Файл: Психологические условия формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности (изучение).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 401
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности как функция составляющих ее эффективности
1.2. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности как психологический феномен и механизм
2.1 Особенности формирования педагогического стиля деятельности
2.2 Диагностика стиля педагогической деятельности
Глава 2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как специфическое выражение педагогического мастерства
2.1 Особенности формирования педагогического стиля деятельности
Рассмотрим индивидуальный стиль педагогической деятельности как специфическое выражение педагогического мастерства.
В педагогической энциклопедии дается определение педагогического мастерства как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». [7, с. 112]
Положительный педагогический стиль, как и педагогическое мастерство в целом, не является врожденным качеством, а формируется в процессе практической педагогической деятельности, а также педагогического самосовершенствования.
Успешность выполнения профессиональной деятельности и выработки оптимальных способов и приемов ее осуществления, а именно продуктивность взаимодействия педагога с учащимися в первую очередь обусловлена сформированностью системы его профессионально значимых качеств. Мастерство педагога, как высший уровень развития его профессионализма, является результатом педагогического опыта и творческого саморазвития. Для того чтобы достичь высот профессионального мастерства, необходимо формировать в процессе педагогической деятельности свой индивидуальный стиль деятельности, обеспечивающий ее эффективность.
Н.Н. Никитина рассматривает педагогическое мастерство как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельности. Состав данных свойств ученый объединила в группы (рис. 1). [10, с. 87]
Рисунок 1 - Структура индивидуального стиля деятельности педагога
Учитель способствует раскрытию многих сторон личности учащихся своей индивидуальностью, своим примером, которому ученики часто подражают во всем, способствует формированию гуманной жизненной позиции школьника, воспитывая уважение к правам человека и личным свободам.
В педагогике встречается множество критериев, по которым ученые выделяют индивидуальный стиль деятельности преподавателя. Так, опираясь на исследования З.Н. Вяткиной, отметим важный для нас аспект, что индивидуальный стиль деятельности не является врожденным, он может вырабатываться в течение жизни стихийно и может быть сформирован в результате целенаправленного обучения. В таком случае у педагога должно быть положительное отношение к своей деятельности и стремление совершенствовать свои знания и умения. Исходя из этого, - индивидуальный стиль деятельности преподавателя состоит из нескольких компонентов, входящих в структуру его деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический. Эти компоненты взаимосвязаны, зависят друг от друга и образуют единое целое. Это динамическая структура, в которой одни компоненты играют ведущую роль, другие – подчиненную. Низкий уровень развития всех компонентов не может обеспечить эффективную педагогическую деятельность.
Преобладание того или иного компонента в деятельности педагога зависят от типологических свойств нервной системы. Поэтому в зависимости от ведущей роли одного из компонентов З.Н. Вяткина выделяет три стиля, обусловленные типологическими свойствами нервной системы:
1. Организаторско-коммуникативный. Этот стиль деятельности присущ преподавателям сильного подвижного типа нервной системы. Его основными признаками являются: творческий и разнообразный характер ведения урока, склонность к импровизации; оперативность в решении различных педагогических задач непосредственно в ходе урока; большая интенсивность общения, его непринужденный характер.
2. Конструктивно-организаторский. Этот стиль деятельности присущ преподавателям сильного инертного типа нервной системы. Его основные признаки: устойчивость системы требований к организации учащихся в ходе занятия (стереотипное течение занятия), ярко выраженный контроль качества выполнения заданий; однообразные дисциплинарные воздействия; стандартность средств общения.
3. Конструктивно-коммуникативный. Этот тип деятельности свойственен педагогам слабого типа нервной системы. Для него характерны: повышенная ответственность при подготовке и проведении занятия; тщательность в отборе учебного материала; интенсивное общение; ровный, спокойный, доброжелательный тон обращения с учениками (рис. 2).
Рисунок 2 - Классификация ИСД (по типологии З.Н. Вяткиной)
Н.И. Петрова отмечает, что индивидуальный стиль педагогической деятельности это вопрос о том, какие индивидуально-своеобразные способы и приемы наиболее эффективны для педагогов с различными типологическими особенностями. И определяет индивидуальный стиль как конкретную систему способов педагогической деятельности, обусловленную стойкими личными качествами и складывающуюся при активном положительном отношении личности к своей деятельности. Исследователь выделяет два противоположных индивидуальных стиля деятельности учителя: «инертный» и «подвижный» и третий, промежуточный между ними, стиль.
