Файл: Разработка предложений по увеличению налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с данным фактом, в целях заинтересованности налогоплательщиков ЕНВД и выхода их из тени, предлагаем также снизить величину корректирующего коэффициента К2.

Повышенный уровень налогообложения и постоянное обновление налогового законодательства предрасполагает возникновению и развитию теневого сектора, а также поиска способов от уплаты налогов. Воспрепятствовать этому должна эффективная система налогового администрирования, от которой напрямую зависит собираемость налогов.

Таким образом, по нашему мнению, привлечению дополнительных налоговых доходов в бюджеты любого уровня, в том числе и местные, будут способствовать также мероприятия по совершенствованию системы налогового администрирования, в частности:

  1. Повышение автоматизации и модернизации систем налогового учета и контроля. Так, в качестве одного из направлений модернизации налоговых органов Российской Федерации, в том числе и на местном уровне можно предложить создание централизованной системы ведения единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). На базе данной системы должен быть построен сервис автоматической выдачи сведений из указанных реестров в электронном виде по запросам государственных органов и органов местного самоуправления.
  2. Актуализация баз данных. С целью контроля за правильностью определения налоговой базы по земельному, транспортному и имущественному налогам целесообразно осуществлять в налоговых органах мероприятия по устранению ошибок в информационных ресурсах, проводить верификацию сведений об объектах налогообложения с органами Росреестра России и государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД).
  3. Также необходимо обеспечить постоянный контроль за полнотой и качеством приема сведений регистрирующих органов в базы данных налоговых органов; за полнотой внесения корректирующей и иной информации в базы данных, полученной из внешних источников на основании обращений граждан.
  4. Унификация документооборота и программного обеспечения. В рамках данного направления целесообразно уменьшить разнообразие документов по форме и правилам оформления, а также установить единые требования к показателям и реквизитам, включаемым в документы.

Кроме того, чтобы увеличить поступления от действующих налогов, необходимо усовершенствовать методику уведомления об уплате налогов. В настоящее время уведомления, отправляемые по почте, не всегда доходят до налогоплательщика по разным причинам, в частности из-за другого места проживания, неумышленной потери письма почтальоном. Поэтому необходимо выстроить такую систему работы с налогоплательщиком, которая заставляла бы его первым проявлять инициативу по уплате своих налогов. Например, во всех развитых странах администрирование налогов чрезвычайно просто. Ежегодно по адресу, указанному собственником, или просто на почтовый адрес объекта недвижимости направляется письмо налогового органа с указанием оценочной стоимости объекта, ставки налога и суммы к уплате. Если в течение, к примеру, двух месяцев налог не уплачен, то к его сумме добавляются штрафы и проценты. То же самое - и на второй год, а через три года объект просто арестуют и выставят на торги (причем, приобрести его не возбраняется и его собственнику). После продажи из выручки погашаются все долги по налогам и расходам по продаже, а остаток средств перечисляется на счет бывшего собственника объекта (если счет не известен, то на счет нотариуса в пользу собственника на период до его появления).


Также, в целях администрирования налогов, предлагается ввести на законодательной основе в обязанность банковских структур проверять клиентов на наличие налоговых задолженностей. В настоящее время отмечается высокая доля обращений граждан к банковским специалистам с просьбой о предоставлении кредита. Было бы целесообразно при обращении физических и юридических лиц в банковские структуры для получения кредита, запрашивать информацию по данному лицу в налоговый орган с целью выявления неуплаченных налогов. Лицам, желающим взять кредит, но имеющим задолженности по налогам, отказать в предоставлении кредита. Такая процедура способствовала бы выявлению налоговых должников, стимулировала бы физических и юридических лиц к уплате налогов. При такой системе, банковский работник уже видел бы налоговую историю, обратившегося лица, что отражает степень его ответственности по уплате кредита в будущем. Такие взаимоотношения Налоговых органов с банками укрепят их взаимодействие, помогут друг другу в работе, вычислят налоговых и кредитных неплательщиков.

Действующая в 2001-2012 годы система налогообложения имела положительную для местных бюджетов особенность. Состав налоговых доходов отмечался множественностью налогов, особенно отчислениями от региональных и федеральных налогов и приносил местному бюджету до 95 % налоговых доходов. Сейчас же нет ни одного отчисления от региональных налогов, а от федеральных только - НДФЛ, акцизы и государственная пошлина, не оказывающая значительного влияния на доходы.

Для улучшения бюджетной обеспеченности муниципальных образований, нами предлагается передать на местный уровень транспортный налог, так как вопросы содержания и строительства транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением дорог общего федерального и регионального значения, являются полномочиями соответственно городского округа.

Кроме того, эффективная реализация налоговой политики невозможна без достаточных информационных ресурсов. Являясь, по сути, одной из самых заинтересованных сторон в полной и достоверной информации о состоянии экономики муниципального образования, местные власти в большинстве своем не имеют прямого и полного доступа к таким сведениям. Существенным резервом увеличения поступлений данного налога также является активизация работы органов местного самоуправления совместно с районными инспекциями Федеральной налоговой службы по снижению недоимки.


В рамках организационной функции должны решаться вопросы выбора организационной структуры органа местного самоуправления, в частности, выделения отдельных подразделений или специалистов, занимающихся исключительно налоговыми отношениями. На практике всеми сторонами налоговых вопросов от планирования налоговых доходов до предоставления в налоговый орган отчетности органа местного самоуправления, занимается один человек. Говорить об эффективности такого подхода не приходится.

