Файл: Использование сказкотерапии в коррекции личностного развития детей дошкольного возраста..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Возрастные особенности и развитие психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста
2.Методы и организация исследования
2.1. Описание выборки и организация исследования
2.3.Исследование личностной тревожности (О.Теммел, Н.Дорки, В. Амен)
2.4.Цветовой тест Люшера
2.5. Изучение самооценки дошкольника методика «Лесенка» (в модификации С.Г.Якобсон, В.Г. Шур).
2.6. Проективная методика «Волшебная страна чувств»
Во время второго цикла дошкольник справился с проблемной ситуацией. Во время третьего цикла ребенок изменяет внутреннюю позицию.
Если дети забывали продолжать сказку, воспитатель помогал движениями. Дети пересказывали с помощью движений.
Таким образом, используя метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками, нам удалось снизить уровень тревожности у детей выпускных групп дошкольных учреждений. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности сказкотерапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников.
Для решения поставленных задач было обследовано 10 дошкольников, из которых было 5 мальчиков и 5 девочек. Для оценки индивидуально-психологических особенностей у воспитанников применялся психодиагностический комплекс, который составили следующие методики: Исследование личностной тревожности (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен); «Проективная методика «Волшебная страна чувств» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Была разработана и проведена программа коррекции негативных эмоциональных состояний методом сказкотерапии. Программа сказкотерапии для коррекции негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста составлена на основании программы эмоционально-волевого развития для детей «Волшебная страна внутри нас», авторы Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов
Проведенное исследование позволяет говорить о возможности коррекции уровня тревожности в старшем дошкольном возрасте выбранным методом. Кроме количественного показателя уровня тревожности, существуют изменения в качественной характеристике. Дети стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например при выступлении на утренниках, ответе на занятиях в группе и т. д. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и ровесниками. Так, в занятии сада «Здравствуй, лето!» дети стали меньше проявлять при выступлении робость и нерешительность, полученные успех позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников. Родители также отметили улучшение в состоянии детей.
2.3.Исследование личностной тревожности (О.Теммел, Н.Дорки, В. Амен)
Эта методика представляет собой детский тест, разработанный американскими психологами Р.Тэмлл, М.Дорки и В.Амен .Перед нами стоят задачи: исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, чтобы качества личности проявлялись в наибольшей степени.
Мы рассмотрим тревожность как черту личности, функции которой находятся в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая имеет отрицательное следствие. Речь идет о торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другой ситуации, это зависит от отрицательного эмоционального опыта, который приобрел ребенок в другой ситуации. [14, с. 190] Поэтому отрицательный опыт дает и тревожность ребенку, беспокойство. Если у ребенка не развита адаптация жизненным ситуациям, нет хорошей эмоциональной приспособленности, то у него - повышенный уровень личностной тревожности. [11, с. 22]
Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, которые сложились у него с окружающими людьми, в детском саду, в семье. [6, с.69]
Мы берем серию рисунков размером 8.5, 11см каждый рисунок сюжетно представляет типичную для жизни дошкольника ситуацию.
Для мальчиков одни рисунки, для девочек – другие. В процессе работы испытуемые представляют себя тем, кто изображен на рисунке? На рисунке нет лица, а только общий контур головы. Даем еще два изображения детской головы, по размерам точно соответствующее контуру лица ребенка на рисунке. Какой рисунок выберет ребенок, такое у него в этот момент и настроение.
Мы задаем вопросы.
Рисунок 1. Игра с мячами: «Какое лицо, как ты думаешь, будет у ребенка?» На одном улыбающееся лицо, на другом – печальное
Рисунок 2. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка?»
Он одевается.
Рисунок 3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или грустное?»
Рисунок 4. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он играет со старшими детьми.
Рисунок 5. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать»
Рисунок 6. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» Он умывается.
Рисунок 7. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рисунок 8. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рисунок 9. Агрессивное нападение: »Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рисунок 10.Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рисунок 11. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рисунок 12. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рисунок 13. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рисунок 14. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка: веселое или печальное».
Протокол выявления тревожности.
Фамилия, имя: Берник В.
Возраст-5 лет, группа №5
Дата: 10мая 2016год.
Рисунок: печальное или веселое лицо.
1. Игра с мячами +
2. Одевание —
3. Объект агрессии. Хочется ударить —
4. Игра со старшими. Мама и папа играют +
5. Укладывание спать в одиночестве. Беру с собой медведя-мишку +
6. Умывание. Люблю мыться +
7. Выговор. Часто мне мама делает замечание. Не люблю —
8. Игнорирование. В семье есть малыш —
9. Агрессивное нападение —
10.Собирание игрушек. Не люблю их собирать —
11. Изоляция. Не люблю одиночество. —
12. Ребенок с родителями. Мне нравится быть с родителями +
13. Еда в одиночестве. Не люблю есть один —
14. Ребенок и мать с младенцем. Мне нравятся дети +
Анализ результатов первичной диагностики тревожности.
