Файл: Использование сказкотерапии в коррекции личностного развития детей дошкольного возраста..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

После смерти отца воспитанием меня и брата занималась бабушка. Бабушка была человеком сильной воли, от одного общения с ней мы позитивно заряжались, эмоционально обогащались и хотели жить. То время не было таким быстрым в отношении ритма, не было такого засилья компьютера. То было славное время!

Бабушка была просто мастерица, она внимательно смотрела на нас и буквально уводила в волшебный мир, где не было болезни, нищеты, а главное не было проблем. Она не говорила нам сидеть тихо, мы сами подтягивались к ней и завороженно слушали про богатых, бедных, умных, сильных, красивых душой людях. Она была для нас всесильной, потому что многое знала, умело рассказывала сказки.

В сказках был свой мир, свои правила, никто никого не обижал, всегда хорошим был конец, и всегда мы что-то извлекали полезное, мы переживали за Алдара Косе, за Шахеризаду, за бедных, но умных людей, мы жили их жизнью. Мы были маленькими и не знали силу сказки. Тогда мы и не задумывались, что сказка может лечить, корректировать - исправлять, что она является терапией для маленьких детей и для взрослых, исцелением.

Еще обучаясь в педагогическом колледже, я поняла, что тем детям, которым в детстве читали сказки, учеба давалась легче, они быстро читали, целыми предложениями, могли доступно и просто изложить свои мысли. На дворе не только экономический, но и социальный, культурный кризис. Родители занимаются тем, чтобы удовлетворить потребность ребенка в еде, какие там сказки, да и нет времени для развития своего ребенка. А бедные дети лишены духовности, какие-то жестокие мультики («Счастливые лесные друзья» - черный юмор), где отрезают головы. А как же тогда знакомство со словами быта, ремесла, традиции. Ведь слушая сказку, мы знакомимся с народными традициями, обрядами, народным языком.

К сожалению, дети большую часть времени проводят за компьютером. Детские психологи считают это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Некоторые люди почему-то считают сказку детским занятием, но она обращена к чистому, детскому началу каждого человека. Через восприятие сказки мы развиваем его внутренний мир, развиваем смекалку, фантазию, учимся сопереживать.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее проверенные и эффективные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также они формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного метода является если не ошибкой, то заметным упущением со стороны родителей и образовательных учреждений.


Объектом нашего исследования является метод сказкотерапии.

Предмет исследования: негативные эмоциональные состояния у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: под воздействием сказки снижается уровень негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи работы:

1) изучить состояние проблемы коррекции негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста по данным современной литературы.

2) выявить динамику снижения проявлений негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста под воздействием сказкотерапии.

1. Теоретические подходы к проблеме коррекции личностного развития детей дошкольного возраста методом сказкотерапии

1.1.Возрастные особенности и развитие психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Личностное развитие ребенка начинается в дошкольном детстве. Компонентами личностного развития являются понимание ребенком своего места в окружающем мире и вторая сторона - это развитие воли и эмоциональной сферы. [1, с.123] В своей работе я сделала основной упор на один из компонентов личностного развития – развитие эмоциональной и волевой сферы.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются [1, с.56].


Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей среды себя и своих родственников. А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, Стрелкова, Л.А. Абрамян – отечественные психологи, занимавшиеся исследованием эмоциональной сферы ребенка - дошкольника выделяют следующие особенности формирования эмоциональной сферы: [1, с. 43]

  • более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;
  • эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание – представление – действие – эмоция;
  • эмоциональные процессы более управляемые;
  • развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым).

Ребенок должен знать, как он выполнил дело, должно быть одобрение со стороны взрослых.

При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка. Стимул работать дальше пропадает, ребенок начинает тревожиться, при положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого и у него появляется моральный стимул. [2, с.25]

В этот период у ребенка сильно завышена самооценка, появляются новые мотивы (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности) - появляется способность оценивать свое поведение.[2, с.10]

Весь дошкольный возраст чувства властвуют над ребенком. [2, с.29] От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. Ребенок с помощью языка чувств, улыбки, позы, интонации передает свои переживания.

Лучшим наблюдением за эмоциями для меня явилась работа в детском саду. Я заметила, что к концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься. День дошкольника насыщен, наполнен эмоциями настолько, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения [3, с.56].

В возрасте 3 – 7 лет желания ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Так, эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Механизм эмоционального предвосхищения подробно рассмотрен и описан А.В. Запорожцем [2, с.181]. Его суть в том, что еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.


Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов, как сочувствие другому человеку, сопереживание – без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей [1, с.41].

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений, из-за чего образные представления и приобретают эмоциональный характер. Вся деятельность ребенка – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т.д. – должно окрашено эмоцией. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития [2, с.8].

Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия малыша и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию.

Особенно это важно в том случае, когда 5-6 –летний ребенок переходит в другой сад. Так было с Исаковым Олегом, мальчиком 5 лет, прибывшим из сада «Колокольчик» потому, что родители купили квартиру, а он так остро чувствовал свою незащищенность, у него было нарушено эмоциональное благополучие.

Общительность и доброжелательность взрослого выступили как условие развития положительно любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми. Все, кто работает с детьми, (психологи, воспитатели, няни, педагоги) должны стремиться к установлению тесного контакта с ребенком, только при его установлении, наладятся взаимоотношения с детьми. Взрослым нужно знать происхождение, а также стараться глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. [3, с.15]

Ситуация ставит конкретную задачу, решение которых зависит от двух факторов: с одной стороны от его потребностей, умения подчиняться нормам поведения, с другой стороны от доминирующего в данный момент чувства, вызванного обстоятельствами.

Известным психологом А.Н Леонтьевым было показано, что с 3 лет деятельность ребенка все более побуждается и направляется известным соподчинением мотивов и выражается в активном и сознательном соподчинении действия. [11, с.25]

Л.С Выготский, С. Рубинштейн считают, что эмоции подобно умственным и волевым процессам формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом норм и идеалов.


По-моему, ребенок должен с детства понимать стыд, жалость, сострадание, отказываться от своих интересов для более важного общественного Превращаясь в мотив поведения ребенка, они становятся сдерживающей силой в его взаимоотношениях с окружающими [2, с.44].

Если у малыша развито чувство жалости, симпатии он не будет издеваться над котенком, над другими детьми, чувства стыда и совести не разрешат ему совершать плохие поступки.

Поэтому надо развивать у ребенка моральные чувства, доброе отношение к детям, к пожилым людям - этот процесс длительный, сложный, формируется на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Ребенок жалеет, сострадает под воздействием взрослых. А когда взрослые говорят («Как тебе не стыдно?») у дошкольника появляются первые реакции стыда, совести. К шести годам у ребенка формируются социальные чувства. Дети младшего и среднего возраста не отдаются целиком захватывающему чувству. Стоит перед ними появиться какому-то объекту и эмоциональная реакция снижается. У детей старшего возраста устойчивость нравственных чувств повышается. [4, с.16]

В дошкольном возрасте чувства реализуются очень быстро. Если мама наказывает сестру, брату жалко её, он дает ей свои фишки, наклейки, просит маму ее простить. Необходимо в ребенке закладывать ростки положительного отношения к себе, к окружающим, к животным. В первые три года жизни ребенка его стержень личности и будет определять поведение ребенка в разных ситуациях [5, с.15]. Поэтому, я считаю, воспитателям надо знать, какой направленности основной стержень личности – положительный или отрицательны. Я уверена, что взрослые заинтересованы в воспитании всего хорошего у ребенка. До трех лет у малыша развивается и положительная моральная направленность, это такие, как желание помочь, сделать добро. Таким образом, мы можем сделать вывод:

  1. Чувства и эмоции формируются в процессе общения ребенка со своими сверстниками
  2. При общении ребенка с другими людьми, поступки это самый важный источником чувств являются, гнев, нежность, радость.

В семье, где неправильное обращение с ребенком может привести к таким последствиям:

  • К страху - при наказании мамы, когда малышу что- то угрожает. [5, с.146] Мама говорит, что в наказание ты будешь, стоят в темной комнате. Ему внушен родным человеком страх темноты. И каждый раз темнота его будет пугать.
  • К ревности, когда родители сильно любят недавно родившегося второго ребенка.
  • К сильной привязанности к маме, когда ушел из семьи отец. Ребенок не будет общаться со своими сверстниками.
  • Эмоциональное единство будет развито в группе, когда дети совместно разукрашивают ракету.
  • Чувства и эмоции очень сильно развиваются у дошкольников в игре, где они переживают победу, поражение
  • На танцевальных и музыкальных занятиях, когда дети испытывают определенные чувства.
  • 1.2.Сказкотерапия и коррекция личностного развития детей дошкольного возраста