Файл: Психологические условия формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности (изучение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Психологические условия формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности» обусловлена необходимостью поиска путей оптимального развития субъективно-творческих возможностей личности профессионала, что, в свою очередь, рассматривается как условие жизнеспособности и прогресса общества.

В современных условиях стремительных социально-экономических изменений в обществе, при отсутствии единых эталонов и стандартов деятельности, наличии множества подходов к анализу и оценке ситуации, существенно возрастает значимость индивидуального выбора. Все больше ценятся личности, рационально организующие деятельность, проявляющие самостоятельность, инициативу, настойчивость в реализации поставленных целей, эффективно использующие свои индивидуальные возможности, достигающие высоких результатов.

Для понимания специфики этого соотношения в отечественной психологии, исходя из сущности деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), употребляют понятие «индивидуальный стиль деятельности» (ИСД).

Современные исследователи рассматривают ИСД как характерную для данного индивида относительно устойчивую систему организации деятельности, складывающуюся в результате усилий человека по достижению целей и обусловленную как спецификой самой деятельности, так и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта. Функциями ИСД являются: системообразующая, адаптационная, самоактуализирующая.

Он выступает как целесообразная система взаимосвязанных действий, способствующая достижению определенных результатов деятельности и адекватная индивидуальным особенностям человека.

Согласно концепции B.C. Мерлина, именно индивидуальный стиль деятельности является необходимым в образовании гармоничных разноуровневых связей интегральной индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности выполняет системообразующую функцию, которая является необходимой предпосылкой опосредующей функции объективных требований в становлении новообразований личности.

Цель исследования: изучение психологических условий формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать индивидуальный стиль профессиональной деятельности как функцию составляющих ее эффективности.

2. Рассмотреть индивидуальный стиль профессиональной деятельности как психологический феномен и механизм.


3. Выявить особенности формирования педагогического стиля деятельности.

4. Провести диагностику стиля педагогической деятельности.

Объектом исследования выступает индивидуальный стиль профессиональной деятельности как психологический феномен.

Предмет исследования: условия формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Источниковая база исследования: индивидуальный стиль деятельности как самостоятельный психологический феномен изучался в работах Е.А.Климова, В.С.Мерлина - прежде всего в общетеоретическом аспекте, и затем по отношению к конкретным видам деятельности в работах: А.К.Байменова, Б.А.Вяткина, Г.Б.Дипольской, М.Р.Щукина и др.

Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью проблемы; применением адекватного цели, предмету и задачам исследования апробированных и надежных методов и методик.

Глава 1. Основные психологические условия формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности и их сущность

1.1. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности как функция составляющих ее эффективности

Профессиональная деятельность человека зависит не только от его возраста, но и от индивидуальных особенностей человека. Индивидуальный стиль деятельности - это целесообразная система взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат» (В.С. Мерлин).

В отечественной психологии (Л.С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Е.П. Климов, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская и др.) понятие стиля разрабатывается в рамках деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека. [10, с. 24]


Стиль жизни - это устойчивая характеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с Миром. Но взаимодействие человека с Миром реализуется в его активности, важнейшей формой которой является профессиональная деятельность. [8, с. 16]

Поскольку трудовая и профессиональная деятельность является важнейшей частью жизнедеятельности вообще, то профессиональный стиль человека является частью стиля его жизни (как, в прочем, при профессиональной деформации сложившийся стиль оказывает влияние на паттерны внепрофессионального поведения). В свою очередь, стиль жизни выступает производным проявлением от образа жизни. Он складывается в рамках определенного образа жизни как результат социопсихи-ческого развития человека в целом.

С.А.Дружилов рассматривает профессиональный стиль человека как постоянное, довольно устойчивое, целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека (как в активной, так и в пассивной ее формах) к профессиональной среде. Проявления стиля зависит как от внутренних особенностей человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), индивидуального ресурса его профессионального развития, так и от внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействия субъектов). Профессиональный стиль он рассматривает одновременно и как причину, и как следствие индивидуального профессионального развития человека. [5, с. 65]

А.К.Маркова приводит следующие индивидуальные стили профессиональной деятельности: [10, с. 41]

1. Стиль, формируемый с учетом требований к деятельности, - работник приспосабливается к профессии, он, как правило, результативен.

