Файл: Финансовое состояние: анализ и оценка (ОАО «Альфа-Банк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 1191

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информация о финансовом состоянии компании является важной для многих групп пользователей. Однако каждой группой пользователей преследуются различные цели и задачи при оценке финансового состояния компании. Прежде чем приступить к проведению анализа финансового состояния организации, необходимо определиться, с чьей точки зрения будет выполняться оценка. Среди заинтересованных в получении информации о финансовом состоянии предприятия и его объективном анализе, выделяют следующие группы:

1.Собственники предприятия, которые заинтересованы в сохранении и увеличении размеров собственных капиталовложений в предприятие и получении доходов от его деятельности.

2. Среди наемных работников выделяют группу менеджеров, имеющих личную заинтересованность в укреплении финансового состояния и позиций компании на всех направлениях ее деятельности, которым доступен максимальный объем информации о состоянии и деятельности компании, которые могут быть источником для принятия управленческих решений в производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Кроме того, руководители предприятий часто, являются и их совладельцами предприятия, что увеличивает их потери в случае банкротства.

3.Область интересов работников предприятий состоит в перспективе сохранения их рабочих мест на данном предприятии, увеличение оплаты труда, обеспечение пакета социальных льгот и т.д.

4.Кредиторы заинтересованы в поддержании устойчивого финансового состояния компании, позволяющего своевременно погасить кредиты. В группу кредиторов относятся следующие субъекты хозяйственной деятельности:

- Банки, которые выдают ссуды. Оценка финансового состояния предприятия заёмщике осуществляется банками самостоятельно на основании данных финансовой отчетности с привлечением дополнительных источников информации.

- Кредиторами могут являться поставщики в случае отсутствия предоплаты со стороны покупателя, при этом ссуда выдается не в денежной, а в товарной форме, что отличает её от банковской.

- Покупатели продукции, которые кредитуют компанию-продавца на сумму предоплаты ее товаров.

- Участники рынка ценных бумаг.

5. Государство. Его заинтересованность в получении информации о финансовом состоянии предприятия и его объективном анализе состоит:

- в росте производства товаров и услуг для удовлетворения потребностей населения;

- в сохранении и росте экономического потенциала региона и страны в целом;


- в поступлении доходов в бюджет;

- в обеспечении необходимого уровня занятости населения.

Одним из основных инструментов, используемых, для финансового анализа широко применяется, система финансовых коэффициентов, которая представляет относительные показатели финансового состояния компании, выражающие отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим. Финансовые коэффициенты используются с целью: во-первых - для определения количественной характеристики финансового состояния; во-вторых - для проведения сравнительного анализа показателей финансового состояния предприятия с аналогичными показателями других компаний или среднеотраслевыми показателями; в-третьих - для определения динамики развития показателей финансового состояния предприятия и тенденций его изменения; в-четвертых - для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния.[8]

Финансовое состояние предприятия характеризуется определенной структурой средств (активов) и характером источников их формирования (собственного и заемного капитала, то есть пассивов). Эта информация содержится в бухгалтерском балансе и других формах бухгалтерской отчетности.

Расчет финансовых коэффициентов является одним из наиболее известных и часто используемых приемов анализа финансовой отчетности. Данный прием позволяет увидеть взаимосвязи между показателями и оценить тенденции их изменения.

Финансовое состояние предприятия определяется всей совокупностью хозяйственных факторов, так как зависит от выполнения финансового плана и от результатов производственной и хозяйственной деятельности в целом. В связи с этим для анализа финансового состояния наряду с балансом также используются отчет о финансовых результатах и другие формы отчетности, предусмотренные на предприятии.

Задачи финансового анализа заключаются в исследования динамики финансовых показателей, как абсолютных, так и относительных. Анализ финансового состояния разбивается на несколько этапов:

1.Проведение структурного анализа активов и пассивов предприятия.

2.Проведение анализа финансовой устойчивости предприятия, которая характеризуется удовлетворительной и неудовлетворительной структурой баланса и отражает финансовые результаты хозяйственной деятельности.

3. Проведение анализа ликвидности предприятия, путём определения степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежные средства (ликвидность активов) соответствует сроку погашения обязательств.


4. Проведение анализа платежеспособности предприятия, определение его способности к удовлетворению платежных требований поставщиков, возвращению кредитов и займов (кредитоспособность) и других платежей.

В ситуации, когда анализ финансового состояния осуществляется в условиях инфляции и частых переоценок основных фондов целесообразным является использование относительных величин.

Основной целью финансового анализа предприятия является получение объективной и чёткой информации о его финансовом состоянии. При этом осуществляется анализ как текущего финансового положения, так и его проекций на перспективу, то есть ожидаемых параметров. К методам работы с финансовой отчётностью выделяют следующие:

1. Горизонтальный анализ осуществляется путём сравнения показателей каждой позиции отчетности с показателями предшествующих периодов.

2. Вертикальный (структурный) анализ, даёт возможность определить структуру итоговых показателей финансовой деятельности.

3. Трендовый анализ, при котором сравнивается каждая позиция отчетности с рядом предшествующих периодов и определяется тренд, т.е. основная тенденция динамики показателей, очищенных от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. Трендовый анализ позволяет осуществлять прогнозирование показателей и проводить их прогнозный анализ.

4. Метод финансовых коэффициентов или относительных показателей осуществляется при помощи отношений и взаимосвязей абсолютных показателей.

5. Сравнительный (пространственный) анализ осуществляется путём внутрихозяйственного сравнения отдельных показателей, а также межхозяйственного сравнения показателей анализируемого предприятия с аналогичными предприятиями субъектами или со среднеотраслевыми показателями экономической деятельности.

