Файл: Использование сказкотерапии в коррекции личностного развития детей дошкольного возраста..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Возрастные особенности и развитие психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста
2.Методы и организация исследования
2.1. Описание выборки и организация исследования
2.3.Исследование личностной тревожности (О.Теммел, Н.Дорки, В. Амен)
2.4.Цветовой тест Люшера
2.5. Изучение самооценки дошкольника методика «Лесенка» (в модификации С.Г.Якобсон, В.Г. Шур).
2.6. Проективная методика «Волшебная страна чувств»
Возможно причина пассивного отношения - малый опыт общения с людьми, страх незнакомых людей, особенно взрослых. Чем больше мы помогаем ребенку, тем больше ребенок привязывается к нам, поэтому не надо опекать ребенка, а дать ему большую уверенность в себе, делать так , чтобы он научился сам общаться с незнакомыми взрослыми людьми.
- Агрессия. Выделяют два вида агрессии у детей. Ребенок боится быть
травмированным, получит повреждения, поэтому он сам вперед совершает эту агрессию. К тому же за агрессией кроется страх [9, с.23].
Когда ребенок переживает обиду или на душе у него плохо, у него рождается страх. Страх образуется потому, потому что нарушены отношения с обществом, с взрослыми, которые его окружают. Ребенок выступает против этого, применяя физическую агрессию.
Если его обидела мама, то он режет ножницами ее любимое платье , выбрасывает лак для ногтей. Бывает так, что агрессия и разрушительность совпадают, тогда ребенок берет вещи мамы или папы, того кто его обидел и кидает в них. В таком случае необходимо внимание ребенку. Физическая агрессия выражается, в том, что ребенок ломает вещи, оскорбляет, ругается, нецензурно выражается. Он хочет почувствовать себя сильным уверенным, отомстить взрослым за нанесённые обиды. Иногда ребенок выражается нецензурно, но он не знает смысла слов, все говорят, и он повторяет, ребенок выбрасывает свои эмоции с целью досадить кому- либо [9, с.154].
Бывает, что браные слова являются просто средством выражение эмоции. Ребенок разлил молоко, его нечаянно задели, он упал. Взрослым надо научить ребенка заменителям браных слов («пропади - пропадом,» «елки- палки») [12, с.38]. Взрослые должны дать почувствовать, что кроме агрессии есть положительное. Пусть ребенок привлекает внимание более приятно с точки зрения ответной реакции. Надо ребенку пережить удовольствие от показа нового навыка.
- Педагогическая запущенность - это отставание в развитии ребенка, в
котором виноваты педагоги и родители. Почему ребенку 5 лет, а он отстаёт в развитии? Родители уделяли большое внимание работе, построению новой семьи, родам, а ребенок остался неразвитым. Так, в старшей группе сада «Ромашка» воспитывается Ольга Климова, 5 лет, а она не умеет считать до 10, а словарный запас маленький, трудно ей даются предметы: «Формирование элементарных математических представлений», «Развитие речи». Она фактически должна уже быть готова к школе. Родители «спихнули» ребенка воспитателю, который испугался, проблем ребенка. Единственный выход: нужна своевременно индивидуальная работа с ребенком, развивающие занятия, чтобы он догнал своих сверстников [10, с.129] .
- Задержка психического развития. Откуда берутся дети ЗПР? Дети
с задержкой психического развития ежегодно пополняют коррекционные сады, школы. Этих детей не надо путать с педагогически запущенными детьми и с детьми умственно отсталыми. У них нет нарушения крупных поражений мозговых структур, быстрая утомляемость, незрелость сложных форм поведения, истощение. Возможно, мама испытывала стресс при беременности, патология при родах, может врождённые болезни плода, перенесенные в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями [12, с.49].
Если своевременно мы окажем таким детям помощь, проведем коррекционную работу, эти процессы будут обратимыми. Изменятся его взгляды на мир, меняются отношения с окружающими. Возможно, ребенок будет контролировать свои эмоции, осознавать их [8, с.30]. Но сама по себе, эмоциональная сфера не развивается. Ее необходимо развивать. То, что писал Л.С Выготский о феномене «засушенного сердца», когда отсутствуют чувства. На отсутствие чувств влияет засилье техники в жизни, в котором участвует ребенок [2, с.15].
Просиживая у телевизоров, компьютеров наши дети перестали интересоваться чтением, не знают, как общаться друг с другом, речь не очень развита, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Самой удобной для работы является классификация Изарда, которая основана на эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными [2, с.21]. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса). Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его» [14, с.55].
Л.П. Стрелкова предполагает выделение следующих параметров:
1. Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
2. Разделение и толкование эмоциональных состояний других людей;
3. Широта, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
4. Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере [1, с.31].
Образы сказок обращаются к двум психическим уровням: уровню подсознания и уровню сознания, это создает возможности при общении. Особенно это важно для коррекционной работы. Есть такие формы сказки: психологическая подготовка, напряжение эмоциональной ситуации общения, символическое реагирование эмоциональных и психологических стрессов, принятие своей физической активности в символической форме [5, с.19]. Возможности сказки такие:
- Использовать сказку как метафору. Образы сказок и текст создают свободные ассоциации, касающиеся личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
- Рисование по мотивам сказки. Ассоциации ребенка проявляются в рисунке, затем возможен анализ графического материала.
