Файл: Психологические условия формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности (изучение).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 402
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности как функция составляющих ее эффективности
1.2. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности как психологический феномен и механизм
2.1 Особенности формирования педагогического стиля деятельности
2.2 Диагностика стиля педагогической деятельности
Рисунок 6 – Классификация индивидуального стиля деятельности
(по типологии (А.К. Марковой)
Их характеризуют такие особенности:
1. Эмоционально-импровизационный стиль. Педагоги с ЭИС ориентированы на процесс обучения. Его деятельность высоко оперативна, материал излагает логично, интересно, однако в процессе объяснения у такого педагога может отсутствовать обратная связь с учащимися. Во время опроса педагог с ЭИС обращается в основном к классу, к сильным ученикам, опрашивает в быстром темпе, мало дает им говорить, не дожидаются, пока ребята сформулируют ответы. Богатый арсенал используемых методов сочетаются с низкой методичностью, на достаточно закрепляется и контролируется материал. ЭИС в большей мере характеризуется интуитивностью, неумении анализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
2. Эмоционально-методичный стиль. Для педагога с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебного процесса, высокая оперативность, преобладание интуитивности над рефлексивностью. В его деятельности представлены закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективное обсуждение. Используя богатый арсенал методических приемов при обработке учебного материала, педагог с ЭМС стремится активизировать учащихся особенностями преподаваемого предмета.
3. Рассуждающе-импровизационный стиль. Для преподавателя с РИС характерны ориентация на процессии результаты обучения, адекватное планирование учебного процесса, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Данный стиль отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, сопровождается невысоким темпом работы, коллективными обсуждениями. Педагоги РИС мало говорят на уроке сами, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений, наводящих вопросов), давая возможность отвечающим сформулировать высказывание.
4. Рассуждающе-методичный стиль. Педагог с РМС, ориентируясь на результаты обучения и адекватно планируя учебный процесс, проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса педагог с РМС обращается к малому количеству учеников, давая каждому достаточно времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя данного стиля характерна рефлексивность.
Как интегральный показатель, стили педагогической деятельности классифицируют выделяя в них гибкий, позитивный и консервативный.
Гибкий стиль педагогической деятельности, характеризуется вариативностью и рациональностью способов деятельности, стабильным сочетанием эмоционального и методичного компонентов, обеспечивающий высокие результаты педагогической деятельности. Преподаватель данного стиля ориентируется на процесс и результат; использует разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся в процессе активизации их мыслительной деятельности на занятии, организации коммуникативной деятельности и получении обратной связи; обладает высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих отрабатывать весь учебный материал и включать в работу всю группу.
Личностными особенностями педагога гибкого стиля являются уравновешенность, артистизм, терпимость, адекватная самооценка, сформированность механизмов саморегуляции, гибкость поведения, сформированность коммуникативных навыков, высокий уровень педагогического общения и многое др. Учитывая наличие в педагогической деятельности напряженных ситуаций, гибкий стиль характеризуется мотивированным и подчиненным организующей цели выбором способов и приемов деятельности. Это проявляется в сохранении контроля, использовании навыков саморегуляции, в умении педагога самостоятельно и успешно справляться с ситуацией.
Позитивным называется стиль педагогической деятельности, характеризующийся относительной вариативностью способов и приемов педагогической деятельности и недостаточно стабильным сочетанием эмоционального и методичного компонентов. Преподаватели позитивного стиля обладают достаточным уровнем профессиональных знаний и умений для овладения профессией учителя, мотивационной направленностью на профессиональный рост, используют общие и традиционные методы и приемы педагогической деятельности.
К личностным особенностям педагога позитивного стиля педагогической деятельности относится проявление неуравновешенности, немотивированную смену настроения под влиянием различных факторов, преувеличение или закрытость в выражении естественных чувств, недостаточно выраженную способность к саморегуляции, нестабильность самооценки и др.
В напряженных ситуациях у преподавателя позитивного стиля педагогической деятельности сохраняется контролируемый выбор способов и приемов деятельности в начале ситуации, возможно неконтролируемое, иногда истерическое поведение педагога в процессе напряженной ситуации и потеря контроля над ней. Это выражается в обращении учителя за помощью к родителям, завучу, директору, психологу и др.
Консервативным стиль, отличается отсутствием вариативности способов и приемов деятельности, преобладанием или эмоционального, или методичного компонентов. Педагог консервативного стиля педагогической деятельности не способен в полной мере обеспечить достижение необходимых результатов деятельности или обеспечивает их «дорогой ценой» (нарушение взаимоотношений, снижение уровня психологического комфорта, нарушение психического и физического здоровья и др.). Это выражается в отсутствии компенсации возможных негативных проявлений индивидуального стиля педагогической деятельности педагога.
Личностными особенностями педагога данного стиля являются высокая степень чувствительности к критическим замечаниям и обиде, низкий уровень саморегуляции, неуравновешенность, эмоциональная неустойчивость, тревожность и др. В напряженных ситуациях учителем может быть утрачена связь, благодаря которой он сознавал смысл выбора способов и приемов деятельности, своего поведения и исходного мотива. Подобное поведение вынуждает завуча, директора, родителей или других лиц вмешаться в ситуацию по собственной инициативе.
