Файл: Налог на прибыль организаций (Характеристика налогообложения юридических лиц на примере МИФНС России №8 по Самарской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязанность уплаты налогов закреплена законодательно, здесь не может быть какой-либо договоренности. Закон предусматривает налогообложение практически всех хозяйствующих субъектов за немногим исключением. Посредством законодательства осуществляется управление налоговой системой. При этом преобладает императивный метод правового регулирования, представляющий собой четко детализированную юридическую регламентацию всей системы налогообложения.

Оценивая любую налоговую систему с точки зрения ее эффективности, следует, исходить из того, что она всегда представляла и представляет собой сложный эволюционирующий феномен, связанный с реальным состоянием экономики. Задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных требований, а, соответственно, налоги из простого инструмента мобилизации доходов превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

Способность системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов построения налоговой системы, которые создают необходимые условия для ее эффективного функционирования. Эти принципы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства.

В заключение данной главы можно сделать следующие выводы.

Создание налоговой системы Российской Федерации в первые этапы ее развития проходило в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей выдвигалось максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Важной задачей в настоящее время становится полноценное использование налогов как инструментов экономического регулирования.

Глава 2. Характеристика налогообложения юридических лиц на примере МИФНС № 8 по Самарской области

2.1. Налог на добавленную стоимость

В своей работе с налогоплательщиками налоговые инспекторы МИФНС № 8 по Самарской области используют все имеющиеся средства связи и компьютерной техники. Руководство Управления ФНС России постоянно проводит работу по модернизации и обновлению имеющегося оборудования. В работе по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней налоговые работники применяют весь комплекс мер, предусмотренных законодательством, для сбора налогов.


Несомненной помощью в работе по сбору налогов являются тесные контакты с органами исполнительной власти, правоохранительными органами.

Необходимым условием для дальнейшего повышения собираемости налогов и сборов является систематическая работа по изучению и оценке налогооблагаемой базы. МИФНС № 8 по Самарской области приступило к тщательному изучению налоговой базы подответственного района. Для этих целей создан и уже второй год работает отдел экономического анализа и прогнозирования. Он занимается изучением экономической ситуации края, анализом динамики изменения его налоговой базы.

На основе поступающих отчетных и статистических данных делаются краткосрочные и долгосрочные прогнозы поступления налогов по видам и бюджетам. Анализируются все факторы: темпы инфляции, показатели динамики производства и розничного товарооборота, факторы влияния на налоговую базу изменений законодательства, графики поступления налогов за ряд лет и т. д. Естественно, для такой работы необходима постоянно обновляющаяся информация о налогоплательщиках.

Проведем анализ расчетов по налогам предприятий с бюджетом за период 2014 - 2016 г.г. в таблице 1. Данный анализ позволяет МИФНС № 8 по Самарской области анализировать в динамике состав и структуру налогов, их изменение, а также рассчитать ряд коэффициентов, свидетельствующих об эффективности расчетов с бюджетом по налогам.

Таблица 1.

Анализ состава и динамики налогов по данным МИФНС № 8 по Самарской области за 2014 – 2016 гг.

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

Сумма, тыс.руб.

%

Сумма, тыс.руб.

%

Сумма, тыс.руб.

%

НДС

28936

38,14

36028

6,45

52875

27,59

Налог на прибыль

3351980

44,18

610608

12,69

405965

7,06

Налог на имущество

930

0,01

127272

2,65

72509

1,26

НДФЛ

59459

0,78

95676

1,99

-22933

-0,40

Прочие налоги

1281118

16,89

3666279

76,22

3710885

64,49

Итого:

7587097

100,00

4810120

100,00

5754004

100,00


Анализ информационных сведений о налогах за 2014 – 2016 года показывает, что начисленные предприятиями налоги к уплате в 2015 году уменьшились на 2776977 тыс. рублей, притом, что выручка предприятий за данный период увеличилась на 59118000 тысяч рублей. В 2016 году поступление налогов составили 5754004 тыс. рублей это на 943884 рублей больше чем в 2015 году.

Структура налоговых платежей необходима для дальнейших расчетов и анализа в области налогообложения предприятий. Структура налоговых платежей предусмотрена налоговым законодательством РФ. Организация лишь фиксирует документально свое согласие выполнять требования государства, в своей учетной и налоговой политике.

Сумма налога на добавленную стоимость, уплачиваемая предприятиями, напрямую зависит от размера налоговых вычетов.

Если предприятие производит оплату (частичную оплату) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) на срок, равный одному налоговому периоду (один квартал), никакой выгоды оно в этом случае не получает.

Рассмотрим практические примеры по данным МИФНC № 8 по Самарской области.

В III квартале 2016 г. налогоплательщик ООО «АРТЭС» перечислило предоплату поставщику в счет предстоящих поставок, и в этом же квартале произошла данная поставка товаров. Как видно, на размер платежей в бюджет по итогам данного налогового периода (III квартал 2016 г.) и последующих платежей во IV квартале данная сумма НДС, принятая к вычету по предоплате, не повлияла.

Выгоду получает предприятие в том случае, когда производит оплату (частичную оплату) в счет предстоящих поставок товаров, работ или услуг на срок больший, чем один налоговый период.

16.01.2016 предприятием ООО «Хлоя» была перечислена предоплата в счет предстоящего оказания услуг по договору на сумму 5 900 000 руб., в том числе НДС - 900 000 руб., счет-фактура выписан 27.01.2016, получен и зарегистрирован в книге покупок 27.01.2016.

