Файл: Банковская система, ее элементы и важнейшие свойства ( Сущность, экономическое содержание понятия «устойчивость» банковской системы и показатели, характеризующие устойчивость  банковской системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • совершенствование законодательства Рос­сийской Федерации в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг кредитными организациями, обеспечения контроля за крупными приобретателями акций (долей) кредитных организаций, конкретизации требований к руководителям и учредителям (участни­кам) кредитной организации, предоставление Банку России полномочий по контролю за соответствием указанных лиц установленным требованиям, осущест­влению сбора информации об их деловой репутации, ведению соответствующих баз данных, обработке и ведению персональных данных, а также сокращение круга руководителей филиалов кредитных организа­ций, требующих согласования с Банком России;
  • совершенствование процедур реорганизации кредитных организаций в части устранения препятс­твий в реализации возможности слияний и присоеди­нений кредитных организаций различных организа­ционно-правовых форм;
  • совершенствование законодательства Россий­ской Федерации в части установления обязанности кредитных организаций раскрывать неограниченно­му кругу лиц информацию о профессиональной ква­лификации и деловом опыте руководителей;
  • установление запрета на открытие филиалов иностранных банков;
  • отмену запрета на выход учредителей банка из состава его участников в течение первых трех лет со дня государственной регистрации банка;
  • обязанность номинальных держателей предо­ставлять кредитной организации сведения о вла­дельцах акций кредитной организации и о владельцах акций акционерных обществ, оказывающих косвенно (через третьи лица) существенное влияние на реше­ния, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, посредством ко­торых осуществляется косвенно существенное влия­ние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации. Принятие закона позволит своевременно как Банку России, так и кредитным организациям - эмитентам акций получать инфор­мацию о лицах, участвующих в уставных капиталах последних.

Необходимо продолжать работу по совершенствованию банковского регулирования с учетом уроков международного финансового кризи­са. Особое внимание должно быть уделено решению задач по внедрению признанных международных подходов в сфере оценки финансовых рисков.

В рамках внедрения в российскую практику банковского регулирования новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных Базелем III, в необходимо продолжать работу по подготовке нового порядка расчета величины собственных средств (капитала), внесению изменений в нормативные акты Банка России в части расчета достаточности капитала (ба­зового капитала и основного капитала), разработке подходов к определению показателей левериджа и ликвидности. В этой связи будет организован про­цесс мониторинга данных показателей.


Необходимо продолжение работы по совершенствова­нию оценки рисков кредитных организаций, в том числе с точки зрения качества регулятивного капи­тала.

В рамках работы по внедрению в российскую практику банковского регулирования и надзора по­ложений Базеля III и в 2016 году планируется реали­зовать следующее.

Для реализации подхода к оценке кредитных рисков заемщиков, основанного на применении внутрибанковских рейтингов (!ПВ-подход в рамках Компонента I «Минимальные требования к капита­лу» Базеля III) Банк России планирует подготовить методические рекомендации по расчету достаточ­ности собственных средств (капитала) на покрытие кредитного риска на основе внутрибанковских рей­тингов и минимальные тре­бования к банкам, использующим данный подход Базеля III; осуществлять взаимодействие с банками, принявшими решение о возможности реализации IRB-подхода Базеля III. Планируется проводить дис­танционное взаимодействие (анализ документации, опросы и анкетирование) и тематические встречи для мониторинга подготовки к внедрению И^В-подхода Базеля III, текущей оценки реалистичности и реали­зуемости проектов по переходу на IRB-подход Базе­ля III. В целях внедрения положений компонентов III «Надзорный процесс» и III «Рыночная дисциплина» Базеля III будет продолжена работа по подготов­ке нормативной базы, обеспечивающей методоло­гию процесса надзора за достаточностью капитала кредитных организаций, включающую методологию оценки внутренних процедур кредитных организа­ций по контролю за достаточностью капитала и ее использование при оценке экономического положе­ния банков, включая качество их управления; порядок раскрытия кредитными организациями информации в рамках Компонента III «Рыночная дисциплина» Ба­зеля III исходя из применения ими стандартизиро­ванных подходов к оценке кредитного, рыночного и операционного рисков, использование которых в на­стоящее время регламентировано нормативными ак­тами Банка России. На основе международного опы­та планируется выработать подходы к регулированию деятельности центральных контрагентов и порядку оценки рисков участниками расчетов в отношении так называемых квалифицированных центральных контрагентов.