Проявляется индивидуальный стиль педагогической деятельности в:
- темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
- характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
- выборе методов обучения;
- подборе средств воспитания;
- стиле педагогического общения;
- реагировании на действия и поступки детей;
- манере поведения;
- предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Формируют индивидуальный стиль педагогической деятельности три основных фактора: [12, с. 71]
- индивидуально-психологические особенности учителя, формирующие стиль педагогической деятельности, включают индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие особенности.
- под особенностями педагогической деятельности понимаются как условия осуществления педагогом профессиональной деятельности, так и содержание дисциплины, курса, учебного материала.
- особенности обучающихся, имеющие значение для стиля педагогической деятельности, определяются такими факторами, как возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.
В педагогической деятельности эти особенности соотносятся также с характером взаимодействия, с характером организации деятельности, предметно-профессиональной компетентностью учителя и характером общения.
Таким образом, индивидуальный стиль педагогической деятельности – характерная для данного учителя система навыков, методов, приемов, способов решения задач в процессе работы. Комплекс индивидуальных особенностей педагога может лишь частично удовлетворять профессиональным требованиям. Поэтому учитель, сознательно или стихийно мобилизуя свои профессиональные качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те качества, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается индивидуальный стиль деятельности – неповторимый вариант типичных для данного педагога приемов работы в типичных для него условиях.
Так, в ситуациях с повышенными требованиями к темпу и ритму деятельности педагог с подвижным типом нервной системы успешно решает задачи за счет использования своей расторопности, способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому.
В тех же объективных условиях учитель инертного типа пользуется совсем иными средствами. Он может избавить себя от необходимости быстро реагировать на сигналы за счет предусмотрительности, повышенного внимания к профилактическим мероприятиям.
В процессе педагогической деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, он заблаговременно вырабатывает профессиональные заготовки, усиливающие его слабые места, поэтому даже в ситуации цейтнота он сохраняет равновесие и уверенность.
Стиль педагогической деятельности – это интегративная характеристика деятельности, отражающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль педагога. Стиль педагогической деятельности возникает там, где у учителя есть свобода самовыражения.
Педагог, видя многообразие способов выполнения профессиональной деятельности, может ограничиться каким-то одним, который и составит его стиль деятельности.
Т.е., эффективным индивидуальным стилем педагогической деятельности является такой стиль, с помощью которого учитель постоянно находит оптимальные сочетания в способе стимуляции, переориентации и мобилизации учащихся, гибко разрешая педагогическую ситуацию в достижении конечных учебных и воспитательных целей.
Определенный алгоритм этих сочетаний в организации и регуляции делового поведения педагогов и характеризует тот или иной индивидуальный стиль педагогической деятельности.
2.2 Диагностика стиля педагогической деятельности
Целью практического исследования является выявление индивидуального стиля педагогической деятельности у будущих педагогов.
Исследование проводилось среди студентов 1-го и 2-го курса педагогического колледжа.
Методика диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности (Приложение) представляет собой опросник, включающий 33 вопроса, на которые предлагается ответить либо согласием («Да»), либо несогласием («Нет»).
В соответствии с ключом подсчитывается количество баллов по каждой шкале, соответствующей одному из 4 стилей педагогической деятельности: эмоционально-импровизационный (ЭИС); эмоционально-методичный (ЭМС); рассуждающе-импровизационный (РИС); рассуждающе- методичный (РМС). Предпочитаемый стиль педагогической деятельности покажет шкала с наибольшим количеством выборов.
Результаты исследования индивидуального стиля педагогической деятельности, проведенного в группе студентов 1 курса, позволили установить что, большинство студентов - 31,1% (19 человек) предпочитают рассуждающе-импровизационный стиль педагогической деятельности, чуть меньшее количество студентов - 30,5% (18 человек) предпочитает рассуждающе-методичный стиль, 21,1% (13 человек) исследованных склоняется к эмоционально-импровизационному стилю, наименьший процент респондентов - 17,3 % (10 человек) предпочел бы в работе (12 человек) эмоционально-методичный стиль педагогической деятельности.
Результаты исследования индивидуального стиля педагогической деятельности, проведенного в группе студентов 2 курса, также позволили установить что, большинство студентов - 30,6% (19 человек) предпочитают рассуждающе-импровизационный стиль педагогической деятельности, меньшее количество студентов - 27,2% (17 человек) предпочитает рассуждающе-методичный стиль, 22,4% (14 человек) исследованных склоняется к эмоционально-импровизационному стилю, наименьший процент респондентов - 19 % (12 человек) предпочел бы в работе (12 человек) эмоционально-методичный стиль педагогической деятельности.
Сравнительный анализ данных разных курсов, показал, что наибольшее число респондентов в качестве предпочитаемого стиля педагогической деятельности выбирают рассуждающе-импровизационный стиль. Также предпочитаемым в обеих группах является рассуждающе-методичный стиль. Эмоционально-методичный стиль, как в группе первого курса, так и в группе второго курса предпочли наименьшее количество респондентов.