Файл: Бухгалтерский учет и анализ финансовой отчетности (ЗАО «ТАНДЕР»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы бухгалтерской финансовой отчетности предприятия
1.1 Сущность, цели и задачи бухгалтерской отчетности
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности в РФ
1.3 Элементы, формируемые в отчетности и состав форм бухгалтерской (финансовой) отчетности
Глава 2 Структура и содержание форм бухгалтерской отчетности ЗАО «ТАНДЕР» Гипермаркет «МАГНИТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Бухгалтерская финансовая отчетность ЗАО «ТАНДЕР» гипермаркет «Магнит»
2.3 Порядок формирования и сдачи отчетности. Ответственность за искажения в отчетности
ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений
Данное ПБУ устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности ), информации об изменениях оценочных значений и устанавливает порядок раскрытия таких данных в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
Положение устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств
Настоящий документ устанавливает правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций).
ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов
Определяет порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), пользователей недр информации о затратах на освоение природных ресурсов.
В третьем методическом уровне регулирования одним из самых главных документов, непосредственно связанным с формированием бухгалтерской финансовой отчетности является Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». В данном нормативном документе представлены образцы форм бухгалтерской финансовой отчетности и указания об их объеме, содержатся общие требования к бухгалтерской финансовой отчетности и особенности формирования, порядок её составления и представления. Важным аспектом указанного документа признается право организацией самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской финансовой отчетности на основе предлагаемых образцов и с соблюдением общих требований к отчетности (полнота, существенность, нейтральность и прочее).
Важную роль играют в раскрытии достоверной информации в бухгалтерской финансовой отчетности такие документы методического регулирования, как:
1. Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. №49;
2. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 21 марта 2000 г. №29н;
3. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 20 мая 2003 г. №44н;
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. №94н;
5. Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. №94н (хотя они с принятием Приказа Министерства финансов РФ от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» нуждаются в доработке);
6. Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. №94н.
Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Министерства финансов Российской Федерации. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Документы третьего уровня не имеют юридической силы, т. е. на них не следует ссылаться при судебных разбирательствах. Однако эти документы позволяют рационально организовать учет и представление информации в бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с правилами, предусмотренными Министерством финансов Российской Федерации и потребностями пользователей экономической информации. Соблюдение требований документов третьего уровня проверяют аудиторы и ведомственные ревизионные органы. пример.
Документом четвертого организационного уровня системы нормативного регулирования представления бухгалтерской финансовой отчетности является учетная политика и рабочие документы хозяйствующего субъекта, которые формирует главный бухгалтер на основании законодательных, нормативных и методических документов.
В приказе об утверждении учетной политики необходимо указать состав форм бухгалтерской финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, методы расчета и оценки элементов отчетности, представить самостоятельно разработанные формы бухгалтерской финансовой отчетности.
В современных условиях развития бухгалтерской финансовой отчетности назрела настоятельная необходимость изменения устаревшей бухгалтерской терминологии в законодательных актах нашей страны.
Однако в одном из самых главных действующих законодательных актах нашей страны - в Гражданском кодексе РФ вместо термина «бухгалтерская (финансовая) отчетность» употребляется группа устаревших терминов «годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков». Приведем для примера несколько цитат в сокращенной форме из главы 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса РФ:
- п. 3 ст. 91 «Управление в обществе с ограниченной ответственностью»: «К компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся: 3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков.»;
- п. 1 ст. 97 «Открытые и закрытые акционерные общества»: «Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков»;
- п. 1 ст. 103 «Управление в акционерном обществе»: «К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся. 4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков.»;
- п. 3 ст. 110 «Управление в производственном кооперативе»: «К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся: ... 4) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков ...».
Анализ бухгалтерской терминологии применяемой в Гражданском кодексе Российской Федерации показывает, как сильно устарела применяемая терминология. Применение устаревшей терминологии в действующем Гражданском кодексе РФ тем, что он был принят Государственной Думой 21 октября 1994 г., т. е. в переходный для нашей страны период к рыночной экономике. Тогда бухгалтерский баланс рассматривался как самостоятельный обобщающий документ, отражающий наличие и размещение средств хозяйствующего субъекта, источники этих средств, расчетные отношения с другими хозяйствующими субъектами и отдельными лицами, а также результаты хозяйственной деятельности. Сравнением двух или нескольких балансов за определенный период времени устанавливали все изменения состава и размещения средств, источников их образования и расчетных взаимоотношений, выявляли финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, а также отклонения от плановых назначений средств.
