Файл: Разработка предложений по увеличению налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно НК РФ, некоторые лица могут иметь льготы по оплате данного налога. (таблица 1.2) [4, ст. 403].

Таблица 1.2 - Налоговые вычеты для каждого объекта имущества

Имущество

Уменьшение кадастровой стоимости с учетом налоговых вычетов

1

2

Квартира

Уменьшение производится на кадастровую стоимость 20 кв. м. общей площади.

Комната

Уменьшение производится на кадастровую стоимость 10 кв. м. площади.

Жилой дом

Уменьшение производится на кадастровую стоимость 50 кв. м. общей площади.

Недвижимый комплекс, в составе которого находится один или несколько жилых домов (помещений)

Независимо от его площади, уменьшается на 1 000 000 рублей.

Для того, чтобы получить льготы на оплату налога на имущество физических лиц, необходимо собрать необходимые документы и предоставить их в налоговую инспекцию. Если необходимые документы представлены позже, чем получено право льготы, тогда налоговыми органами будет произведен перерасчет суммы налога. Следует отметить, что в данной ситуации есть особенность - сроки перерасчета налога имеют строгие ограничения, которые заключаются в том, что перерасчет осуществляется только за три последних года, которые предшествовали предоставлению льгот физическому лицу.

Но нужно отметить, что НК РФ установлено, что местные органы власти имеют право увеличивать размер обозначенных налоговых вычетов.

Формирование налоговых ставок производится на основе кадастровой стоимости объектов.

Так, для жилых домов (недостроенных жилых домов), жилых помещений, гаражей и машиномест ставки по налогу составляют до 0,1%.

Для торговых центров, нежилых и промышленных помещений, используемых для размещения предпринимательских объектов, офисов, объектов обслуживания и т.д., а также для объектов, с кадастровой стоимостью свыше 300 миллионов рублей, установлена налоговая ставка в размере до 2%.

Налоговая ставка по объектам, не относящимся к вышеназванным категориям, составляет до 0,5%.

При этом, законом уточнено, что муниципальные образования могут самостоятельно менять размер ставки, установленной для домов, квартир и гаражей. Допускается повышение ставки не более чем на треть или ее понижение до нулевого значения.

Кроме того, субъекты РФ могут вводить дифференцированные ставки в зависимости от:

  • разновидности объекта;
  • кадастровой стоимости объекта;
  • инвентаризационной стоимости объекта;
  • места расположения объекта;
  • вида зоны, на территории которой находится объект.

Лица, освобождающиеся от уплаты налога на имущество для физических лиц:

  • если плательщик является пенсионером или человеком, который получает пенсию;
  • если плательщик уволен с военной службы или проходит службу по призыву на военные сборы в другие страны, где проводились военные действия;
  • если плательщики являются родителями либо супругами военных, которые погибли при выполнении военных обязанностей;
  • если плательщик работает в сфере искусства и культуры, и при этом использует свое помещение в качестве музея, библиотеки или прочего общественного помещения;
  • если на садовом участке плательщика расположено строение, размер которого менее 50 кв.м. и прочие хозяйственные постройки также не превышающие данный размер. Также не облагаются налогом и коммерческие строения, не превышающие 50 кв.м.

Следует отметить, что льготное право распространяется в отношении только единственного объекта налогообложения каждой разновидности.

Чтобы получить налоговую льготу, налогоплательщик должен уведомить налоговый орган не позднее 1 ноября не только о наличии права на установленные льготы, но и о выбранном объекте. Если налогоплательщик не направит в указанный срок свое обращение, налоговая льгота автоматически перейдет на объект с максимальной стоимостью налога.

Согласно НК РФ, налог должен быть оплачен до 1 октября года, следующего за прошедшим налоговым периодом. Поскольку налоговым периодом считается календарный год, в субъектах, где налог вступил в действие с 1 января 2015 года, произвести первую оплату необходимо до 1 октября 2016 года.

В законе установлено, что с начала 2020 года налоговая база по налогу на имущество должна исчисляться только по кадастровой стоимости по всей территории России.

Поскольку кадастровая стоимость зачастую выше инвентаризационной, в законодательстве предусмотрена норма, призванная не допустить резкое увеличение нагрузки по данному налогу.

Согласно дополнению к закону, если сумма налога, исчисленного по кадастровой стоимости, окажется выше налога, рассчитанному по

инвентаризационной стоимости, то на протяжении четырех лет после введения правил налог будет формироваться по формуле:

Н = (Н1-Н2) х к + Н2,(1)

где Н - конечная величина налога;

Н1 - величина налога, сформированная по кадастровой стоимости;

Н2 - величина налога, сформированной по инвентаризационной стоимости; К - понижающий коэффициент.

Размер понижающего коэффициента в первый год составит 0,2%, во второй - 0,4%, в третий - 0,6%, в четвертый - 0,8%.