Немаловажную роль для формирования собственной нормативно - правовой базы в сфере налогообложения, играет информационно разъяснительная работа с налогоплательщиками. Такая работа должна быть направлена на выработку позитивного отношения налогоплательщика к уплате налога в частности и формирование налоговой культуры. В последнее время актуальным становится вопрос о недоверии граждан к государственным и местным властям. В сознании большинства людей налоги выступают «неизбежным злом», безвозмездно и безвозвратно переданными суммами на финансирование «ненужного» чиновничьего аппарата и затрат государства. Изменить ситуацию можно именно на уровне муниципального образования, например, доводя до сведения общественности сведения о фактически поступивших суммах налогов на территории и объеме предоставленных населению бюджетных услуг. Только в таком случае общественное мнение можно изменить.

Также, по нашему мнению, следует рассмотреть проект, осуществляющийся в настоящее время на территории городского округа Тольятти - Особая экономическая зона (далее по тексту - ОЭЗ) как в перспективе - основной источник увеличения налоговых доходов.

Территория ОЭЗ, расположена в северо-западной части Самарской области, на территории муниципального района Ставропольский, в непосредственной близости к производственной площадке ОАО «АвтоВАЗ».

В ближайшие 5-10 лет на территории ОЭЗ будут действовать льготы, уменьшающие или совсем отменяющие уплату налогов. Данный налоговый режим позволит значительно повысить инвестиционную привлекательность ОЭЗ промышленно-производственного типа, и тем самым привлечь в указанную ОЭЗ передовые высокотехнологичные производства, создать дополнительные высококвалифицированные рабочие места, а в дальнейшем - увеличить налоговые поступления.

Следует отметить, что общая площадь ОЭЗ - 660 гектар, что соразмерно с площадью градообразующего предприятия - ОАО «АвтоВАЗ», которая составляет 680 гектар. Напомним, что доля его отчислений по земельному налогу в бюджет города составляет в среднем 27 % всех поступлений земельного налога.


Перспективность особой экономической зоны объясняется обеспеченностью Тольятти высококвалифицированными трудовыми ресурсами, развитой транспортно-логистической инфраструктурой, большим рынком сбыта, особыми льготами и преференциями для резидентов.

Ввиду того, что ОЭЗ относится к Ставропольскому району Самарской области, следует, что налоги будут поступать в соответствующий бюджет.

Однако ее расположение в непосредственной близи от города Тольятти и дешевая высококвалифицированная рабочая сила данной местности указывают на то, что задействованы в ней будут жители преимущественно Автозаводского района городского округа Тольятти. Тогда как действующее налоговое законодательство предусматривает зачисление определенной доли НДФЛ по месту работы.

Между тем, анализ налоговых поступлений в бюджет городского округа Тольятти определил, что среди зачисляемых в бюджеты городских округов доходных источников, наиболее весомым является НДФЛ, его удельный вес в общей сумме налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти за 2013

  1. годы составляет от 62 до 70%.

В связи с этим местный бюджет недополучит значительные финансовые ресурсы для развития своей территории.

Трудоустроенное население городского округа, работающее на территории муниципального района Ставропольский, будут отчислять НДФЛ с заработной платы в бюджет Самарской области, тогда как всеми социальными услугами они будут пользоваться, по месту жительства (детские сады, школы, больницы и т.д.).

При этом социальные, имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц будут производиться по месту проживания налогоплательщика, т.е. возврат сумм налога будет производиться из бюджета, в который он не поступал.

Мы считаем, что существуют два решения возникшего вопроса:

  1. изменить границу городского округа Тольятти, включив в ее состав Особую экономическую зону;
  2. внести поправку в Налоговый кодекс, предусматривающую норму, устанавливающую порядок уплаты НДФЛ по месту жительства налогоплательщика, что позволит создать более благоприятные условия для проживания граждан и развития социальной инфраструктуры городского округа.

Реализация высказанных предложений, на наш взгляд, способствовала бы наращиванию собственной доходной базы местных бюджетов и уменьшению их потребности в трансфертах. Хотя это скорее всего и не решит всех проблем финансовой обеспеченности органов местного самоуправления, однако может послужить важным стимулом к развитию экономического потенциала муниципалитетов и внесет определенный вклад в укрепление собственной доходной базы местных бюджетов посредством повышения эффективности в сфере собираемости налогов, сокращения неравенства в бюджетной обеспеченности территорий, поддержания сбалансированности различных уровней бюджетной системы.


2.2. Основные направления по совершенствованию налоговых поступлений местного бюджета

Перспективы развития муниципальных финансов в России определяются не только муниципальной реформой, но и процессами реформирования бюджетной системы страны в целом. В частности, одно из важнейших преобразований должно затронуть вопрос распределения доли налоговых доходов между бюджетами разных уровней.

В настоящее время помимо местных налогов в муниципальные бюджеты поступают отчисления от следующих федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на доходы физических лиц - по нормативу 15 процентов;
  • единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;
  • единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 100 процентов;
  • государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ;
  • налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов.

Органы власти субъектов Российской Федерации законодательно устанавливают нормативы отчислений соответствующих налоговых доходов в бюджеты муниципальных образований.

Например, Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» определены нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, а также от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации.

Субсидии из областного бюджета не должны быть основным источником муниципальных доходов. Главное — максимально развивать муниципальную экономику, расширять инвестиционную и деловую активность в территориях. Для повышения самостоятельности муниципальных бюджетов предлагается использовать такой механизм как замена дотаций на дополнительные отчисления от НДФЛ.

Рассмотрим, как изменится сумма НДФЛ, поступившая в местный бюджет, при разных долевых нормативных значениях. Установленное ограничение по федеральному законодательству - 15 %, тогда как дополнительно властями субъекта РФ - Самарской области, установлен норматив отчислений по НДФЛ в городские округи - 20 %.