Файл: Разработка предложений по увеличению налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Важной особенностью современного этапа развития бюджетно-налоговой системы Российской Федерации (далее по тексту - РФ) является необходимость укрепления финансовой самостоятельности местных органов власти, во-первых, для обеспечения расходных обязательств и, во-вторых, для экономического развития собственных территорий. Налоговые поступления должны являться прочным финансово-экономическим фундаментом местного самоуправления. должно базироваться на прочном, в основе которого находятся.

В настоящее время мероприятия, в которых заинтересованы жители соответствующих муниципальных образований, финансируются, главным образом, из бюджетов муниципальных образований. Так, из бюджетов муниципальных образований финансируется в настоящее время около 15% всех общегосударственных расходов, в том числе расходов:

  • на дошкольное обучение - 78%;
  • на жилищно-коммунальное хозяйство - 54%;
  • на благоустройство территорий - 75%.

В настоящее время в России безвозмездные поступления составляют 60% доходов муниципальных образований, всего лишь 30% - это налоговые доходы, при этом местные налоги обеспечивают лишь 6% из них. Явно прослеживается фискальное несоответствие между получателями выгоды от местных органов власти и субъектами, формирующими их доходы.

Поскольку при формировании доходов бюджетов муниципальных образований произошел перенос акцента с собственных доходов, а конкретнее с налоговых поступлений, на межбюджетные трансферты, снизилась необходимая связь между финансовыми ресурсами, которыми располагают местные органы власти и экономическим развитием соответствующих территорий, качественном улучшении уровня жизни и условий проживания для местного населения. Данные официальной статистики и реальной практики управления подтверждают недостаточность собственной доходной базы местных бюджетов. Так, практически половина всех муниципальных образований в Российской Федерации исполняется с дефицитом (в 2012 году - около 43 %, в 2013 году - около 51%, в 2014 году - около 48 %, в 2015 году- около 44%) [56].

Основной целью работы является разработка предложений по увеличению налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • исследовать теоретические вопросы по формированию налоговых доходов местных бюджетов;
  • провести анализ структуры и динамики исполнения бюджета городского округа Тольятти и налоговых доходов, поступающих в бюджет городского округа Тольятти;
  • разработать предложения по совершенствованию налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти.

Объектом исследования выбран бюджет городского округа Тольятти. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что бюджет городского округа исполняется с дефицитом, увеличивающимся из года в год, поэтому решение проблем недостаточности налоговых доходов в местном бюджете имеет первостепенное значение как для города в целом, так и для его жителей.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили учебные пособия по налогам и налогообложению, бюджетной системе РФ, государственным и муниципальным финансам, нормативно-правовая литература, монографические труды по налоговым доходам.

Основными источниками и литературой по исследуемой проблеме послужили труды отечественных экономистов, таких как: А.М. Бабич, Г.Б. Поляк, Л.Н. Лыкова, Д.Г. Черник, Л.М. Подъяблонская, А.С. Нешитой, А.Ю. Казанская, А.Е. Суглобов и других.

Информационной базой исследования послужили официальные данные мэрии городского округа Тольятти, такие, как отчеты по исполнению бюджета, действующие положения по городскому округу Тольятти и Самарской области, учётная и аналитическая документация, данные статистической и налоговой отчетности.

В процессе работы применялись аналитический, сравнительный методы исследования, цепной, структурный, временной, метод относительных коэффициентов и прочие.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1 Теоретические основы формирования доходов местных бюджетов

1.1. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней

Бюджет является основой финансовых ресурсов страны, единственным источником финансовых ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государственных и муниципальных органов законодательной и исполнительной власти.


По Бюджетному Кодексу РФ (далее по тексту - БК РФ) под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [2, ст. 6].

Бюджетная система — это главное звено финансовой системы государства. Структура бюджетной системы РФ изображена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Структура бюджетной системы РФ

Так, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов предназначены для исполнения расходных обязательств РФ. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ [2, ст. 13].

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Федерации. В региональных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в связи с реализацией полномочий по предметам совместного ведения, и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ [2, ст. 14].

Местный бюджет является основой финансов любого муниципального образования. Он представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Именно его средства выступают источником финансирования местных потребностей. Величина и степень сбалансированности местного бюджета во многом определяют возможности социально-экономического развития.

В соответствии с БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств не допускается [2, ст. 15].

В настоящее время система местных бюджетов включает два уровня - бюджеты муниципальных районов и городских округов, а также бюджеты поселений (городских и сельских). Они составляют третий и четвертый уровни бюджетной системы страны.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидированный бюджет муниципального района [2, ст. 15].