Приняты к учету оказанные услуги:

- в январе 2016 г. - на сумму 1 180 000 руб., в том числе НДС - 180 000 руб. (акт сдачи-приемки оказанных услуг от 31.01.2016 и счет-фактура от 31.01.2016, зарегистрированный в книге покупок 31.01.2016);

- в феврале 2016г. - на сумму 1 180 000 руб., в том числе НДС - 180 000 руб. (акт сдачи-приемки оказанных услуг от 27.02.2016 и счет-фактура от 27.02.2016, зарегистрированный в книге покупок 27.02.2016);

- в марте 2016 г. - на сумму 1 180 000 руб., в том числе НДС - 180 000 руб. (акт сдачи-приемки оказанных услуг от 31.03.2016 и счет-фактура от 31.03.2016, зарегистрированный в книге покупок 31.03.2016).

В книге продаж 31.03.2016 был зарегистрирован счет-фактура от 21.01.2016 на сумму НДС - 540 000 руб., ранее принятую к вычету по предоплате.


В I квартале 2016 г. НДС с облагаемых оборотов у предприятия составил 1 260 000 руб. (7 000 000 - 18% : 100%), кроме вычетов по предоплатам, сумма налоговых вычетов по другим покупкам - 320 000 руб. Общая сумма налоговых вычетов за налоговый период составила 1 760 000 руб. (900 000 + 180 000 + 180 000 + 180 000 + 320 000), исчисленная сумма НДС к уплате в бюджет - 40 000 руб. [1 260 000 (НДС с облагаемых оборотов) + 540 000 (восстановленный НДС с предоплат) - 1 760 000 (налоговые вычеты)].

Таким образом, на размер платежей в бюджет по итогам данного налогового периода (I квартал 2016 г.) и последующих платежей во II квартале сумма НДС, принятая к вычету по предоплате, повлияла в сторону их уменьшения на 360 000 руб.

Проведем анализ состава и динамики расчетов предприятий с финансовыми органами по платежам в бюджет по налогу на добавленную стоимость по данным МИФНС № 8 по Самарской области за 2014-2016 гг. Данные для анализа приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Анализ состава и динамики расчетов с финансовыми органами по платежам в бюджет по НДС за 2014-2016 гг., млн. руб.

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

Удельный вес, %

2014 г

2015 г

2016 г

1.Исчисленная сумма НДС

70

180

520

100

100

100

2.Налоговые вычеты по НДС

42

144

468

60

80

90

3.НДС, уплачиваемый предприятиями в бюджет

28

36

52

40

20

10

Доля налоговых вычетов в общей сумме НДС рассчитывается как: «Налоговые вычеты по НДС» / «Исчисленная сумма НДС». Рассчитаем данный показатель за 2014, 2015 и 2016 годы.

Доля налоговых вычетов в общей сумме НДС в 2014 году составила:

42000 тыс. руб. / 70000 тыс. руб. = 0,6.

Доля налоговых вычетов в общей сумме НДС в 2015 году:

144000 тыс. руб. / 180000 тыс. руб. = 0,8.

Доля налоговых вычетов в общей сумме НДС в 2016 году:

468000 тыс. руб. / 520000 тыс. руб. = 0,9.

Таким образом, за период с 2014 по 2016 годы доля налоговых вычетов в общей сумме НДС выросла на 0,3 и составила 0,9.

Проведя анализ расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость по данным МИФНС № 8 по Самарской области, наблюдаем, что удельный вес вычетов в начислениях налога на добавленную стоимость вырос с 60 до 90 процентов. При этом безопасная доля вычетов по НДС в Самарской области составляет 91,6 %. Если предприятие превысит данный предел, то это, скорее всего, обернется углубленной проверкой декларации.


При росте налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость рентабельность предприятий в среднем остается примерно на одном и том же - невысоком - уровне (0,2 - 2,9 процента). Но в то же время доля материальных расходов уменьшилась, а доля прочих расходов (например, на консалтинговые услуги), напротив, значительно возросла. Из чего можно сделать вывод, что рост удельного веса вычетов объясняется искусственным завышением расходов, относимых чаще всего к прочим.

Произведем анализ сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным предприятиями товарно-материальным ценностям за 2014 – 2016 годы. Полученные данные занесем в таблицу 3.

Таблица 3

Суммы НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям за 2014– 2016 годы, млн. руб.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г. / 2014 г.

2016 г. / 2015 г.

2016 г. / 2014г.

Сумма НДС по приобретенным ТМЦ

38

121

437

218,42%

261,15%

1050%

По данным таблицы 3 мы наблюдаем положительную динамику сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям за исследуемый период. Это свидетельствует о том, что основная масса налогоплательщиков НДС вело активную деятельность в течение 2014-2016 г.г. Товарно-материальные ценности приобретались большими партиями, при этом наблюдается увеличение темпа роста.

Рассмотрим налоговую нагрузку предприятии по НДС в таблице 4.

Таблица 4

Налоговая нагрузка, млн. руб.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Сумма приобретенных ТМЦ (без НДС).

249

793

2865

НДС приобретенных ТМЦ

38

121

437

Сумма полученных предоплат (в т.ч. НДС)

26

151

465

НДС с полученных предоплат

4

23

71

Итого НДС к вычету

42

144

468

По полученным данным таблицы 4 мы наблюдаем значительный рост сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиками предприятиям по приобретенным товарно-материальным ценностям за период с 2014 по 2016 годы.