41 187 штук (сорок одну тысячу сто восемьдесят семь) обыкновенных именных акций в бездокументарной форме номинальной стоимостью 100 рублей.
В настоящее время на предприятии внедрено современное итальянское оборудование, автоматизировано производство, налажена логистика по России, новые модели корпусной мебели разрабатываются собственным дизайнером. Есть признание международных экспертов: ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» отмечена в номинациях "Предприятие XXI-века.
Предприятием производится более 300 000 модулей мебели в год, которая реализуется в 25 регионах России. ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» специализируется на производстве корпусной мебели. В настоящее время на предприятии выпускается 25 модельных рядов различной корпусной мебели в 15 цветовых решениях. Фирменные салоны ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика» находятся в городах Горячий Ключ, Армавир и Краснодар. Предприятие выпускает и реализует свою продукцию по следующим ассортиментным группам: Детская мебель, Мебель для кухни, Мебель для спальни, Мебель для гостиной, Мебель для прихожей, Офисная мебель, Обеденные группы