В конце 2008 г. была принята новая редакция Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№307-ФЗ от 30.12.2008г.) с постановкой термина как «бухгалтерская (финансовая) отчетность». Одним из дословных примеров является определение в п. 3 ст. 1 «Аудиторская деятельность» новой редакции Федерального закона «Об аудиторской деятельности»: «Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности».
При организации бухгалтерского учета и отчетности на предприятии важную роль играет учетная политика. Каждое предприятие сталкивается с необходимостью разработки учетной политики. При этом одни стараются разработать как можно более детальный документ, другие подходят к решению данного вопроса формально, обозначая в учетной политике только необходимые элементы. Однако в последнее время значение учетной политики существенно возросло, она превратилась в реальный инструмент управления предприятием. Взвешенный подход при разработке учетной политики позволяет принимать эффективные управленческие решения. Грамотное раскрытие необходимой информации об учетной политике в бухгалтерской отчетности, на основании которой заинтересованные пользователи и общественность осуществляют анализ финансового состояния деятельности организации и принимают финансовые решения, дает возможность предстать перед потенциальными инвесторами в выгодном свете.
Формирование полной и достоверной информации обеспечивается согласно п. 17 ПБУ 1/2008 раскрытием в отчетности принятых при формировании учетной политики способов ведения бухгалтерского учета, способных существенно повлиять на финансовые решения, принимаемые заинтересованными пользователями. Состав и содержание информации подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности об учетной политике установлено соответствующими положениями по бухгалтерскому учету, а именно, в конце каждого положения есть отдельный пункт или раздел, называющийся - раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.
Порядок раскрытия информации об учетной политике в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности выбирается каждой организацией самостоятельно. Для наглядности и удобства применения представим основные положения учетной политики, требующие отражения в отчетности и оценим их влияние на нее показатели.
Учетная политика оказывает существенное влияние на показатели бухгалтерской отчетности, и наибольшее влияние оказывают методические аспекты. Причем методический аспект формирования учетной политики является наиболее главным и обширным разделом, в котором определяется выбор существенных способов ведения бухгалтерского учета, влияющих на правильность построения системы показателей бухгалтерской отчетности, позволяющих заинтересованным пользователям полно и достоверно оценить результаты деятельности организации, ее финансовое состояние и принять управленческие решения. В связи с этим при формировании учетной политики необходимо уделять наибольшее внимание раскрытию методических аспектов.
В случае, когда пользователи владеют методологией составления бухгалтерской отчетности, ее можно проверить на достоверность. Однако, зачастую, пользователь не владеет знаниями по бухгалтерскому учету, и бухгалтерская отчетность останется для ее пользователя загадкой. В связи с этим заинтересованному пользователю важно знать бухгалтерскую методологию и специфику формирования учетной политики, что позволит рассматривать представленную в отчетности информацию о финансовом положении организации не только как результат финансово-хозяйственной деятельности, но и как результат ее бухгалтерской интерпретации, являющейся далеко не одновариантной и, как следствие, субъективной.
Наряду с методическими аспектами, важное значение имеют и аналитические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета. Здесь считаем целесообразным проведение расчетов с целью выявления наиболее оптимальных вариантов методов и способов ведения бухгалтерского учета организации, которые бы позволили получить более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации. Для решения данной задачи необходимо рассмотреть ряд вопросов способствующих нахождению адекватных методов решения (построение математических моделей): определение метода амортизации основных средств; определение необходимости и размеров формирования резервов; способ списания сырья и материалов; метод расчета НЗП; метод переоценки хеджирования; способ учета расходов на капитальные вложения; способ учета ценных бумаг
. Определение необходимых критериев позволит минимизировать невыгодные операции в действующих условиях для конкретного экономического субъекта, с учетом специфики его деятельности.
1.3 Элементы, формируемые в отчетности и состав форм бухгалтерской (финансовой) отчетности
Основополагающими категориями бухгалтерского учета являются элементы финансовой отчетности, а именно, активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Их понимание влияет на оценку пользователем деятельности компании и соответственно на принятие им определенного решения. Такие элементы финансовой отчетности, как активы, обязательства и капитал, связаны с финансовым состоянием организации, а доходы и расходы соответственно с результатами ее деятельности.