Файл: Разработка предложений по увеличению налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы формирования доходов местных бюджетов
1.1. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней
1.2. Классификация налоговых доходов местных бюджетов в Российской Федерации
Глава 2. Пути повышения доходной базы местного бюджета
2.2. Основные направления по совершенствованию налоговых поступлений местного бюджета
Рисунок 1.5 - Состав доходов бюджетов
Следует отметить, что до 2006 года к собственным доходам относились только налоговые и неналоговые доходы, а все остальные доходы составляли финансовую помощь.
В местные бюджеты зачисляются налоговые доходы от местных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ [2, ст. 58] и нормативам отчислений, установленными органами муниципальных районов [2, ст. 63].
Состав собственных доходов местных бюджетов приведен на рисунке 1.6.
Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные отчисления от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, в местные бюджеты. Нормативы этих отчислений должны быть едиными для всех муниципальных образований, относящихся к одному типу (поселение, муниципальный район, городской округ), и устанавливаться законом субъекта РФ.
Рисунок 1.6 - Состав доходов местных бюджетов
Данное требование не распространяется на НДФЛ, нормативы отчислений от которого могут быть едиными и (или) дополнительными и устанавливаться законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год на ограниченный срок [2, ст. 58, 137, 138]. Органы государственной власти субъекта РФ обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, в размере не менее 10 % налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта от указанного налога.
Важное место в финансовом обеспечении органов местного самоуправления занимают неналоговые доходы. Они могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы. Такие доходы зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. В теории такие налоги в меньшей степени связаны федеральным и региональным законодательством.
Еще одним возможным доходным источником местных бюджетов являются средства самообложения граждан. Средства самообложение граждан - разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения [2, ст. 56]. Средства самообложения граждан в теории должны использоваться для решения таких вопросов местного значения, которые затрагивают интересы всего местного общества, т.е. всего населения муниципального образования. Такими вопросами, например, являются создание условий для массового отдыха населения и обустройство мест такого отдыха. Вопросы ведения и использования средств самообложения граждан могут решаться только на местном референдуме (сходе граждан).
Однако на практике реализация указанных положений законодательства о сборе средств самообложения граждан вызывает ряд сложностей, связанных прежде всего с необходимостью проведения местного референдума. Проведение референдума - достаточно трудоемкий процесс, требующий финансовых вложений, и при недостаточной явке граждан принятие решений в форме референдума может повлечь необоснованные расходы. Важно отметить, что показатели налоговых и неналоговых доходов используются при проведении расчетов в рамках межбюджетных отношений. Налоговые доходы от местных налогов и сборов, переданных по единым и (или) дополнительным нормативам, являются базой для определения бюджетной обеспеченности муниципальных образований в целях получения финансовой помощи для последующего выравнивания бюджетной обеспеченности из региональных фондов финансовой поддержки. Неналоговые доходы в расчете бюджетной обеспеченности не применяются.
Рассмотрим далее состав налоговых доходов местных бюджетов и изучим отдельно специфику каждого налога и действующих специальных налоговых режимов, входящих в его состав, определяя их значимость и современность.
1.2. Классификация налоговых доходов местных бюджетов в Российской Федерации
Налоговые доходы бюджетов — это доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Их состав в соответствии с налоговым законодательством изображен на рисунке 1.7.
Рисунок 1.7 - Состав налоговых доходов местных бюджетов
В собственных доходах местных бюджетов первыми отмечают местные налоги, зачисляемые в бюджет в полном объеме. По НК РФ местными налогами являются земельный налог (уплачиваемый как организациями, так и физическими лицами) и налог на имущество физических лиц (далее по тексту - НИФЛ) [3, ст. 15].
По земельному кодексу РФ, земельный налог - одна из форм платы за использование земли. При этом землей в общепринятом смысле, признается природный ресурс, который может быть использован для производства сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов, дорог [5, ст. 65].
Плательщиками земельного налога признаются физические лица и организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения [4, ст. 388]. В случае если земельный участок находится у лица на праве безвозмездного срочного пользования или передан ему по договору аренды, данное лицо плательщиком налога не признается [4, ст. 389].
Таким образом, в зависимости от наличия прав на земельные участки лицо может признаваться или не признаваться налогоплательщиком земельного налога (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Признание правообладателей земельных участков налогоплательщиками
Вид права |
Участник земельных отношений |
Признание налогоплательщиком |
Собственность |
Собственник |
да |
Постоянное (бессрочное) пользование |
Землепользователь |
да |
Пожизненное наследуемое владение |
Землевладелец |
да |
Аренда |
Арендатор |
нет |
Безвозмездное срочное пользование |
Землепользователь |
нет |
Частный публичный сервитут (ограниченное пользование чужим земельным участком) |
Обладатель сервитута |
нет |
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Однако НК РФ предусмотрены земельные участки, изъятые из объекта налогообложения (рисунок 1.8) [4, ст. 389, п. 2].