- Обсуждение мотивов действия и поведения, что может служить поводом к обсуждению человека, его поведения персонажа : хорошо-плохо.
- Проигрывание отдельных эпизодов дает возможности взрослым и детям почувствовать эмоциональные ситуации и проиграть эмоции.
- Использование сказки как притчи-нравоучения. С помощью метафоры разрешить ситуации.
- Творческая работа (переписывание сказки, дописывание сказки, работа со сказкой). [1, с.33]
Сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать. Основные приемы работы со сказкой
- Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за
каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.
Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на такие к примеру вопросы:
- «О чем эта сказка?»
- «Кто из героев тебе больше понравился?»
- «Что было бы, если бы в сказке были только хорошие герои, или только плохие?»
2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. [4, с.13] Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. [132] Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».
3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материл. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
4 . Постановка сказок с помощью кукол. Чем же привлекательны сказки для психокоррекции и развития личности?
1. В сказках, мы заметили, нет как в реальной жизни, назиданий, которые не нравятся детям. События естественные, имеют логику, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. [2,с.19]
2. Посредством сказки ребенок знакомится с жизненным опытом многих поколений. В сюжетах сказок выражены проблемы, которые переживает человек. И всегда побеждает добро.
Таким образом, читая или слушая сказку, ребенок усваивает, это делает его мудрее, благороднее, лучше.
3. В сказке нет конкретного места, где проходят события, у персонажа нет имени. [1, с.13] Герой – собирательный образ и поэтому ребенок себя идентифицирует с ним, проходит вместе с ним через испытания.
4. В сказке интригующий сюжет, много волшебства, слушатель активно воспринимает это, учится на примерах героев. Т.Д. Зиновьева-Евстигнеева
вложила в работу всю душу, разработала приемы, воспитывающие положительную самооценку у ребенка [5,с. 20].
Психолог в известной книге «Основы сказкотерапии» ненавязчиво учит детей, что надо не терять надежду. В сказке говорится о Пандоре, которая из-за любопытства открыла крышку ящика, из нее посыпались болезни, беды, несчастья. А Надежда застряла в уголках ящика, поэтому говорится в пословице «Надежда умирает последней». Пандора быстро закрыла крышку ящика, но уже было поздно [8, с. 7].Мне понравилась эта сказка.
Т.Д. Зиновьева-Евстигнеева в этой же своей книге рассказывает сказку ленинградского психолога-врача А. В Гнездилова «Дворник», чтобы привить у детей уважение к этой скромной профессии, рассказать о работе, которую не уважают, она нужна людям. [9, с.13] В этой сказке говорится о чудаковатом дворнике, который с песней убирал двор, когда все дворники говорили, что эта работа неблагодарная, дворники перестали работать, а он один убирал, все дворники перестали убирать снег и люди остались дома из-за заваленных снегом тропинок. И только веселый дворник чистил снег, и дети приходили к нему играть, дворник увольняется с работы , устраивается архитектором строить сказочные дворцы. Принцесса влюбляется в него, делает принцем, а он встает с утра рано и очищает двор и управляет государством [6, с.12]. Какая чудесная сказка, прямо как у Экзюпери, мысль о содержании планеты в чистом виде. Вот в этом и корректирующая сила сказки!
2.Методы и организация исследования
2.1. Описание выборки и организация исследования
Исследование проводилось на базе детского сада «Ромашка», расположенного по адресу 40 лет Октября,19. Детский сад является центром развития ребенка с осуществлением оздоровления воспитанников, психического развития, коррекции, он сотрудничает с педагогическим колледжем имени Ибрая Алтынсарина.
В детском саду 2 ясельные группы (1.6-3), 2 группы раннего возраста (3-4), 1 группа среднего возраста(4-5),1 группа старшего возраста (5-6),1 группа подготовительная (6-7) В детском саду работает психолог, логопед, физкультурный руководитель, проводятся занятия по самопознанию, танцам, есть маленький аквариум.
Для занятия в саду имеются специальные оборудованные кабинеты, логопед, класс хореографии, есть комната для отдыха.
Выборка исследования. Эмпирической базой исследования послужило изучения особенностей психического развития детей. Исследование принимали 20 детей: 10 мальчиков и 10 девочек. Возраст от 5 до 6. Воспитанники на занятиях были заинтересованы. Для проведения использовались ручка, бумага, цветные карандаши, отдельный лист.
Процедура и организация исследования.
1.Проведение занятий учитывало особенности детей дошкольного возраста, большую двигательную активность детей: свободное передвижение, работа на ковре.
2.Занятия учитывали индивидуальные психологические особенности детей: заторможенность, расторможенность.
2.2. Методы исследования
Рассмотрим подробно описание используемых психодиагностических методик.
Анализ проведения коррекционной работы с использованием сказкотерапии. Я решила проверить ту же тревожность, но уже с использованием сказкотерапии. Взяла метод, который не оказывает на ребенка давления. Программа «Сказочная шкатулка».
Цель: снижение уровня тревожности дошкольника с применением сказки.
1. Дана роль ребенку (режиссер, автор, артист)
2. Обучить владению этой роли.
3. Подумать над сюжетом (возможно,,его изменить, заменить).
С помощью роли ребенок поборол стеснительность, зажатость.