Система местных бюджетов субъектов РФ представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Система местных бюджетов в РФ

Являясь разновидностью бюджета в целом как экономической категории, местные бюджеты выступают компонентом политики, проводимой в области финансов. Это объясняется следующим. С одной стороны, бюджет — это основной источник, из которого финансируется социальная сфера инфраструктурное обустройство соответствующей территории. С другой же стороны, доходы бюджета находятся в большой зависимости от того, какова эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, которые находятся на соответствующей территории.

Учитывая вышесказанное, можно считать, что бюджет выступает экономическим методом управления соответствующей территорией. Посредством использования денежных средств этого фонда органы власти влияют на воспроизводственный процесс, проводят мониторинг происходящих на территории муниципального образования экономических процессов, а также контролируют полноту и своевременность поступления финансовых ресурсов.

Функционирование бюджетной системы России базируется на ряде основополагающих начал. Эти принципы представляют собой исходные идеи, базовые правила, которые определяют сущность такого института, как бюджетная система.

Рисунок 1.3 - Функции местных бюджетов

Следование всем принципам бюджетной системы России крайне важно на каждом уровне бюджетного устройства: федеральном, региональном, местном. Однако, нередко именно на местном уровне формальная их реализация не полностью отвечает смыслу и содержанию того или иного принципа. Например, едва ли не основным ценностным ориентиром функционирования бюджетной системы является принцип прозрачности (открытости), который подразумевает размещение в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах и открытость принятия решений в бюджетной сфере. Исключение из общего принципа прозрачности (открытости) делается только для секретных статей, которые могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Тем не менее, на местном уровне зачастую данный принцип реализуется не в полном объеме, например, бюджетная информация нередко доступна лишь тем депутатам местных представительных органов и работникам местных администраций, а форма ее изложения понятна только специалистам. В то же время еще классики русской финансовой мысли стояли на позициях публичности бюджета, то есть таком его составлении, чтобы каждый член общества мог понимать его язык и цифры. Как писал об этом в конце XIX в. французский ученый Р. Сторм, «... право учреждения бюджета является одним из главных атрибутов верховной власти, и в государствах конституционных народ в лице своих представителей имеет право разрешать публичные расходы и доходы не потому, что он платит налоги, а потому, что именно ему принадлежит верховная власть. Поэтому именно народ, как источник верховной власти, должен, в первую очередь, знать о расходах и доходах» [21, с. 11].


Одним из основных принципов, на основе которых функционирует бюджетная система, является соответствие доходов выполняемым расходным полномочиям. Доходы бюджетов - это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета [2, ст. 6]. Формирование доходов бюджетов проводят на основании бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства об иных обязательных платежах [2, ст. 39].

В экономической литературе сложилось множество подходов к группировке и классификации доходов бюджетов по разным основаниям (рисунок 1.4).

В дополнение ко всем приведенным классификациям российским правом установлено деление доходов на местном уровне на собственные доходы и регулирующие доходы. При чем это деление возникло с момента, когда начала формироваться нормативно-правовая база, регулирующая бюджетные отношения.

Регулирующими доходами изначально считались федеральные и региональные, а также иные платежи, если по ним установлены нормативы отчислений (в процентах) в нижестоящий (то есть местный) бюджет. Эти отчисления устанавливаются ежегодно на очередной финансовый год, но могут устанавливаться и на более длительный период. Заметим, что с 2005 года из нормативно-правовой базы исключено понятие регулирующих доходов, но оно по-прежнему применяется как в экономической науке, так и в исследованиях.

Под собственными доходами бюджетов понимаются налоговые доходы, неналоговые доходы и доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций [2, ст. 47].

Рисунок 1.4 - Классификация доходов

Исходя из подхода, закрепленного в БК РФ, доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Состав каждого из этих видов доходов представлен на рисунке 1.5.

Распределение налоговых полномочий между бюджетами различных уровней осуществляется в соответствии с нормативами распределений, установленными бюджетным законодательством.

По приведенной таблице можно отметить очень низкие проценты по отчислениям от налогов в местные бюджеты. Вместо того чтобы принимать меры по увеличению собственных доходных источников муниципальных образований, наблюдается скорее обратная тенденция.

Так с 1 января 2012 года были существенно снижены доли налогов, подлежащих распределению, для муниципальных районов и городских округов. Что касается муниципальных районов, их доля по налогу на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ) была снижена вдвое - с 20 % до 10 % [2, ст. 61]; доля того же налога на межселенных территориях - с 30 % до 20 % [2, ст. 61.1]. Применительно к городским округам доля НДФЛ также была сокращена с 30 до 20 процентов, а затем - 15% [2, ст. 61.2]. Отметим, что до принятия части первой и второй НК РФ, перечень налогов насчитывал около 46 налогов и сборов, при этом большая часть приходилась на местные налоги.