Файл: Психологические условия формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности (изучение).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 393
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности как функция составляющих ее эффективности
1.2. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности как психологический феномен и механизм
2.1 Особенности формирования педагогического стиля деятельности
2.2 Диагностика стиля педагогической деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «Психологические условия формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности» обусловлена необходимостью поиска путей оптимального развития субъективно-творческих возможностей личности профессионала, что, в свою очередь, рассматривается как условие жизнеспособности и прогресса общества.
В современных условиях стремительных социально-экономических изменений в обществе, при отсутствии единых эталонов и стандартов деятельности, наличии множества подходов к анализу и оценке ситуации, существенно возрастает значимость индивидуального выбора. Все больше ценятся личности, рационально организующие деятельность, проявляющие самостоятельность, инициативу, настойчивость в реализации поставленных целей, эффективно использующие свои индивидуальные возможности, достигающие высоких результатов.
Для понимания специфики этого соотношения в отечественной психологии, исходя из сущности деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), употребляют понятие «индивидуальный стиль деятельности» (ИСД).
Современные исследователи рассматривают ИСД как характерную для данного индивида относительно устойчивую систему организации деятельности, складывающуюся в результате усилий человека по достижению целей и обусловленную как спецификой самой деятельности, так и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта. Функциями ИСД являются: системообразующая, адаптационная, самоактуализирующая.
Он выступает как целесообразная система взаимосвязанных действий, способствующая достижению определенных результатов деятельности и адекватная индивидуальным особенностям человека.
Согласно концепции B.C. Мерлина, именно индивидуальный стиль деятельности является необходимым в образовании гармоничных разноуровневых связей интегральной индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности выполняет системообразующую функцию, которая является необходимой предпосылкой опосредующей функции объективных требований в становлении новообразований личности.
Цель исследования: изучение психологических условий формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать индивидуальный стиль профессиональной деятельности как функцию составляющих ее эффективности.
2. Рассмотреть индивидуальный стиль профессиональной деятельности как психологический феномен и механизм.
3. Выявить особенности формирования педагогического стиля деятельности.
4. Провести диагностику стиля педагогической деятельности.
Объектом исследования выступает индивидуальный стиль профессиональной деятельности как психологический феномен.
Предмет исследования: условия формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Источниковая база исследования: индивидуальный стиль деятельности как самостоятельный психологический феномен изучался в работах Е.А.Климова, В.С.Мерлина - прежде всего в общетеоретическом аспекте, и затем по отношению к конкретным видам деятельности в работах: А.К.Байменова, Б.А.Вяткина, Г.Б.Дипольской, М.Р.Щукина и др.
Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью проблемы; применением адекватного цели, предмету и задачам исследования апробированных и надежных методов и методик.
Глава 1. Основные психологические условия формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности и их сущность
1.1. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности как функция составляющих ее эффективности
Профессиональная деятельность человека зависит не только от его возраста, но и от индивидуальных особенностей человека. Индивидуальный стиль деятельности - это целесообразная система взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат» (В.С. Мерлин).
В отечественной психологии (Л.С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Е.П. Климов, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская и др.) понятие стиля разрабатывается в рамках деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека. [10, с. 24]
Стиль жизни - это устойчивая характеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с Миром. Но взаимодействие человека с Миром реализуется в его активности, важнейшей формой которой является профессиональная деятельность. [8, с. 16]
Поскольку трудовая и профессиональная деятельность является важнейшей частью жизнедеятельности вообще, то профессиональный стиль человека является частью стиля его жизни (как, в прочем, при профессиональной деформации сложившийся стиль оказывает влияние на паттерны внепрофессионального поведения). В свою очередь, стиль жизни выступает производным проявлением от образа жизни. Он складывается в рамках определенного образа жизни как результат социопсихи-ческого развития человека в целом.
С.А.Дружилов рассматривает профессиональный стиль человека как постоянное, довольно устойчивое, целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека (как в активной, так и в пассивной ее формах) к профессиональной среде. Проявления стиля зависит как от внутренних особенностей человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), индивидуального ресурса его профессионального развития, так и от внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействия субъектов). Профессиональный стиль он рассматривает одновременно и как причину, и как следствие индивидуального профессионального развития человека. [5, с. 65]
А.К.Маркова приводит следующие индивидуальные стили профессиональной деятельности: [10, с. 41]
1. Стиль, формируемый с учетом требований к деятельности, - работник приспосабливается к профессии, он, как правило, результативен.
2. Стиль, сформированный исходя из удобства человека, - деятельность приспосабливается к требованиям специалиста, следовательно, он может быть и не результативен.