В основе классификации положены основные свойства нервной системы. Причем процесс формирования индивидуального стиля деятельности у каждой группы имеет свои особенности. Преподаватели с сильной подвижной нервной системой быстрее вырабатывают индивидуальный стиль деятельности.
По мнению В.С. Мерлина, - стиль деятельности педагога зависит не только от темперамента, психофизиологических свойств личности педагога и не детерминирован ими фатально. Значительное влияние на стиль деятельности оказывают условия педагогической деятельности, или педагогической среды (исторический период, особенности объекта педагогической деятельности, то есть ребенка).
В.А. Сластенин рассматривает становление индивидуального стиля работы преподавателя в процессе его инновационной подготовки. Комплекс индивидуальных особенностей педагога, по его мнению, может лишь частично удовлетворять требованиям инновационной педагогической деятельности. Следовательно, педагог сознательно или стихийно мобилизует свои целевые для работы качества и одновременно компенсирует или преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха.
Опираясь на теорию интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, ученый определяет индивидуальный стиль деятельности как целостную систему операций, обеспечивающую эффективное взаимодействие учителя с учащимися и определяемую целями, задачами инновационной педагогической деятельности, свойствами различных уровней индивидуальности учителя. Автор утверждает, что специфика педагогической деятельности требует от преподавателя осознания индивидуального стиля и его коррекции в изменившихся условиях.
В основу определения индивидуального стиля деятельности Э.Г. Костяшкин положил компоненты структуры личности и предложил следующие стили педагогической деятельности:
– интеллектуальный, который характеризуется склонностью к научно-аналитической деятельности;
– волевой, отличающийся авторитарностью, повышенной требовательностью к себе и обучаемым, четкостью и организованностью в работе, то есть качествами, которые формируются на основе волевых качеств личности;
– эмоциональный, для которого характерны высокая эмоциональность, чуткое реагирование на изменения внутреннего состояния обучаемых;
– организаторский тип включает в себя отдельные свойства других типов и потому является наиболее универсальным.
В литературе доминирует классификация стилей педагогической деятельности на основании форм отношений, возникающих между людьми, вовлеченными в сферу этой деятельности, которая выделяют три основных стиля деятельности: авторитарный, демократический, попустительский:
1) Директивный стиль профессиональной деятельности (авторитарный). Этот стиль основывается на авторитарном подходе к учебному процессу; он является характерной чертой информационного обучения. Субъектом учебного процесса выступает только педагог. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися.
2) Коллегиальный стиль профессиональной деятельности (демократический). Этот стиль базируется на функциональной структуре управления, когда преподаватель делегирует обязанности, часть своих функций передает учащимся. Этот стиль присущ при использовании объяснительно-иллюстративного метода обучения и применении инновационных форм. При его реализации возрастает количество субъектов учебного процесса. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников.
3) Либеральный стиль профессиональной деятельности основан на демократическом и гуманитарном подходе, на соблюдении прав и свобод образовательного процесса на базе терпимости и сотрудничества. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Этот стиль присущ проблемному типу обучения. Здесь все участники учебного процесса являются его субъектами.
Основные характеристики проявления перечисленных стилей в педагогической деятельности представлены на рис. 3.
Рисунок 3 – Особенности индивидуального стиля деятельности
Наиболее полное собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности предложено А.К. Марковой и А.Я. Никоновой. По их мнению, ИСД преподавателя следует рассматривать как устойчивое сочетание:
- мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации педагога на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса;
- целей, проявляющихся в характере планирования деятельности; способов ее выполнения;
- приемов оценки результатов деятельности.
Они считают, что ИСД может быть предметом формирования и самоформирования, причем процесс формирования зависит от индивидуально-личностных особенностей педагога, его педагогического стажа, характера требований, предъявляемых к нему.
В основу различения стиля ими положены следующие основания:
- содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);
- динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);
- результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету) (рис. 4).
Среди важнейших содержательных характеристик выделяют такие, как:
- преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
- адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
- оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
- рефлексивность-интуитивность.
Рисунок 4 – Характеристики индивидуального стиля деятельности учителя
Аналогично выделяются динамические характеристики (рис. 5).
Рисунок 5 – Динамические характеристики индивидуального стиля педагогической деятельности
На этой основе ученые выделяют четыре ИСД педагога, два из которых являются полярными: эмоционально-импровизационный (ЭИС), и рассуждающе-методичный (РМС), и два - промежуточными: эмоционально-методичный (ЭМС) и рассуждающе-импровизационный (рис. 6).