Файл: Использование сказкотерапии в коррекции личностного развития детей дошкольного возраста..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я долго искала ответ на вопрос: «Что же такое сказкотерапия?»

Терапия – термин употребляется в медицине. «Сказкотерапия» – «лечение сказками» [6, с.46]. Вообще понятия, имеющие в своем составе «терапия» не получили применения в системе образования. Ведь в функциональных обязанностях воспитателя не предусмотрены психотерапевтические процедуры. Более того: медики периодически подчеркивают, что это не психологический метод. Но воспитатели используют эти методы в развивающих целях.

Но сказкотерапию назвать клиническим психотерапевтическим методом тоже вроде бы нельзя. Во всяком случае, в солидной и серьезной «Психотерапевтической энциклопедии», вышедшей в 1999 году под редакцией Б.Д.Карвасарского, ничего я не нашла. Значит, все-таки это психологический метод? Но сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, И каждый специалист находит в сказке то, что помогает ему решать его профессиональные задачи.

Первую психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда она наиболее ярко и образно иллюстрирует основную мысль психолога при формулировании «обратной связи» клиенту [6, с.38]. 

Рассказывая сказку, человек становится ближе дошкольнику. Следовательно, от воспитателя требуется проявление открытости и искренности. 
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации, для создания эффективной обстановки общения. [6, с.39]

Таким образом, мною был изучено практическое применение сказкотерапии в работе воспитателя. Я пришла к выводу, что использование сказкотерапии не ограничивает спектр работы воспитателя, а только расширяет и обогащает, положительно влияя не только на детей, обратившихся к специалисту, но и на самого воспитателя. Сказкотерапию можно использовать и как самостоятельный метод работы с проблемой.

С каких пор применяется метод сказкотерапии? Он был создан в 90-е годы в России, у истоков его стояли ученые Е.Романова, А.Гнездилов, Т.Сытько, Ю.Тележко, Г.Николаева, Д. Протасова, Т. Грабенко и многие другие. В своей работе они опирались на опыт: Выготского, Эльконина, Фрейда, Фрома, Юнга [7, с. 14].

Сказкотерапия сегодня - это новое, самостоятельное, молодое направление в психологии.

Ведущими идеями сказкотерапии являются

  • осознание ценности своей жизни,
  • понимание причинно - следственных связей, событий и поступков,
  • познание мироощущения,
  • внутреннее ощущение гармонии и силы [8, с. 64].
  • взаимодействие с окружающим миром.

Какие же существуют подходы к анализу сказок? Самый первый - бихевиоральный или поведенческий - относится к сказкам как к описанию возможных форм поведения. Сказки могут объяснить ребенку - что будет, если… Пример из «Репки»: не получается - зови кого-нибудь, пробуй еще раз, привлекая разные способы.

Трансактный анализ обращает основное внимание на взаимодействия ролей в сказках. Каждый персонаж может описывать отдельного реального человека, одну определенную роль, которую человек может играть. Эрик Берн описал, как может себя вести Спящая Красавица или Красная Шапочка.

Юнгианская «Аналитическая психология» рассматривает героев сказки как субличности, части «я» одного человека. [1, с. 105]

Все, что происходит в сказке, можно представить как внутренний процесс, в котором, например, принц-сознание - ищет принцессу-аниму, женское начало и в процесс вовлечены его слепая агрессия (дракон), мудрость (лесной старичок-советчик). В сказке ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни.

Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сказку малышу рассказывает тот человек, которому он доверяет, ребенок засыпает, сказка внушает модель поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии. [8, с. 22]

Можно сказать, что сказка несет в себе» сообщение», послание», как гипноз. В ходе сказки происходит превращение – трансформация.

Происходит взросление и ребенок переживает все это.