6. Факторный анализ осуществляется с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования влияния на результативный показатель отдельных факторов. Этот анализ проводится как прямым способом, который заключается в раздроблении основного показателя на составные части, так и обратным (синтез), при котором отдельные элементы объединяются в единый результативный показатель.

В зависимости от характера сведений, которые содержатся в отчетности, она может подразделяется на управленческую (внутреннюю) и финансовую (внешнюю) отчетности. Учитывая, что информационной базой финансового анализа выступает внешняя отчетность, анализ, который проводится на основании только публичной бухгалтерской отчетности можно отнести к внешнему финансовому анализу.


В соответствии с законодательство РФ коммерческие предприятия представляют бухгалтерскую отчетность следующим пользователям: государственной налоговой инспекции, органам государственной статистики, другим государственным органам, на которые возложены функции проверки и контроля отдельных сторон деятельности предприятия, а также в соответствии с учредительными документами собственникам (участникам, учредителям).

Баланс предприятия является основной отчётной формой, в которой отражается его финансовое состояние на конкретный момент времени, а также основным источником информации для проведения его финансовой диагностики. Результаты движения финансовых потоков предприятия отражаются в структуре его капитала, размерах целевых фондов и активов, а также начисленной амортизации. Учитывая, что в балансе отражается зависимость предприятия от внешних и заемных источников финансирования, состояние отношений с покупателями и поставщиками, направления инвестиционной деятельности и источники ее финансирования, баланс представляет интерес для всех пользователей финансовой информации. Данные баланса содержат информацию о том, чем располагает компания, о задолженности перед кредиторами и поставщиками, о состоянии собственного капитала. Каждая хозяйственная операция приводит к изменению показателей баланса, то есть при возможности его ежедневного составления прослеживалась полная зависимость между проводимыми мероприятиями и финансовым состоянием предприятия. В балансе предприятия отражается соотношение денежных средств и имущества, с обязательствами компании по отношению к его владельцам и кредиторам, то есть сопоставление его активов и пассивов.

Важнейшим инструментом изучения и диагностики финансового состояния предприятия, наблюдения за потенциальными факторами его ухудшения выступает баланс, роль которого незаменима в управлении предприятием. При помощи ликвидных активов предприятия осуществляют погашение своих долгов в установленные сроки, а также поддержание функционального равновесия между источниками и обязательствами, при этом обеспечивается стабильность первых и целевая направленность вторых. Этим требованием обусловливается наличие двух различных подходов в финансовом анализе: анализ ликвидности и функциональный анализ. При анализе ликвидности, в качестве информационной базы используется традиционный бухгалтерский баланс, который отражает имущественное состояние предприятия в данный момент. При функциональном анализе используется функциональный баланс, который показывает источники средств предприятия, а также направления их использования в его деятельности.


Получение достаточно полной и достоверной информации о деятельности предприятия, о тенденциях его функционирования и развития способствует выбору оптимальных управленческих решений, разработке перспективных программ его развития. Исходя из этого можно утверждать, что при управлении любым объектом требуется прежде всего знание его исходного состояния, сведений о том, как существовал и развивался объект в предыдущих периодах. Высказанное положение относится к предприятиям, фирмам, организациям вне зависимости от их роли, масштаба, вида деятельности, формы собственности.[9]

Глава 2 Экономическая оценка деятельности предприятия ОАО «Альфа-Банк»

2.1 Общая характеристика банка ОАО «Альфа-Банк»

Альфа-Банк был основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, который на сегодня обеспечивает осуществление всех основных видов банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание корпоративных и частных клиентов, банковский инвестиционный бизнес, торговое финансирование и управление активами. Головной офис Альфа-Банка находится в Москве. Всего в регионах России и за рубежом открыто и функционирует 444 отделений и филиалов банка, в том числе дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в Великобритании, США, и на Кипре.

Работа Альфа-Банка обеспечивается около 17 тысяч человек сотрудников. Прямыми акционерами Альфа-Банка являются российская компания ОАО «АБ Холдинг», владеющая пактом акций банка более 99% , и кипрская компания «ALFA CAPITAL HOLDINGS (CYPRUS) LIMITED», которая распоряжается которой менее 1% акциями банка. Бенифициарными акционерами Альфа-Банка в составе Консорциума «Альфа-Групп» являются несколько физических лиц.

На сегодня Альфа-Банк – один из крупнейших российских частных банков как по размеру совокупных активов, так и по совокупному капиталу и размеру депозитов. Состоянием на конец 2015 года клиентская база Альфа-Банка составила около 5,8 миллионов физических лиц и 49 тысяч корпоративных клиентов. В 2015 году Альфа-Банком было продолжено развитие как универсального банка по основным направлениям: корпоративный и инвестиционный бизнес (в том числе малый и средний бизнес, структурное и торговое финансирование, лизинг и факторинг), розничный бизнес (в том числе система банковских филиалов, ипотека и автокредитование). В настоящее время особое внимание уделяется развитию банковских продуктов корпоративного бизнеса в массовом сегменте и в малом и среднем бизнесе, а также развитию современных форм обслуживания клиентов, удаленных каналов самообслуживания и интернет-эквайринга. К стратегическим приоритетам Альфа-Банка относятся поддержание его статуса лидирующего частного банка России, укрепление стабильности, повышение прибыльности, установление отраслевых стандартов технологичности, эффективности, качества обслуживания клиентов и слаженности работы всех структурных подразделений.