Для города Тольятти ставка налога взимается от кадастровой стоимости объекта и зависит от вида имущества (таблица 1.3).

Таблица 1.3 - Ставки по налогу на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти

Вид объекта налогообложения

Ставка налога

1

2

Жилые дома; жилые помещения;

объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражи и машино-места;

хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

0,3 процента

Объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;

объекты налогообложения, предусмотренные абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;

  • в 2015 году
  • в 2016 году
  • в 2017 году
  • в 2018 году
  • в 2019 году и последующие годы

0,9 процента 1,2 процента 1,5 процента 1,8 процента 2 процента

Объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей

2 процента

Прочие объекты

0,5 процента

Льготы по налогу на имущество физических лиц для отдельной категории граждан, действующие на территории городского округа Тольятти:

  1. многодетные семьи, имеющие на иждивении 3 и более детей в возрасте до 18 лет и проживающие на территории городского округа Тольятти;
  2. дети-сироты в возрасте до 18 лет;
  3. дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет;
  4. лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;
  5. граждане, имеющие на иждивении детей-инвалидов;
  6. дети-инвалиды.

Заметим, что поступления от налога на имущество физических лиц на протяжении ряда лет не являются серьезным источником доходов местного бюджета, что определяется рядом причин. С одной стороны, правовые механизмы формирования имущественных прав физических лиц требуют совершенствования и дальнейшего развития, а, с другой - муниципалитеты имеют различный потенциал поступлений от данного налога, потому что собственность физических лиц, как и их доходы, дифференцирована по группам домохозяйств и неравномерны по территориям [34, с. 44].


Но как показывает опыт многих развитых стран, налогообложение недвижимости является стабильным источником доходов местных бюджетов и, более того, с механизмом администрирования налога на недвижимость непосредственно связаны интересы власти и населения: чем лучше живут люди в данной местности, тем дороже стоит их недвижимость и тем большие доходы в виде налогов на нее поступают в распоряжение местного органа власти.

В местный бюджет поступают также доли от следующих федеральных налогов и специальных налоговых режимов:

  • НДФЛ;
  • единого сельскохозяйственного налога (далее по тексту - ЕСХН);
  • единого налога на вмененный доход (далее по тексту - ЕНВД);
  • налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (далее по тексту - ПСН);
  • государственной пошлины [2, ст. 61.2].

Перейдем к рассмотрению налогов, не являющихся местными, но доля от которых зачисляется в местные бюджеты.

Подоходный налог является наиболее значимым и стоит в центре любой современной налоговой системы. НДФЛ - один из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17 % [35, с.145]. Стоит отметить, что во многих развитых странах НДФЛ носит статус местного налога.

В Росси НДФЛ является прямым федеральным налогом. Налогоплательщики, объект, налоговая база и налоговый период по НДФЛ представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 - Элементы налогообложения НДФЛ и их характеристика

Элементы

Характеристика

Налогоплательщики

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доход от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ

Объект

- доход, полученный налогоплательщиками

Налоговая база

- определяется отдельно по каждому виду доходов;

Например, для доходов, облагаемых ставкой 13 % - денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов

Налоговые ставки

15 % - исчисляется с доли полученной прибыли по кредитам и займам;

13 % - доходы за выполнение трудовых обязанностей, оказанные услуги - только для резидентов;

30 % - доходы - для нерезидентов

35% - выигрыши, призы, страховые выплаты по договорам добровольного страхования, материальная выгода

Налоговый период

календарный год


Кроме НДФЛ, в местные бюджеты поступает государственная пошлина. По НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с плательщиков, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ [4, ст. 333.16].

К юридически значимым действиям относят обращения в суды, к нотариусам. Выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Рассмотрев федеральные налоги, перейдем к изучению специальных налоговых режимов, формирующие налоговые доходы местного бюджета.

Система налогообложения для сельскохозяйственных

Товаропроизводителей предназначена для стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Переход на ЕСХН предоставляет сельскохозяйственным товаропроизводителям более льготные по сравнению с обычным режимом налоговые условия осуществления деятельности, поскольку предусматривает замену налога на прибыль организаций или НДФЛ, НДС, налога на имущество физических лиц и осуществляется добровольно.

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями (далее по тексту - ИП), перешедшим на уплату ЕСХН, в соответствии с общим режимом налогообложения. Кроме того, в общем порядке уплачиваются и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Элементы налогообложения по ЕСХН в соответствии с НК РФ представлены в таблице 1.5.

Таблица 1.5 - Элементы налогообложения при ЕСХН

Элементы

Характеристика

1

2

Налогоплательщики

  • организации и индивидуальные предприниматели (ИП), являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителям

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

  • организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Объект

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая база

- денежное выражение доходов налогоплательщика, уменьшенных на

величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученную по итогам предыдущих налоговых периодов.

Налоговая ставка

6 %

Налоговый период

календарный год