N - число негативных выборов. Всего рисунков - 14
Формула вычисления ИТ: Количество отрицательных выборов делю на 14 и умножаю на 100%. Таким образом:
1. Берник В.-ИТ=8/14.100% ИТ=57%
2. Дубинина Д.-ИТ=3/14.100% ИТ=21%
3. Денюсюк М. ИТ=4/14,100% ИТ=28%
4. Касаткин С.-ИТ=3/14.100% ИТ.=21%
5. КаримбаевИ.-ИТ=6/14.100% ИТ.=42%
6. Михайлова Е.-ИТ.=4/14.100% ИТ=28%
7. Нетесова Д.-ИТ.=7/14.100% ИТ.=50%
8. Ромашкин В.-ИТ.=4/14,100% ИТ=28%
9. Иванов С.-ИТ=2/14.100% ИТ=14%
10. Филиппов Г.-ИТ=9/14.100% ИТ=64%
Таким образом, из 10 воспитанников, которые принимали в тестировании: с высоким уровнем тревожности – 3, со средним уровнем тревожности – 6, с низким уровнем тревожности - 1
Высокий уровень тревожности свыше 50% у трех воспитанников:
(Берник В., Нетесова Д., Филиппов Г.)
Средний уровень тревожности от 20% до 50%. К ним я отнесла: (Дубинину Д., ДенисюкМ., Каримбаева И., Касаткина С., Михайлову Е., Ромашкина В.).
К низкому уровню тревожности я отнесла Иванова С. ИТ = 14%
Распределение дошкольников по уровню тревожности.
Филиппов, ребенок с самым высоким уровнем тревожности проявлял во время тестирования беспокойство, нервозность. Выяснилось, что у него недавно умерла бабушка. Он интересовался, надолго ли протянется процесс.
Дети со средним уровнем тревожности не проявляли особых признаков, терпеливы были.
Выводы:
1. По полученным в ходе исследования результатам, мы видим, что в процессе проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась:
- дети с высоким уровнем тревожности до проведения коррекционной работы 1 человек (64%), после проведения 16%
- дети со средним уровнем тревожности до проведения коррекционной работы 6 человек (42,0%), после проведения 3человек (21%)
- дети с низким уровнем тревожности 1 человек (14%),после проведения (9%)
2. Полученные данные позволяют нам говорить об эффективности сказки для коррекции высокого уровня тревожности детей дошкольного возраста. Проведенная методика улучшила межличностные отношения со взрослыми и сверстниками.
2.4.Цветовой тест Люшера
Психосемантический подход к проблеме восприятия цвета предполагает отнесение цвета к разряду семантических объектов. М.Люшер создал метод цветового теста. В нем говорится, что цвет надо изучать как объект, что признание объективного значения цветов требует одновременного отнесения самого цвета к феноменам объективной действительности наряду с прочими агентами, закономерно изменяющими физическое и психологическое состояние человека. Фокус рассмотрения проблемы, таким образом, переносится с причин и закономерностей возникновения цветовых ощущений на причины и закономерности существования цветовых значений: правил их порождения и функциональные законы. Каждому испытуемому надо выбрать из предложенных цветов цвет, наиболее предпочитаемый всем другим цветам. Может быть, это мамин любимый цвет, может на мебели обивка такого цвета. Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из всех оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Для количественного анализа актуального эмоционального состояния была выставлена оценка, содержащая следующую интерпретацию:
- балл – негативное эмоциональное состояние, включающее на первых позициях 3 последних цвета (черный, коричневый, серый),
- балла – неудовлетворительное эмоциональное состояние, включающее на первых позициях 2 последних цвета (коричневый, серый, черный),
- балла – удовлетворительное эмоциональное состояние, включающее на первых позициях 1 последний цвет (черный, коричневый, серый),
- балла – позитивное эмоциональное состояние, включающее на первых позициях 4 первых цвета, включая фиолетовый,
- баллов – положительное эмоциональное состояние, включающее на первых позициях 4 первых цвета (красный, синий, зеленый, желтый).
2.5. Изучение самооценки дошкольника методика «Лесенка» (в модификации С.Г.Якобсон, В.Г. Шур).
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка). Процедура исследования проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Проведение теста. Ребёнку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальное у детей.
Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем' притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам. Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребёнок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.