Файл: Психологические условия формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности (изучение).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности как функция составляющих ее эффективности
1.2. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности как психологический феномен и механизм
2.1 Особенности формирования педагогического стиля деятельности
2.2 Диагностика стиля педагогической деятельности
Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что в обеих группах с незначительной разницей доминируют рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный стили, что сопровождается стремлением педагога четко преподнести учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, требовательностью, последовательностью. Основное внимание педагог уделяет академическим знаниям учащихся иногда в ущерб познавательной мотивации, зачастую используя только лишь стандартный набор форм и методов обучения.
Результаты качественного анализа свидетельствуют, что предпочитаемый стиль зачастую определялся перевесом в 1-2 балла, что говорит о диффузном состоянии и периоде активного поиска собственного профессионального стиля.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что индивидуальный стиль педагогической деятельности является важным фактором развития профессиональной индивидуальности будущего педагога в период профессиональной подготовки. И умение выработать индивидуальный стиль свидетельствует о способности учителя проявить свои сильные положительные качества в целях профессиональной деятельности.
Выводы по 2 главе
Таким образом, в целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, имеющая определенные качественно-количественные границы, в частности границы субъектно удобных и неудобных способов, режимов работы, эффективных и неэффективных приемов деятельности.
Под индивидуальным стилем педагогической деятельности понимают тип профессионального поведения, который позволяет максимально полно использовать сильные личностные и профессиональные стороны педагога, по возможности компенсируя слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил.
Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ зарубежных и отечественных литературных источников по изучаемой проблеме позволяет констатировать, что большинство исследователей под стилем понимают типичную для данного человека систему психологических средств, к которым он сознательно или стихийно прибегает, чтобы реализовать вовне свою целостную индивидуальность в соответствии с требованиями выполняемой деятельности, культуры, эпохи.
В русле рассмотренных теоретических подходов индивидуальный стиль деятельности рассматривался как эффективный путь приспособления к объективным требованиям деятельности.
Постижение природы стилевого своеобразия сейчас начинает приобретать черты целостной и непротиворечивой теории. Существование десятков параметров индивидуальности, называемых стилевыми проявлениями, отображает одну и ту же психологическую реальность, обозначаемую различными терминами.
Приобретая устойчивый характер, индивидуальные различия могут способствовать становлению индивидуального стиля деятельности в профессии (ИСД). Так, в ходе освоения человеком профессиональной деятельности у него складывается некоторая ее индивидуально-своеобразная системная организация. Она может устойчиво воспроизводиться при решении повседневных задач и нередко образно характеризуется как некий «почерк» в работе. Однако более удобным для научного употребления является термин «стиль».
Становление индивидуального стиля профессиональной деятельности неразрывно связано с процессом социализации личности. В этом процессе выделяются усвоение социально заданных норм, способов осуществления деятельности, решения задач, проблемных ситуаций, индивидуализацию внешне заданных норм, превращение их в индивидуально-личностные механизмы взаимодействия в профессиональном мире.
Процесс индивидуализации человека в труде выражается на уровне индивидуальных различий (фрагментарные или эпизодические проявления непохожести людей в профессиональной деятельности, поведении) и индивидуального стиля деятельности профессионала. Индивидуальные различия могут проявляться практически во всех сторонах труда. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции человека в систему общественных отношений, сравнения себя с другими людьми.
Потенциальные психические возможности человека и формирование индивидуального стиля деятельности несут на себе соответствующие временные характеристики: скорость, точность, своевременность. Анализ временных особенностей проявлений индивидуального стиля деятельности на разных уровнях его организации (индивидуальном. когнитивном, личностном) позволяет прогнозировать скорость, точность и своевременность формирования, становления и развития профессиональной деятельности.
Понимание особенностей становления индивидуального стиля профессиональной деятельности предполагает изучение заданных извне способов осуществления профессиональной деятельности.
Таким образом, в целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, имеющая определенные качественно-количественные границы, в частности границы субъектно удобных и неудобных способов, режимов работы, эффективных и неэффективных приемов деятельности.
Под индивидуальным стилем педагогической деятельности понимают тип профессионального поведения, который позволяет максимально полно использовать сильные личностные и профессиональные стороны педагога, по возможности компенсируя слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил.
Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с.
- Гафуров Е.К. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности и социализация личности // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2014. – № 7. – С. 78-81.
- Деркач А.А. Типология стилей [Электронный ресурс]. – URL: http://медпортал.com/akmeologiya_770/tipologiya-stiley33134.html
- Дружилов С. А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. – 2014. – № 3. – С. 200-208.
- Дружилов С.А. Профессиональные стили человека и эффективность его деятельности // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 9. – С. 64-67.
- Дубынина М.Г. Психология профессионального образования. Учебное пособие / М.Г. Дубынина. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. – 116с.
- Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург, 2000. – 258 с.
- Калугина Н.А. Временные характеристики индивидуального стиля деятельности : Дисс. ... кандидата психологических наук. – М., 2010. – 147 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2007. – 302 с.
- Практикум по психологии менеджмента профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2014. – 448 с.
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. – М.: Смысл, 2012. – 199 с.
- Филиппова Л.Н. Психология профессионального образования : учебное пособие / Л.Н. Филиппова. – Новочеркасск, 2012. – 104с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индивидуальный стиль педагогической деятельности
В основу методики положен подход, разработанный А.М. Марковой совместно с А.Я. Никоновой. В основу различения стиля в труде учителя авторами были положены следующие признаки: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).
Инструкция
Ответьте «Да» или «Нет» на вопросы теста.
- Вы составляете подробный план урока?
- Вы планируете урок лишь в общих чертах?
- Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока?
- Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?
- Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?
- Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?
- Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?
- В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?
- Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?
- Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?
- Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?
- Вы часто меняете темы работы на уроке?
- Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?
- Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?
- Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?
- Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?
- Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?
- Вы всегда укладываетесь в рамки урока?
- Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?
- Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?
- Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?
- Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?
- Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?
- Часто ли Вы контролируете знания учащихся?
- Часто ли Вы повторяете пройденный материал?
- Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?
- Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках?
- Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках?
- Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?
- Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?
- Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?
- Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?
- Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?
Ключ к тесту
ЭИС (15 вопросов): 2,3,5,11,12,13,14,16,17,21,22,26,27,28,29.
ЭМС (25): 1,3,4,5,6,7,9,11,12,15,16,17,19,20,22,23,24,25,27,28,29,30,31,32,33.
РИС (17): 2,3,4,6,7,8,9,10,11,13,18,20,22,25,26,27,28.
РМС (16): 1,4,6,7,8,9,10,18,19,20,23,24,25,31,32,33.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
Для определения доминирующего стиля педагогической деятельности рекомендуется использовать выраженность того или иного стиля в процентах. Для этого количество баллов, набранное респондентом, по данному стилю, необходимо разделить на общее количество вопросов, входящих в данную шкалу.
Интерпретация результатов теста
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.
Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.
В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.
Попробуйте. Несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала. В процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы).
Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками.
Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников.
Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы – отработки правил, повторения.
Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.