Рисунок 1.8 - Налоговые изъятия по земельному налогу
В отличие от ранее действовавшего порядка с 2006 года налоговая база по земельному налогу определяется не как площадь, а как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следует отметить, что платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка в России всегда требовало создания современной системы оценки земель. В условиях современной экономики установление размера платы за земли, находящиеся как в государственной или муниципальной собственности, так и в собственности отдельных категорий граждан и юридических лиц, должно осуществляться на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Налоговая ставка по земельному налогу устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих ставки, установленные НК РФ - 0,3 % и 1,5 % [4, ст. 394] (рисунок 1.9).
Рисунок 1.9 - Виды налоговых ставок по земельному налогу
Одновременно допускается установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Ставки по земельному налогу, действующие на территории городского округа Тольятти приведены в Приложении В.
В НК РФ установлен перечень налоговых льгот федерального значения, которые должны действовать на территории органа местного самоуправления [4, ст. 391, п. 5]. Данные льготы представлены в Приложении Г.
Одновременно представительные органы власти могут установить свой перечень льгот, который будет применяться лишь на этой территории. В Приложении Д представлен перечень льгот, действующих на территории городского округа Тольятти.
Наличие значительно числа льгот по земельному налогу, проблемы разграничения прав собственности на землю между государством и местным самоуправлением приводит к снижению арендной платы за землю, к выпадению из местных бюджетов до 60 % поступлений от земельного налога [37, с. 63].
Далее рассмотрим порядок исчисления налога на имущество физических лиц, взимание которого в настоящее время предусмотрено НК РФ [4, гл. 32].
Налог на имущество физических лиц является обязательным для всех, кто владеет недвижимостью, к которой относятся дома, квартиры, дачи, хозяйственные и прочие строения. Оплачивать этот налог обязаны все лица, которые не освобождены от него или же не имеют специальных льгот на выплату данного налога [4, ст. 401].
Отметим и тот момент, что даже несовершеннолетние лица, в чьем владении находятся объекты недвижимости, обязаны выплачивать этот налог. До наступления совершеннолетия за данных лиц совершают оплату их опекуны или родители, что соответствует НК РФ [3, ст. 27].
Квитанция на оплату налога по недвижимости направляется физическим лицам налоговыми органами по почте и оплата налога может быть осуществлена в любом филиале Сбербанка России. В случае, если владелец недвижимости не получил по почте квитанцию, ему надлежит обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства или того региона, где находится его недвижимое имущество.
До 31.12.2014 года процесс расчета и уплаты налога на имущество физических лиц регламентировался Федеральным Законом от 9 декабря 1998 ода № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Согласно данного Закона, формирование расчета осуществлялось на основе налоговой базы, определенной по инвентаризационной стоимости объекта. Но с 1 января 2015 года вместо него введена новая глава 32 Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц». Введение новой главы привнесло несколько важных изменений в процесс формирования и исчисления данного вида налога.
Например, теперь расчет налога производится не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости имущества [4, ст. 402]. Во время расчета кадастровой стоимости учитываются такие факторы, как расположение недвижимости, ее площадь, сегмент, год постройки и т.д. Соответственно, кадастровая стоимость наиболее точно отображает рыночную стоимость объекта, поскольку инвентаризационная стоимость, как правило, намного ниже рыночной цены. Кроме того, налог будет начисляться на недостроенные здания, единый комплекс недвижимости и даже на парковочное место
В связи с тем, что данный вид фискального сбора относится к налогу местного значения, он регулируется как НК РФ, так и нормативно-правовыми актами муниципальных органов, а также городов, имеющих статус федерального значения. Чтобы НИФЛ был введен в действие, каждый субъект РФ обязан, во-первых, установить порядок расчета кадастровой стоимости объектов, а, во-вторых, определить единую дату для взимания налога. Пока субъекты не осуществят данные процедуры, расчет налога должен производиться по текущему порядку.
Таким образом, в первые пять лет, начиная с 2016 года, начисление налогов будет зависеть, в основном, от принятия закона в регионах. За это время комиссия из Кадастровой палаты должна провести оценку всего имущества городов и районов.
Если в регионе или крае не приняли закон о новой схеме налогообложения, то, согласно НК РФ, налоговая ставка будет начисляться по инвентаризационной стоимости имущества. Каждый год налоговые органы будут вправе увеличивать ее на коэффициент-дефлятор [4, ст. 402].
Если в регионе или крае приняли закон, то налоговая ставка будет насчитываться исходя из кадастровой стоимости жилья и будет зависеть от типа имущества.
Следует заметить, что налоговая ставка может быть увеличена в несколько раз или аннулирована. Под увеличение процентной ставки может попасть недвижимость, расположенная в городах федерального назначения, например, в Москве, Санкт-Петербурге и, с недавнего времени, в Севастополе.
А аннулировать ставку могут в любом городе. Согласно решению Правительства РФ, субъекты РФ могут использовать новый порядок для расчета налога на имущества уже с 1 января 2015 года. Но для этого соответствующий региональный закон должен был быть опубликован до 1 декабря 2014 года.
Как отмечалось выше, налоговая база по НИФЛ, согласно НК РФ, определяется для каждого объекта налогообложения в строгом соответствии с его кадастровой стоимостью, прописанной в государственном кадастре недвижимости.