В целях приближения российской практики орга­низации консолидированного надзора к передовым международным признанным подходам в данной об­ласти необходимо осуществление работы по совершенс­твованию нормативной базы консолидированного надзора путем подготовки нормативных актов Банка России, регулирующих вопросы организации консо­лидированного надзора, в том числе в части:


  • установления пруденциальных норм, ограни­чивающих риски, принимаемые головными кредит­ными организациями банковских групп на консоли­дированной основе (Проект Указания Банка России “О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков» (по состоянию на 30.09.2015);
  • уточнения порядка раскрытия кредитными орга­низациями информации о своей деятельности, в том числе консолидированной финансовой отчетности, в связи с вступлением в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О консолидированной финансовой отчетности»;
  • обновления архитектуры консолидированной надзорной отчетности, включая введение новых форм пруденциальной консолидированной отчетнос­ти (предложения по внесению изменений в Указание Банка России от 12.11.2009 N 2332-У (ред. от 03.12.2015) "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2009 N 15615) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

Целесообразно внесение изменений в законодательство в части наделения Банка России правом устанавливать обязательные для кредитных организаций и банковских групп требования к систе­мам управления рисками и капиталом, включая пол­номочия по выдаче разрешений на использование кредитными организациями внутрибанковских мето­дик управления рисками и моделей оценки рисков в целях расчета достаточности капитала, особеннос­ти компетенции и организации деятельности сове­та директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, а также направленные на совершенс­твование системы мер принуждения, применяемых Банком России к кредитным организациям, и уре­гулирование вопросов привлечения кредитных орга­низаций и их должностных лиц к административной ответственности.

Систему банковского надзора целесообразно развиваться по следующим основным направлениям:

  • совершенствование системы мониторинга рис­ков, направленной на разработку дополнительных показателей, наиболее чувствительных к проявлению негативных тенденций в деятельности кредитных ор­ганизаций на ранних стадиях их возникновения;
  • развитие содержательного подхода к оценке ситуации в кредитных организациях и принятых ими рисков по всем аспектам деятельности;
  • определение наличия у кредитных организа­ций адекватных характеру и масштабу деятельнос­ти современных систем корпоративного управления и управления рисками, позволяющих своевремен­но идентифицировать, оценивать, контролировать и ограничивать все существующие риски;
  • проведение работы с владельцами банков в части снижения повышенной концентрации рисков на бизнес собственников кредитных организаций;
  • повышение качества информационного обеспе­чения надзорного блока;
  • повышение внимания к кредитным организа­циям проводящим агрессивную политику в различ­ных сегментах рынка банковских услуг, в том числе в области привлечения вкладов физических лиц, как наиболее подверженных принятию повышенных рисков;
  • дальнейшее совершенствование института ку­раторов и уполномоченных представителей Банка России;
  • развитие надзора за банковскими группами на консолидированной основе;
  • повышение внимания к операциям, проводимым кредитными организациями с нерезидентами, в том числе зарегистрированными в офшорных зонах;
  • расширение информационного взаимодейс­твия Банка России с органами Федеральной нало­говой службы, Федеральной службы по финансовым рынкам;
  • повышение уровня квалификации и професси­ональных знаний сотрудников дистанционного над­зора, в том числе посредством проведения учебных мероприятий и стажировок сотрудников территори­альных учреждений Банка России в центральном аппарате, обмена опытом и знаниями, накопленными в ходе практической надзорной работы.

Следует развивать взаимодействие Банка России с надзорными органами иностранных го­сударств по проблемам определения характера и экономического содержания трансграничных опе­раций российских кредитных организаций, а также по вопросам оценки деятельности дочерних банков иностранных кредитных организаций и зарубежных филиалов российских банков.

