Файл: Психологические условия формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности (изучение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 397

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что в обеих группах с незначительной разницей доминируют рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный стили, что сопровождается стремлением педагога четко преподнести учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, требовательностью, последовательностью. Основное внимание педагог уделяет академическим знаниям учащихся иногда в ущерб познавательной мотивации, зачастую используя только лишь стандартный набор форм и методов обучения.

Результаты качественного анализа свидетельствуют, что предпочитаемый стиль зачастую определялся перевесом в 1-2 балла, что говорит о диффузном состоянии и периоде активного поиска собственного профессионального стиля.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что индивидуальный стиль педагогической деятельности является важным фактором развития профессиональной индивидуальности будущего педагога в период профессиональной подготовки. И умение выработать индивидуальный стиль свидетельствует о способности учителя проявить свои сильные положительные качества в целях профессиональной деятельности.

Выводы по 2 главе

Таким образом, в целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, имеющая определенные качественно-количественные границы, в частности границы субъектно удобных и неудобных способов, режимов работы, эффективных и неэффективных приемов деятельности.

Под индивидуальным стилем педагогической деятельности понимают тип профессионального поведения, который позволяет максимально полно использовать сильные личностные и профессиональные стороны педагога, по возможности компенсируя слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил.

Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ зарубежных и отечественных литературных источников по изучаемой проблеме позволяет констатировать, что большинство исследователей под стилем понимают типичную для данного человека систему психологических средств, к которым он сознательно или стихийно прибегает, чтобы реализовать вовне свою целостную индивидуальность в соответствии с требованиями выполняемой деятельности, культуры, эпохи.

В русле рассмотренных теоретических подходов индивидуальный стиль деятельности рассматривался как эффективный путь приспособления к объективным требованиям деятельности.

Постижение природы стилевого своеобразия сейчас начинает приобретать черты целостной и непротиворечивой теории. Существование десятков параметров индивидуальности, называемых стилевыми проявлениями, отображает одну и ту же психологическую реальность, обозначаемую различными терминами.

Приобретая устойчивый характер, индивидуальные различия могут способствовать становлению индивидуального стиля деятельности в профессии (ИСД). Так, в ходе освоения человеком профессиональной деятельности у него складывается некоторая ее индивидуально-своеобразная системная организация. Она может устойчиво воспроизводиться при решении повседневных задач и нередко образно характеризуется как некий «почерк» в работе. Однако более удобным для научного употребления является термин «стиль».

Становление индивидуального стиля профессиональной деятельности неразрывно связано с процессом социализации личности. В этом процессе выделяются усвоение социально заданных норм, способов осуществления деятельности, решения задач, проблемных ситуаций, индивидуализацию внешне заданных норм, превращение их в индивидуально-личностные механизмы взаимодействия в профессиональном мире.

Процесс индивидуализации человека в труде выражается на уровне индивидуальных различий (фрагментарные или эпизодические проявления непохожести людей в профессиональной деятельности, поведении) и индивидуального стиля деятельности профессионала. Индивидуальные различия могут проявляться практически во всех сторонах труда. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции человека в систему общественных отношений, сравнения себя с другими людьми.

Потенциальные психические возможности человека и формирование индивидуального стиля деятельности несут на себе соответствующие временные характеристики: скорость, точность, своевременность. Анализ временных особенностей проявлений индивидуального стиля деятельности на разных уровнях его организации (индивидуальном. когнитивном, личностном) позволяет прогнозировать скорость, точность и своевременность формирования, становления и развития профессиональной деятельности.


Понимание особенностей становления индивидуального стиля профессиональной деятельности предполагает изучение заданных извне способов осуществления профессиональной деятельности.

Таким образом, в целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, имеющая определенные качественно-количественные границы, в частности границы субъектно удобных и неудобных способов, режимов работы, эффективных и неэффективных приемов деятельности.

Под индивидуальным стилем педагогической деятельности понимают тип профессионального поведения, который позволяет максимально полно использовать сильные личностные и профессиональные стороны педагога, по возможности компенсируя слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил.

Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с.
  2. Гафуров Е.К. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности и социализация личности // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2014. – № 7. – С. 78-81.
  3. Деркач А.А. Типология стилей [Электронный ресурс]. – URL: http://медпортал.com/akmeologiya_770/tipologiya-stiley33134.html
  4. Дружилов С. А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. – 2014. – № 3. – С. 200-208.
  5. Дружилов С.А. Профессиональные стили человека и эффективность его деятельности // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 9. – С. 64-67.
  6. Дубынина М.Г. Психология профессионального образования. Учебное пособие / М.Г. Дубынина. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. – 116с.
  7. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург, 2000. – 258 с.
  8. Калугина Н.А. Временные характеристики индивидуального стиля деятельности : Дисс. ... кандидата психологических наук. – М., 2010. – 147 с.
  9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2007. – 302 с.
  10. Практикум по психологии менеджмента профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2014. – 448 с.
  11. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. – М.: Смысл, 2012. – 199 с.
  12. Филиппова Л.Н. Психология профессионального образования : учебное пособие / Л.Н. Филиппова. – Новочеркасск, 2012. – 104с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Индивидуальный стиль педагогической деятельности

В основу методики положен подход, разработанный А.М. Марковой совместно с А.Я. Никоновой. В основу различения стиля в труде учителя авторами были положены следующие признаки: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).

Инструкция

Ответьте «Да» или «Нет» на вопросы теста.

  1. Вы составляете подробный план урока?
  2. Вы планируете урок лишь в общих чертах?
  3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока?
  4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?
  5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?
  6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?
  7. Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?
  8. В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?
  9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?
  10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?
  11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?
  12. Вы часто меняете темы работы на уроке?
  13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?
  14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?
  15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?
  16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?
  17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?
  18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока?
  19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?
  20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?
  21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?
  22. Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?
  23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?
  24. Часто ли Вы контролируете знания учащихся?
  25. Часто ли Вы повторяете пройденный материал?
  26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?
  27. Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках?
  28. Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках?
  29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?
  30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?
  31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?
  32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?
  33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?

Ключ к тесту

ЭИС (15 вопросов): 2,3,5,11,12,13,14,16,17,21,22,26,27,28,29.

ЭМС (25): 1,3,4,5,6,7,9,11,12,15,16,17,19,20,22,23,24,25,27,28,29,30,31,32,33.

РИС (17): 2,3,4,6,7,8,9,10,11,13,18,20,22,25,26,27,28.

РМС (16): 1,4,6,7,8,9,10,18,19,20,23,24,25,31,32,33.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

Для определения доминирующего стиля педагогической деятельности рекомендуется использовать выраженность того или иного стиля в процентах. Для этого количество баллов, набранное респондентом, по данному стилю, необходимо разделить на общее количество вопросов, входящих в данную шкалу.

Интерпретация результатов теста

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

Попробуйте. Несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала. В процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы).

Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками.

Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников.

Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы – отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.