Файл: Использование сказкотерапии в коррекции личностного развития детей дошкольного возраста..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Возрастные особенности и развитие психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста
2.Методы и организация исследования
2.1. Описание выборки и организация исследования
2.3.Исследование личностной тревожности (О.Теммел, Н.Дорки, В. Амен)
2.4.Цветовой тест Люшера
2.5. Изучение самооценки дошкольника методика «Лесенка» (в модификации С.Г.Якобсон, В.Г. Шур).
2.6. Проективная методика «Волшебная страна чувств»
Анализ методики «Лесенка»
Я пригласила 10детей дошкольного возраста. На какую же ступень они себя поставили? Берник В., Михайлова Е., Ромашкин О. поставили себя на 6 ступень, а это высокая ступень. Нетесова Е, Карабалин И., себя поставили на 3 ступень Филиппов Г. Дубинина Д., Касаткин С., поставили себя на 4ступень Денисюк М., себя поставил на 5 место и только Иванов самое нижнее место оставил себе. Значит, у ребенка занижена самооценка.
По результатам диагностики были сделаны соответствующие выводы и даны необходимые рекомендации воспитателям и родителям.
Таким образом, внедрив в свою психолого - педагогическую работу с детьми метод сказкотерапии я пришла к выводу, что он имеет большие потенциальные возможности при коррекции поведения детей старшего возраста.
По методике цветовых выборов М.Люшера нами был проведен качественный анализ, который, однако, можно свести к разделению испытуемых на группы до и после проведения программы коррекции негативных эмоциональных состояний методом сказкотерапии, чьи выборы были гармоничны (до – 45%, после 55%), в чьих выборах были незначительные признаки эмоционального дискомфорта и тревожности (34% до, 44% после) и группа с явными нарушениями эмоциональной сферы, повышенной тревожности (11% до и 1% после). При этом необходимо отметить, что среди детей старшего дошкольного возраста до проведения программы коррекции личностного развития детей методом сказкотерапии, чьи цветовые выборы были оценены нами как гармоничные, прослеживалось разделение на подгруппы с предпочтением синего цвета, то есть умиротворенные, несколько пассивные и красного, то есть активные, волевые, стремящиеся действовать.
Проведение теста после сказкотерапии показало, что у большинства детей старшего дошкольного возраста эмоциональное состояние стабилизировалось, чаще выбирались зеленые и синие цвета как наиболее приятные, что говорит о умиротворенном состоянии, потребности в отдыхе, устойчивой привязанности, утверждении себя в новом статусе, однако, не за счет внешней активности, а за счет внутреннего роста. Предпочтение некоторыми испытуемыми желтого цвета, говорит о потребности в перспективе, надежде на будущее. В среднем, несколько снизился процент выборов с некоторыми признаками тревожности (24%) и увеличился процент испытуемых с позитивными выборами, без признаков эмоционального дискомфорта.
2.6. Проективная методика «Волшебная страна чувств»
Цель этой методики – исследование психоэмоционального состояния ребенка с помощью сказки о чувствах человека.
Перед ребенком я выкладываю красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный цвета карандашей, кладу инструкцию проведения [4, с.13].
Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в своем домике определенного цвета. Один живет в красном домике, другой - в синем... Каждый утро, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ветер. Он был такой сильный, что срывал крыши с домов и ломал ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. [4, с. 98 ], [7, с. 45]
Но вот беда - всю краску унес ветер. У тебя есть хорошие цветные карандаши. Пожалуйста, помоги им разукрасить домики. Таким образом, я предлагаю поработать детям с домиками.
Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика. Жители: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес. Я помогаю каждому ребенку выбрать цвет.
Ранее говорилось о том, что можно проводить работу со сказкой: продолжить ее, придумать свой сюжет. Продолжительность такой работы не должна превышать 30 минут.
«На реке». Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую должны сопровождать движением. На одной быстрой и широкой реке жили бобры. Они не могли быстро плавать, поэтому хотели, чтобы река текла медленно. Собрались все вместе и построили запруду. Долго работали бобры, таскали деревья. К вечеру они очень устали и пошли спать. Пришли бобры утром к запруде и увидели там много рыбы, которая из-за запруды не могла приплыть.