Юнг говорил о похожем, когда основным мотивом сказки считал процесс индивидуализации, которое не взросление: это вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство. [8, с.5]

Чтобы понять в чем преимущество того или иного метода, я изучила труды различных авторов. Так, Бюлер изучала роль сказки в развитии подростка. По ее мнению, герои сказок выполняют ту же работу, что и все люди: едят, пьют, работают, женятся. [6, с.20]

Я узнала, у детей-дошколят преобладает «правополушарный «тип мышления. Значит, для них необходимы яркие образы, чтобы ребенок развивался, для выполнения социальной роли в будущем. В каждой семье должна быть с детства заложена хорошая традиция чтения сказок с последующим обсуждением. Если этого нет, то у малыша пассивный банк знаний, а когда действия сказочных героев анализируются и предлагают примерить ребенку на себя его роль, роль персонажа, сравнить ее с реальным миром, то знания становятся активными.


Таким образом, я познакомилась с разными источниками по данной теме, трудами авторов – Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Ш.Коппа, исследования и опыт Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, работы Адлера, Э. Берна, идеи К.Г. Юнга и М.Л. Фон Франц, и др. и их вклад в развитие метода сказкотерапии, я пришла к выводу, что сказочные фантазии ребенка оказывают воспитателям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Исследованием роли сказок в работе с детьми сегодня занимаются М.А. Поваляева, Д. Ю.Соколов, О.В.Защиринская, С.А Черняева и многие другие. [9, с.190]

Из всего сказанного можем сделать вывод:

  • Метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя целенаправленное и научное использование в работе с детьми стал получать более десяти лет назад.
  • Метод работы со сказкой является сегодня одним из освещаемых в современной литературе и самым перспективным.

Что же такое сказка? Для нахождения определения я обратилась к энциклопедическому литературному словарю. Сказка - это один из жанров устного народно - поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, художественное произведение, волшебное, авантюрное или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы [11, с.29].

Сказки подразделяются в зависимости от психологического влияния, воздействия человека. Так, Т. Д. Евстигнеева выделяет пять видов сказок [8, с. 20].

Рис. 1. Схема современной дифференциации сказок

К художественным сказкам мы относим сказки, которые создал народ и авторские истории. Собственно это и принято называть: сказки, мифы, притчи, истории [10, с.75]. Самые древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Сказки и мифы одинаковы по своей основе. В них единство природы и человека. В народных сказках заключается важные для нас идеи:

  • Окружающий мир для нас, людей - живой. Он может заговорить в любой момент. Так в сказке » Гуси-лебеди» говорит печка, речка, яблоня [8, с.45].
  • Ожившие объекты окружающего мира могут сами выполнять действия, они имеют право на самостоятельную жизнь. [9, с.13]
  • Есть зло и добро. Добро всегда побеждает.
  • Самое ценное дается через труд, испытание, а что дается без труда, даром, быстро уходит. Так, например, в «Сказке о золотой рыбке» наказав старуху за жадность, все вещи ушли (корыто, дом).

Так как жизнь имеет много граней, сюжеты сказок многообразны.

Сказки о животных. В них показываются отношения между животными и людьми. Дети - дошколята себя сравнивают с животными. Так в нашей группе Дима Колпаков один день берет на себя роль собаки, другой день он – кошка. Эти сказки нравятся детям.

Бытовые сказки. Они о нашей жизни, хотим мы или нет, реальность вносит свои коррективы. [10, с.36]Так Алина, вместо отца в сказке « Жила - была женщина с мужем», говорит «Жила – была женщина со своим сожителем».

Волшебные сказки. Это самые любимые и увлекательные сказки для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря им наши дети получают сведения о духовном развитии человека, учатся жизненной мудрости. [10, с.16]

Мне очень понравилась цитата из книги Карпова Алексея Валерьевича «Мудрые зайцы, или разговаривать с детьми и сочинять для них сказки».

В это книге говорится так: «Может быть, это мои сказочные фантазии, но мне кажется, что мы с тобой сидим в полутемном то ли помещении, то ли каком-то другом месте и слушаем то, что тут возникает. Но скажи: кто из всех нас не хочет, чтобы его любили?! Сказка – это любовь. Я слушаю или читаю ее и ощущаю, что кто-то подарил мне тепло, радость, интерес, тайну… Ты можешь сказать: другой человек, Бог, сами сказки, мир... Любовь прикоснулась к нам – это самое важное. Рассказывая сказку или записывая ее на бумагу, ты ощущаешь поток любви. Ты его проводник. Но за всем этим должна стоять любовь». [10, с.63]

Какие же бывают виды сказок?