2. Стиль, сформированный исходя из удобства человека, - деятельность приспосабливается к требованиям специалиста, следовательно, он может быть и не результативен.

3. Компромиссный стиль выбирается в соответствии со склонностью специалиста, при этом нет противоречия с требованиями деятельности. Эффективность профессиональной деятельности высокая, нет психологического перенапряжения самого специалиста.

4. Универсальный стиль включает способы и тактики, не отвечающие психофизиологическим способностям человека, следовательно, он требует от него психических затрат, но при этом вызывает его удовлетворенность.

5. Компенсаторный стиль означает наличие способностей к замещению, достраиванию недостающих качеств с учетом требований деятельности.


6. Маскирующий стиль позволяет скрывать недостатки специалиста без возможной компенсации.

7. Предопределяющий стиль заключается в выходе специалиста за рамки своих известных возможностей, с определением у себя новых ресурсов.

8. Корректирующий стиль, гарантируется тем, что специалист перестраивает свои природные особенности с учетом пожизненно сложившихся у него способов деятельности и поведения.

9. Творческий стиль – при этом стиле специалист выходит за пределы требований профессии, обогащая ее, опережая при этом своих коллег.

10. Избыточный стиль – работник добровольно тратит больше своих сил и возможностей, чем это требует профессиональная деятельность и социум.

Устойчивость стилей является относительной: не исключена возможность развития стилей и их взаимопереходов.

Основные стили профессиональной деятельности (независимо от их специфики) отражают основные стратегии адаптации человека к требованиям профессиональной среды и проявляется в профессиональной деятельности, так и во внепрофессиональном поведении и в общении.

Как вектор жизненного успеха человека складывается из сложения вектора профессиональных достижений и вектора личностного успеха (самосовершенствования), так и стратегия жизненного пути человека определяется линиями его профессионального и личностного поведения.

Ключевыми признаками индивидуального «профессионального стиля» (включающего стиль профессиональной деятельности, стиль поведения, стиль общения и т.д.) являются факторы профессиональной успешности, удовлетворенности результатами деятельности и компонентами профессиональной среды (в соотношении с затратами на получение данного результата), а также предпочитаемые ценности и мотивы выполняемой профессиональной деятельности. [11, с. 94]

Индивидуально-своеобразные стили профессиональной деятельности (СПД отдельного профессионала) представляют собой интегральное, иерархическое, биполярное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности).

С.А.Дружилов приводит выражение 16 возможных вариантов стилей в зависимости от выбираемых приоритетов составляющих эффективности деятельности, выбираемых работниками (табл. 1). В таблице знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности данного фактора, знаком (-) - низкое его выраженность. [4, с. 212]

Таблица 1

Типология профессиональных стилей в зависимости от составляющих эффективности профессиональной деятельности


Типы

Шкалы

Профессиональный стиль

Типы

Шкалы

Профессиональный стиль

Ээ

Э

ЭС

ЭК

Ээ

Э

ЭС

ЭК

1

+

+

+

+

«Успешный деятель» «признанный профессионал»

9

-

+

+

+

«Хорош для всего, кроме дела»

2

+

+

+

Ориентируется на успех и удовольствие «здесь и сейчас», а завтра - «хоть потоп»

10

+

+

Ориентируется на общение с коллегами и получение удовольствий, а клиенты для него - досадная помеха

3

+

+

+

Успешный «индивидуалист», неспособный к сотрудниче­ству

11

+

+

Индивидуалист, все свое внимание и силы отдаю­щий клиентам, даже если это не дает результата се­годня и раздражает коллег

4

+

+

Ориентация на материальный успех при минимальных психологических усилиях

12

+

Ориентация исключитель­но на удовольствия и ми­нимизацию собственных усилий

5

+

+

+

Успешный, но «выгорающий» деятель

13

+

+

Все усилия - на общение с коллегами и клиентами, но эффект мал, а цена - велика

6

+

+

«Коллективист», ориентирующийся на успех сегодня ценой больших собственных усилий

14

+

Все усилия затрачивает на адаптацию в коллективе, при общей низкой эффек­тивности труда

7

+

+

Индивидуалист, ориентированный на долгосрочный успех; подверженный «сгоранию»

15

+

Дезадаптирован, пытается проявить себя в «заигрыва­нии» с клиентами

8

+

Работник, ориентированный на получение материального успеха сегодня любой ценой

16

Профессионал, неадаптировавшийся в условиях данной профессиональной среды