Дети должны продолжить сюжет. Поведение ребенка должно быть оценено взрослыми. Работу такого характера можно проводить с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что можно сказать об обстановке, которую мы видим по телевидению и читаем из средств массовой информации. Положение тяжелое. Участились случаи воровства детей, потери, когда дети заканчивают жизнь суицидом, выпрыгивая с 8-9 этажа, являются в обществе «изгоями», наши дети боятся ЕНТ, экзаменов, у них неуверенность в жизни, не могут в группе самоутвердиться, придумали селфи, состоят в порнографических сайтах. Ситуация, сложившая на современном этапе нашей республики, а именно изменение политических, экономических, социальных условий жизни приводит к все более растущей неуверенности, агрессии, пассивности, снижению самооценки, развитию проблемных ситуаций, поэтому на самом первом месте должна стоять, по – моему, проблема развития и укрепления психического здоровья ребенка, начиная с дошкольного возраста.
Я считаю, ребенка не должны волновать взрослые проблемы. То экономический кризис их коснется, то теракты, как на Украине или в Актобе. Надо срочно через сказку готовить ребенка к жизни, воспитывать в нем смелость, решительность, учить не поддаваться, на всякого рода, уговоры экстремистов, насильников.
Использование сказкотерапии является эффективным методом коррекции, консультирования, развития, реабилитации ребенка, дошкольника. Я считаю, происходит перенос одних смыслов в реальность, раскрытие тех знаний, которые живут в его душе. Потому что сказка- это мир, пусть выдуманный, а дошкольник примеряет роли, переживает, растет, мужает. Обобщая данные, можно сделать вывод: сказка лечит, исправляет, дает советы, помогает, нужно использовать сказкотерапию в коррекции личностного развития, когда есть тревожность, агрессия, пассивность, педагогически запущенные дети. Сказкотерапия преодолевает стереотипное поведение, которое задерживает развитие ребенка, ребенок взрослеет со сказкой, выбирает нужную модель в поведении переносит в реальность.
Я считаю, что гипотеза, которую я выдвинула, подтвердилась. Гипотеза:
под воздействием сказки снижается уровень негативных эмоциональных состояний (тревожность, пассивность, агрессия, страхи) у детей старшего дошкольного возраста.
В 1 главе я дала анализ по проблеме, обозначила понятие сказкотерапии, привела ученых, которые занимались разработкой этого вопроса.
Во 2 главе было использование коррекционной работы: как методом сказки понизить тревожность, поднять самооценку. Я очень рада, много узнала про ученых, про то, что в Санкт-Петербурге есть институт психологии, институт сказкотерапии, что сказка – это мощное орудие в воспитании. Данный институт был учрежден в 1998 году. В 2016 году получил международный статус. Что сказки направлены для улучшения взаимоотношения дошкольников с родителями, преодоление лени, воровства. А сказки для взрослых направлены для укрепления внутренних резервов, для налаживания взаимоотношений в семье.
Задачи, которые я ставила:
1) изучить состояние проблемы коррекции личностного развития у детей старшего дошкольного возраста по данным современной литературы;
2) разработать программу сказкотерапии для коррекции личностного развития у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность;
3) выявить динамику снижения проявлений личностного развития у детей старшего дошкольного возраста под воздействием сказкотерапии.
Я считаю, что задачи выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 2003. – 320 с.
- Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3. - 639 с.
- Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: “Издательство ДНК”, 2001. – 152 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: “Речь”, 2002. – 310.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии. СПб.: Речь,2005
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь,2006
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерпия. Спб.: Речь, 2005
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. СПб.:Речь, 2005.
- Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Псков, 2005г. – 134 с.
- Карпов А.В. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. СПб.: Речь, 2008
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; 2003. с. 4—15.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986. – 210
- Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практических психологов 2003г.- 256 с. 46.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 806 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Эффективность сказкотерапии для коррекции личностного развития детей дошкольного возраста.
Рис.2. Сравнительный анализ показателей исследования личностной тревожности
Рис.3. Показатели исследования актуального эмоционального отношения к эмоциям до и после психокоррекционного воздействия