3. Компромиссный стиль выбирается в соответствии со склонностью специалиста, при этом нет противоречия с требованиями деятельности. Эффективность профессиональной деятельности высокая, нет психологического перенапряжения самого специалиста.
4. Универсальный стиль включает способы и тактики, не отвечающие психофизиологическим способностям человека, следовательно, он требует от него психических затрат, но при этом вызывает его удовлетворенность.
5. Компенсаторный стиль означает наличие способностей к замещению, достраиванию недостающих качеств с учетом требований деятельности.
6. Маскирующий стиль позволяет скрывать недостатки специалиста без возможной компенсации.
7. Предопределяющий стиль заключается в выходе специалиста за рамки своих известных возможностей, с определением у себя новых ресурсов.
8. Корректирующий стиль, гарантируется тем, что специалист перестраивает свои природные особенности с учетом пожизненно сложившихся у него способов деятельности и поведения.
9. Творческий стиль – при этом стиле специалист выходит за пределы требований профессии, обогащая ее, опережая при этом своих коллег.
10. Избыточный стиль – работник добровольно тратит больше своих сил и возможностей, чем это требует профессиональная деятельность и социум.
Устойчивость стилей является относительной: не исключена возможность развития стилей и их взаимопереходов.
Основные стили профессиональной деятельности (независимо от их специфики) отражают основные стратегии адаптации человека к требованиям профессиональной среды и проявляется в профессиональной деятельности, так и во внепрофессиональном поведении и в общении.
Как вектор жизненного успеха человека складывается из сложения вектора профессиональных достижений и вектора личностного успеха (самосовершенствования), так и стратегия жизненного пути человека определяется линиями его профессионального и личностного поведения.
Ключевыми признаками индивидуального «профессионального стиля» (включающего стиль профессиональной деятельности, стиль поведения, стиль общения и т.д.) являются факторы профессиональной успешности, удовлетворенности результатами деятельности и компонентами профессиональной среды (в соотношении с затратами на получение данного результата), а также предпочитаемые ценности и мотивы выполняемой профессиональной деятельности. [11, с. 94]
Индивидуально-своеобразные стили профессиональной деятельности (СПД отдельного профессионала) представляют собой интегральное, иерархическое, биполярное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности).
С.А.Дружилов приводит выражение 16 возможных вариантов стилей в зависимости от выбираемых приоритетов составляющих эффективности деятельности, выбираемых работниками (табл. 1). В таблице знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности данного фактора, знаком (-) - низкое его выраженность. [4, с. 212]
Таблица 1
Типология профессиональных стилей в зависимости от составляющих эффективности профессиональной деятельности
Типы |
Шкалы |
Профессиональный стиль |
Типы |
Шкалы |
Профессиональный стиль |
||||||
Ээ |
Э |
ЭС |
ЭК |
Ээ |
Э |
ЭС |
ЭК |
||||
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
«Успешный деятель» «признанный профессионал» |
9 |
- |
+ |
+ |
+ |
«Хорош для всего, кроме дела» |
2 |
+ |
+ |
+ |
Ориентируется на успех и удовольствие «здесь и сейчас», а завтра - «хоть потоп» |
10 |
+ |
+ |
Ориентируется на общение с коллегами и получение удовольствий, а клиенты для него - досадная помеха |
|||
3 |
+ |
+ |
+ |
Успешный «индивидуалист», неспособный к сотрудничеству |
11 |
+ |
+ |
Индивидуалист, все свое внимание и силы отдающий клиентам, даже если это не дает результата сегодня и раздражает коллег |
|||
4 |
+ |
+ |
Ориентация на материальный успех при минимальных психологических усилиях |
12 |
+ |
Ориентация исключительно на удовольствия и минимизацию собственных усилий |
|||||
5 |
+ |
+ |
+ |
Успешный, но «выгорающий» деятель |
13 |
+ |
+ |
Все усилия - на общение с коллегами и клиентами, но эффект мал, а цена - велика |
|||
6 |
+ |
+ |
«Коллективист», ориентирующийся на успех сегодня ценой больших собственных усилий |
14 |
+ |
Все усилия затрачивает на адаптацию в коллективе, при общей низкой эффективности труда |
|||||
7 |
+ |
+ |
Индивидуалист, ориентированный на долгосрочный успех; подверженный «сгоранию» |
15 |
+ |
Дезадаптирован, пытается проявить себя в «заигрывании» с клиентами |
|||||
8 |
+ |
Работник, ориентированный на получение материального успеха сегодня любой ценой |
16 |
Профессионал, неадаптировавшийся в условиях данной профессиональной среды |