Файл: Основания и порядок ликвидации юридического лица (Разработка теоретических положений и практических рекомендаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья 21 указанного Закона использует понятие "государственная регистрация при ликвидации юридического лица".

Однако внесение в ЕГРЮЛ записи означает именно прекращение юридического лица (как правильно указано в ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении).

Пункт 1 ст. 61 ГК РФ не дает определения ликвидации, указывая лишь на ее последствия. Такой подход также сложился исторически: абсолютное большинство нормативных актов рассматривали ликвидацию как один из двух (вместе с реорганизацией) способов прекращения юридического лица; никакого определения, построенного на выделении каких-то абстрактных признаков, которые бы описывали, что такое ликвидация и каковы ее характерные отличительные черты, нормативные акты не указывали.

При этом традиционный подход (особенно в юридической литературе) к ликвидации в отечественном праве состоял в том, что ее результатом не является правопреемство, хотя не было явного формального закрепления такого подхода[9].

Однако именно такой подход мы видим в ГК РФ в 1994 г.: "Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам".

В 2010 году пункт 1 ст. 61 ГК РФ подвергся радикальным изменениям и в новой редакции выглядел следующим образом: "Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом". Таким образом, законодатель признал возможность частичного правопреемства при ликвидации. Такое решение полностью соответствовало тогда реальному положению дел: правопреемство при ликвидации в очень ограниченных масштабах существовало.[10]

Возможность перехода прав и обязанностей ликвидированного лица предусмотрена законом и в настоящее время:

- в части обязательств в целом - ст. 419ГК РФ ("Прекращение обязательства ликвидацией юридического лица"), которая указывает, что права и обязанности прекращаются ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.);


- в части обязательств по возмещению вреда - ст. 1093ГК РФ, которая указывает, что в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами. Вопросы капитализации платежей сегодня урегулированы ст. 135Закона о несостоятельности (банкротстве)[11] и ст. 23Закона об обязательном социальном страховании;

- в части субсидиарной ответственности участников (учредителей) юридических лиц, собственника имущества ликвидируемого казенного предприятия и учреждения и ряда иных лиц.

Актуальная редакция пункта 1 ст. 61 ГК РФ в более "мягкой" форме, нежели прежняя, учитывает возможность частичного правопреемства.

Правда, об этом не говорится прямо, это вытекает из содержания, которое теперь указывает лишь на отсутствие универсального правопреемства, не указывая, что невозможно частичное.

Таким образом, пункт 1 ст. 61 ГК РФ в редакции изменений, внесенных Законом N 99-ФЗ, допускает частичное правопреемство при ликвидации. При этом согласно комментируемой статье универсальное правопреемство при ликвидации невозможно, что отличает ликвидацию от реорганизации, которая проводится в формах слияния, присоединения и разделения.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Учредителям (участникам) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации юридического лица, необходимо письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ), а также в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица[12].


Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ), а также представлению интересов юридического лица в суде.

Итак, ликвидация организации - это выведение предприятия из Государственного реестра. Этот процесс включает в себя аннулирование всех учредительных документов, проведение полной проверки со стороны налоговой инспекции и государственных внебюджетных фондов, уничтожение печати, подшивка документов и сдача их в государственные архивы на постоянное хранение.

Юридическое лицо могут принудительно ликвидировать в следующих случаях:

- в случае признания государственной регистрации юридическоголица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2009 г. N А33-6539/08-Ф02-962/09 по делу N А33-6539/08, ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 декабря 2008 г. N А33-17547/07-Ф02-6165/08 по делу NА33-17547/07[13]);

- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) (Постановления ФАС Московского округа от 20 сентября 2005 г. по делу N КГ-А40/8890-05-П и от 19 января 2004 г. N КГ-А40/11143-03 по делу N А40-34818/03-29-348[14]);

- осуществление деятельности, запрещенной законом (Постановление ФАС Московского округа от 21 июля 2004 г. по делу N КГ-А41/3306-04[15]);


- осуществление деятельности с нарушением Конституции РФ (Постановление ФАС Уральского округа от 21 октября 2003 г. N Ф09-3002/03-ГК по делу N А76-4442/03[16]);

- в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Согласно п. 4 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано также вследствие признания его несостоятельным (банкротом) (ст. 65 ГК РФ).

Порядок ликвидации юридического лица одинаков для случаев, когда ликвидация осуществляется в добровольном и принудительном порядке, и закреплен в ст. 63 ГК РФ.

Ликвидация хозяйственного общества производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 61-64.2 ГК РФ.

Для осуществления необходимых процедур формируется ликвидационная комиссия, к которой переходят полномочия по управлению юридическимлицом (п. 3 и п. 4 ст. 62 ГК РФ).

В процессе ликвидацииюридическоголица:

- предпринимаются меры по выявлению кредиторов юридического лица и предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования (п. 1 ст. 63 ГК РФ);

- соблюдается особый порядок увольнения работников в соответствии со ст. 180 ТК РФ;

- составляются промежуточный и ликвидационный балансы (п. 2 и п. 6 ст. 63 ГК РФ);

- при недостаточности денежных средств производится реализация имущества юридическоголица (п. 4 ст. 63 ГК РФ);

- производятся расчеты с кредиторами юридическоголица (ст. 64 ГК РФ).

Если стоимость имущества общества, в том числе, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только через признание его несостоятельным (банкротом).

В этом случае, а также при наличии признаков банкротства ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридическоголица (п. 4 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

При возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) юридическоголица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидацииюридическоголица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ)[17].


После завершения расчетов с кредиторами, составления ликвидационного баланса и его утверждения ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидацииюридическоголица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическоелицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками ООО, акционерами АО. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 58 Закона об ООО, п. 1 ст. 23 Закона об АО).

​​​​​​​1.2 Государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией

Порядок ликвидации юридического лица регламентируется ст.ст. 61 - 64.1 Гражданского кодекса РФ.

Ликвидация общества влечет прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) и п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО)). Поэтому в целях защиты интересов кредиторов для процедуры ликвидации юридического лица и ее регистрации предусмотрено несколько этапов[18].

1. Учредители (участники) общества или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны письменно, с приложением решения о ликвидации, уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества в течение трех рабочих дней после даты принятия решения (п. 1 ст. 62 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации). В частности, уведомление направляется уполномоченным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (например, генеральным директором).

Формы уведомления и заявления, представляемых в регистрирующий орган, а также требования к их оформлению утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ ФНС России).