Также необходимо продолжение работы по совершенствованию макропруденциального анализа на основе расчета и публикации совместно с МВФ показателей фи­нансовой устойчивости, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования. В рамках совершенствования методики стресс-тестирования российского банковского сектора Банк России бу­дет активно использовать подходы, рекомендуемые международными организациями. В частности, будет продолжена работа по совершенствованию модели, описывающей взаимосвязи макроэкономических индикаторов национальной экономики и ключевых показателей банковского сектора.

Банку России необходимо продолжать курс на повыше­ние качества инспекционной деятельности, включая создание необходимых организационных и правовых условий.

В целях своевременной идентификации про­блем и предупреждения негативных последствий в кредитных организациях, целесообразно внести некоторые коррективы в процедуры текущего надзо­ра, включая:

  • уточнение подходов к определению объема вы­борки для проверки (включая «сплошной» метод про­верки наиболее рисковых ссуд: на инвестиционные цели, предоставленных нерезидентам и т.п.);
  • регламентацию механизма взаимодействия над­зорных подразделений территориальных учреждений Банка России с рабочими группами, региональными и межрегиональными инспекциями, подразделения­ми центрального аппарата Банка России при выяв­лении обстоятельств, способных оказать существен­ное негативное влияние на финансовую устойчивость кредитных организаций.

Необходимо определить состав кредитных организаций, деятельность которых может оказывать влияние на финансовую стабильность и системные риски рос­сийской экономики (системно значимые банки). Для данной группы кредитных организаций будет выра­ботан комплекс дополнительных мер пруденциаль­ного надзора.

Для обеспечения непрерывности надзорного процесса необходимо продолжить осуществление монито­ринга организаций и проведения проверок, включая анализ текущих результатов, получаемых от рабочих групп.


Заключение

На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы.

На основе проведенной оценки состояния банковского сектора России выявлено, что ускоренный приток депозитов при умеренной кредитной активности позволил банкам снизить зависимость от средств ЦБ. Использование рублевых инструментов рефинансирования сократилось почти вдвое – с 8,2 трлн руб. в декабре прошлого года до 3,8 трлн руб. в сентябре этого года. Однако ЦБ все еще фондирует 7% активов банков, что при весьма высокой просроченной задолженности (6% в корпоративном сегменте и 8% в розничном) препятствует понижению ключевой ставки. 

Мы полагаем, что из-за выплат по внешнему долгу и жесткой бюджетной политики рост фондирования в следующем году будет умеренным, рост корпоративных счетов составит 2%, а розничных депозитов – 10%. Вместе с тем, амплитуда роста корпоративного и розничного кредитования (на 14% г/г и 1% соответственно, в конце 2015 года) в 2016 г. должна сократиться: рост корпоративного кредитования составит  7% г/г, розничного – 5% г/г. В этом случае ЦБ сможет избежать увеличения объема рефинансирования сектора.

С целью обеспечения устойчивости банковской системы России в области деятельности ЦБ РФ находится: развитие нормативной базы, регулирующей вопросы поддержания устойчивости банков; разработка новых инструментов и мероприятий, направленных на поддержание устойчивости банковской системы в целом.

По итогам проведенного исследования сделан вывод, что развитие банковской системы России неустойчивые, характеризуется периодическими кризисами банковской деятельности. При этом количественный рост масштабов банковского сектора, сопровождается накоплением участниками рынка различных рисков, которые реализуются в случае ухудшения конъюнктуры рынка.

На основании проведенного исследования сделан вывод, что Банк России реализует различные мероприятия, направленные на повышение устойчивости банковской системы, а также на развитие инфраструктуры финансового рынка. Повышение устойчивости банковской системы за счет качественного роста названо главным приоритетом Стратегии развития банковского сектора до 2020 г.

Повышению устойчивости отечественной банковской системы будут способствовать следующие мероприятия:

1) совершенствование банковского регулирования и надзора, приближение используемых стандартов и методик к международным стандартам, активное участие в работе Базельского комитета по банковскому надзору, активное внедрение и использование идей и достижений данного института;