  • Авторские сказки самые образные и трепетные. Они рассказывают нашим детям истории о частной жизни, что очень важно для понимания мира, расширения кругозора.
  • Дидактические сказки. Методист нашего сада сама создает сказки, связанные с тем или иным предметом. Ольга Ивановна в них «прячет» свои задания. У нее абстрактные символы (звук, буква, цифра, арифметические действия) становятся живыми предметами, наглядно раскрывает смысл и значение определенных знаний.
  • Говоря о психокоррекционных сказках не смогу не назвать нашего психолога Нелю Адамовну, работает она в коррекционном саду. С помощью сказки психолог буквально лечит маленького человечка, восполняет недостатки в знаниях.
  • Медитативные сказки создаются, как пишет Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева с целью накопления положительного опыта, снятия стрессов, создание лучших моделей взаимоотношения с целью, развития личностных потенциалов. Главное назначение медитативной сказки - сообщение правильных моделей взаимоотношения с другими людьми, с окружающим миром. Поэтому отличительные особенности медитативных сказок - это отсутствие конфликтов и злых героев [6, с. 20].

Психокоррекционные сказки созданы для более мягкого влияния на ребенка. [7, с.171]

Психотерапевтические сказки создаются для того чтобы ребенок мог узнать себя, слушая эту сказку. Обычно эти сказки составляются самими воспитателями или психологами. В поведении детей - дошкольников очень часто встречаются нарушения поведения (вспыльчивость, пассивность, агрессивность, гиперактивность), отставания в развитии детская нервность (страхи, неврозы, невропатия) Осложнения личностного развития и психического происходят по двум причинам:

1) минимальные поражения нервной системы;

2) ошибки воспитания.

Эти оба фактора действуют одновременно, поскольку взрослые часто игнорируют и недооценивают эти особенности нервной системы ребенка или же пытаются исправить неадекватными воспитательными воздействиями. [8, с.7]

Важно найти причины, которые тревожат ребенка родителей, и наметить пути коррекционной работы с этим ребенком, записать симптомы нарушений психического развития детей, подходят ли они этому ребенку или же являются болезненными формами. Работа по коррекции должна начинаться рано.

Своевременность психологической помощи - главное условие ее успешности и эффективности [12, с.38].

  1. Вспыльчивость. Такой ребенок, по- моему, устраивает истерику,

плачет, злится, хотя агрессии не проявляет. Вспыльчивость - это выражение отчаяния и беспомощности, чем показ характера. Но вспыльчивость причиняет ребенку и взрослым неудобства, поэтому требуют преодоление. [11, с. 182]

Мне, кажется, нам, воспитателям, надо предупреждать приступ вспыльчивости. Надо отвлекать ребенка, сделать так, чтобы он забыл, надо чтобы он свои эмоции словами рассказал. Со стороны взрослого нужен спокойный эмоциональный тон. На этой ступени старший дошкольник уже может выразить свои чувства словами или выслушать объяснения взрослого. Взрослый не уступает ребенку только ради того, чтобы не получился припадок, однако важно оценить, действительно ли запрещения взрослого имеет принципиальное значение, не обманывает ли ребенок. [11, с.12]

  1. Пассивность. Родители и воспитатели считают его тихоней, «скром

ным», однако все это не так. Причину его такого поведения надо, конечно, искать в семье. Ребенок застенчивый, подавленный, скромный. К таким детям надо подходить очень постепенно, не ломая его душу. Возможно, это у него такая ответная реакция на те неурядицы, проблемы, что происходят дома. Я вспоминаю нашего воспитанника Диму Мальцева,5 лет, сына учителя математики, который под сильным волнением выдергивал у себя волосы, стучал ногами по полу. Поэтому взрослым надо выяснить причины такого поведения, возможно, это будут доверительные отношения или установление контакта, общих каких-то дел. Нужно попросить ребенка выразить свои чувства, обратить внимание после каких дел или переживаний Дима так поступает. Именно доверие, тесный контакт с родителями разрешит ту ситуацию, которая вызывает у ребенка столь тяжелые переживания [10, с.142].