Файл: Методы управления инновационным проектом (Внешняя и внутренняя инновационная среда предприятия).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретическая часть исследования
2. Практическая часть исследования
2.1. Внешняя и внутренняя инновационная среда предприятия
2.2 Планирование инноваций, инновационные стратегии
2.4. Организация инновационной деятельности
2.5. Управление персоналом при осуществлении инновационной деятельности
На основании проведенной оценки инновационный потенциал ООО «Альянс» может быть признан высоким. Из оцениваемых групп показателей в наибольшей степени соответствуют эталонным значениям показатели функциональной и организационно-управленческой групп, в наименьшей степени – показатели ресурсной группы. Оценка инновационного климата проводится по показателям социальной инфраструктуры, коммуникационной, технологической, экономико-финансовой, политико-правовой сферам, природно-климатических условий, стратегических зон хозяйствования, рынка трудовых ресурсов.
Таблица 3
Бланк оценки инновационного климата ООО «Альянс»
№ |
Название факторов |
Оценка состояния фактора I |
Весовая характеристика значимости каждого фактора |
Интегральный показатель I*Д |
1 |
Социальная инфраструктура (доступ персонала и потенциальных работников к образовательному, медицинскому и культурному комплексам в регионе) |
0,55 |
||
2 |
Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам, связь) |
0,83 |
||
3 |
Природно-географические условия (доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсам, транспорт) |
0,53 |
||
4 |
Технологическая и научно-техническая сфера (рынок разработок и научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и др.) |
0,67 |
||
5 |
Экономическая и финансовая сфера (налоговая система, льготы, инвестиционный климат на федеральном и региональном уровнях, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов) |
0,83 |
||
6 |
Политико-правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законные и подзаконные акты в области научно-технической и инновационной сферы) |
0,67 |
||
7 |
Стратегическая зона хозяйствования (скорость появления инноваций на данном сегменте рынка) |
0,76 |
||
8 |
Рынок трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, менеджеров, высококвалифицированных рабочих и т.д.) |
0,55 |
||
Итоговая оценка состояния инновационного климата |
- |
Оценка показателей инновационного климата проводилась в соответствии со следующей шкалой:
10 – отличная возможность для предприятия использовать свой потенциал;
7 – состояние хорошее, имеется некоторая возможность для использования инновационного потенциала;
5 – состояние ненадежное, нет угрозы, но требуется наблюдение за осуществляемыми в этой сфере изменениями;
3 – состояние вызывает тревогу, отрицательно влияет на инновационный потенциал;
1 – угроза для инноваций.
Таблица 4
Результаты оценки инновационного климата ООО «Альянс»
№ |
Название факторов |
Интегральный показатель |
Максимально возможный интегральный показатель |
1 |
Социальная инфраструктура (доступ персонала и потенциальных работников к образовательному, медицинскому и культурному комплексам в регионе) |
5,12 |
5,5 |
2 |
Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам, связь) |
6,15 |
8,3 |
3 |
Природно-географические условия (доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсам, транспорт) |
5,09 |
5,3 |
4 |
Технологическая и научно-техническая сфера (рынок разработок и научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и др.) |
6,22 |
6,7 |
5 |
Экономическая и финансовая сфера (налоговая система, льготы, инвестиционный климат на федеральном и региональном уровнях, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов) |
6,34 |
8,3 |
6 |
Политико-правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законные и подзаконные акты в области научно-технической и инновационной сферы) |
6,34 |
6,7 |
7 |
Стратегическая зона хозяйствования (скорость появления инноваций на данном сегменте рынка) |
7,75 |
7,6 |
8 |
Рынок трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, менеджеров, высококвалифицированных рабочих и т.д.) |
5,54 |
5,5 |
Итоговая оценка состояния инновационного климата |
48,55 |
53,9 |
Критерии установления характера инновационного климата
43,13 - 53,9 – благоприятный климат, отличная возможность для предприятия использовать свой потенциал;
32,35 - 43,12 – благоприятный климат, состояние хорошее, имеется некоторая возможность для использования инновационного потенциала;
21,57 - 32,34 – нейтральный климат, состояние ненадёжное, нет угрозы, но требуется наблюдение за осуществляемыми в этой сфере изменениями;
10,78 - 21,56 – неблагоприятный климат, состояние вызывает тревогу, отрицательно влияет на инновационный потенциал;
Менее 10,78 - неблагоприятный климат, угроза для инноваций.
По результатам оценки инновационного климата ООО «Альянс» последний может быть признан благоприятным, существует отличная возможность для предприятия использовать свой потенциал.
2.2 Планирование инноваций, инновационные стратегии
ООО «Альянс» прежде всего коммерческая компания, основная цель деятельности которой состоит в получении прибыли от продажи медицинской техники собственного производства и иных производителей – признанных лидеров. Реализация собственных инновационных разработок для пользования другими потребителями не является основным видом деятельности компании. Напротив, собственные разработки используются только для внутренних целей. Поэтому такое направление инновационного развития, как «регулярное выведение на рынок продукт – инноваций» не приемлемо.
Внедрение новой базовой технологии производства может быть рассмотрено в качестве приоритетного направления развития организации, однако такое решение потребует серьезной перестройки производственного процесса и значительных затрат на модернизацию. С учетом того, что значительная доля продукции компании является конкурентоспособной и около 45% ее находится в стадии роста и выхода на рынок, изменение базовой технологии производства нецелесообразно. К тому же этот процесс потребует остановки производственного цикла, что неизбежно приведет к финансовым потерям.
Выход на новые рынки с существующим продуктом так же не может быть осуществлен в силу следующих факторов:
- рынок не является принципиально новым, не характеризуется полным отсутствием конкурентов;
- на региональном уровне компания занимает достаточно прочное положение и существенную долю в силу длительности своего присутствия, высокого качества продукта, наработанной клиентской базы, репутации и известности;
- выход на международный рынок ограничивается высокими входными барьерами и наличием значительно числа крупных конкурентов (которые являются поставщиками ООО «Альянс» по многим категориями товаров).
Увеличение освоенного компанией рынка, тем не менее, может быть достигнуто за счет новой для компании продукции, производство и сбыт которой еще не сформировались конкурентами. Главный плюс, который компания сможет использовать в данном случае – известность ее на рынке, репутация, которая распространится на новый товар.
Внутренние процессы компании обусловлены спецификой ее деятельности и структурой управления, соответствующей требованиям эффективной деятельности. Схема организационной структуры управления компании представлена в приложении А.
Организационая структура ООО «Альянс» – линейно-функционального типа, организованная в соответствии со следующими принципами:
- иерархичность уровней управления - каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
- соответствие полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
- разделение труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
- формализация и стандартизация деятельности, обеспечивающая однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
- квалификационный отбор, в соответствии с которым наем и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Совершенствование внутренних процессов и активизация инновационной активности персонала
Основу структуры составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, основная деятельность, НИОКР, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Данная структура обладает следующими преимуществами:
- четкая система взаимных связей функций и подразделений;
- четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
- ясно выраженная ответственность;
- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
На предприятии созданы необходимые условия и мотивация инновационной активности персонала.
В структуре ООО «Альянс» выделен специализированны отдел, занимающийся исследованиями и разработками.
Проведение маркетинговых исследований с целью выявления современных потребностей покупателей и поиск продукта, удовлетворяющего эти потребности налажено и проводится регулярно с целью обеспечения соответствия продукции ООО «Альянс» запросам клиентов.
На основе проведенного анализа инновационного потенциала и инновационного климата предприятия, а также оценки альтернатив инновационного развития, приоритетным направлением инновационного развития ООО «Альянс» может стать совершенствование выпускаемой продукции или расширение номенклатурного ряда.
Инновационный потенциал компании как нельзя более соответствует данному направлению развития:
- компания обладает богатым опытом создания конкурентоспособной, соответствующей мировым стандартам продукции в своей области деятельности (производство медицинской техники и оборудования);
- внедряемые в производство инновационные разработки по большей части основываются на детальных маркетинговых исследованиях, гарантирующих высокую результативность реализации проектов;
- существует возможность использования установленного на производстве оборудования и применения освоенных технологий, так как большая часть производственного оборудования имеет незначительный моральный и физический износ и в целом соответствует высоким требованиям производственного процесса;
- квалификация и профессиональное развитие специалистов ООО «Альянс» (в первую очередь специалистов инновационного сектора, производства, маркетингового отдела и руководства) достаточно высоки для реализации выбранного стратегического направления;
- ООО «Альянс» обладает необходимыми информационными и ресурсами и имеет доступ к ним, возможности обновления информационных баз.
Так как инновационный климат ООО «Альянс» является благоприятным, а экспертная оценка внутренних ресурсов компании указывает на их достаточность в описанных выше направлениях, оптимальным вариантом инновационного развития можно признать совершенствование выпускаемой продукции или расширение номенклатурного ряда. ООО «Альянс» предлагается выбрать активную инновационную стратегию технологического лидерства, предполагающую разработку нового вида продукции с целью расширения номенклатурного ряда или совершенствование существующей, инвестирование НИОКР, новые модели управления, в том числе в возможных условиях высокого риска.
Стратегия должна быть ориентирована на конкретный существующий рынок, который обладает ресурсами расширения за счет модернизации продуктовой линейки компании.
Рассматриваемая отрасль сравнительна молодая, а рынок медицинских изделий складывался стихийно.
По данным исследования Минздрава РФ в больницах и поликлиниках эксплуатируется до 80% физически изношенной и морально устаревшей аппаратуры.