Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами предприятия
1. 1. Понятие человеческих ресурсов
1.2. Методическая оценка человеческих ресурсов
1.3. Основные приемы управления человеческими ресурсами
2. Совершенствование управления человеческими ресурсами в ресторане «White Rabbit»
2.1. Характеристика организации
2.2. Оценка человеческих ресурсов ресторана «White Rabbit»
2.3. Инструменты и механизмы повышения эффективности управления человеческими ресурсами
Одной из важнейших тенденций развития управления человеческими ресурсами в последнее время является системный подход, который рассматривается как современный способ управленческого мышления, позволяющий комплексно представить управление организацией и ее подсистемами в рыночной среде. Схематично система управления человеческими ресурсами и её подсистема представлены в приложении 1.
Применение данного подхода позволяет раскрыть внутренний состав системы управления человеческими ресурсами как целостной системы, состоящей из подсистем, элементов, структуры взаимосвязей. Исходными предпосылками для осуществления системного анализа является четкое определение целей системы. Экономические цели деятельности организации направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности организации за счет рационального формирования, использования и развития человеческих ресурсов. Социальные цели деятельности организации направлены на удовлетворение социальных потребностей работников, т. е. на обеспечение их занятости, улучшение трудовых условий, профессиональное обучение и повышение квалификации, предоставление возможностей карьерного роста, обеспечение социальной поддержки и т. д. [3, с. 191]
Все более яркой тенденцией в области управления человеческими ресурсами становится интеллектуализация труда. Интеллектуализация труда в самом общем смысле — это увеличение доли умственного труда в общественном производстве. Процесс интеллектуализации труда реализуется в нескольких направлениях.
Во-первых, под влиянием требований экономики изменяются сущность и принципы образования, происходит дальнейший рост и выравнивание образовательного уровня по отраслям и профессиям в результате подтягивания отраслей и профессий преимущественно низкоквалифицированной работы в передовые позиции.
Во-вторых, решающее стратегическое значение приобретает воспитание личности, направленное на развитие инициативности, творческого мышления на всех стадиях общеобразовательной и профессиональной подготовки [24, с. 464].
Модель управления человеческими ресурсами является функциональной стратегией и отвечает на вопрос: «Как оптимально использовать человеческие ресурсы компании, чтобы достигать цели бизнеса?». HR-стратегия не существует отдельно, а всегда вытекает из общекорпоративной стратегии и стратегии бизнеса (рисунок 4).
Рисунок 4. Пирамида стратегий
Именно сочетание выбранных бизнес-стратегий позволяет реализовать предлагаемую стратегию развития ЧР, опирающуюся на ценностно-мотивационную сферу личности и составляющую фундаментальную основу модели управления. Учитывая данные и результаты, полученные в ходе реализации бизнес-стратегии, применение модели позволяет учитывать и сочетать возможности изменений, внутренних и внешних воздействий. Также использование данных стратегий даёт наиболее полную картину об участии и взаимодействии персонала в тех или иных процессах [10, с. 111].
Обеспечение стратегической направленности управления человеческими ресурсами достижимо на основе принципиальной схемы, представленной на рисунке 5.
Миссия
Цели, в том числе в области управления человеческими ресурсами
Общая политика, в том числе в области управления человеческими ресурсами
Стратегия
Бизнес-план (тактика)
Разделы бизнес-плана «Организационная структура» и «персонал»
Программа развития персонала
Программы по направлениям развития человеческими ресурсами и повышения его качества (в разрезе групп персонала или функций по управлению)
Карьера, обучение
Оценка, аттестация
Мотивация, стимулирование
Адаптация, профоориентация
Набор,
отбор
Планирование и прогноз
Обеспечение реализации программ: научно-методическое, финансовое, материально-техническое, организационно-экономическое, правовое, кадровое, информационное
Интеграция издержек по всем видам обеспечения и по всем подпрограммам
Согласование плановых издержек с возможностями компании, повторный цикл с учётом возможностей компании и объема ресурсов
Рисунок 5. Основные элементы разработки стратегии управления человеческими ресурсами
Вместе с тем определение человеческих ресурсов не подразумевает ограничения по определенному уровню экономической деятельности. Поэтому имеет место быть необходимость расширения традиционной схемы управления человеческими ресурсами с учетом основных уровней функционирования субъектов экономики [22, с. 22]:
— микроуровень — экономика на уровне отдельных организаций;
— мезоуровень — отраслевая, региональная, групповая экономика;
— макроуровень — государственный уровень, страновая экономика.
Обобщенный состав функций комплекса управления человеческими ресурсами для каждого уровня приведен на рисунке 6.
Макроуровень
Мезороуровень
Микроуровень
Организационная подсистема управления человеческими ресурсами
Формирование человеческих ресурсов
Использование человеческих ресурсов
Развитие человеческих ресурсов
Рисунок 6. Расширенная модель системы управления человеческими ресурсами
Таким образом, методология современного менеджмента человеческих ресурсов выдвигает в качестве главного объекта управленческой деятельности человека, определяет принципы и методы управления человеческими ресурсами, способствующие формированию трудового потенциала работников.
Выводы к 1 главе
Управление человеческими ресурсами — это стратегический и целостный подход к управлению наиболее ценными активами организации, т. е. работниками, которые вносят важнейший вклад в достижение ее целей. Ключевыми моментами в концепции управления человеческими ресурсами обозначено, что люди — это решающий фактор эффективности деятельности и конкурентоспособности организации.
В целом, управление человеческими ресурсами позволяет решать следующие задачи:
1. Обеспечение организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с её стратегией.
2. Формирование внутренней среды организации.
3. Решение пролем, связанных с функциональными организационными структурами управления, в том числе управления человеческими ресурсами.
4. Возможность разрешения противоречий в вопросах централизации-децентрализации управления человеческими ресурсами.
Для реализации комплексного подхода в управлении человеческими ресурсами и достижения большей эффективности деятельности организации и укрепления ее конкурентных позиций на рынке необходимо применять технологии стратегического менеджмента. Важнейшей составляющей успеха организации является умение проектировать свое развитие. Таким образом, современные предприятия любыми силами стремятся совершенствовать привлеченные ими человеческие ресурсы, раскрывая, по возможности, человеческий потенциал, полезный для целей организации в целом.
2. Совершенствование управления человеческими ресурсами в ресторане «White Rabbit»
2.1. Характеристика организации
Ресторан «White Rabbit» представляет собой один из динамично развивающихся предприятий ресторанного бизнеса. Организация является Обществом с ограниченной ответственностью, осуществляющее свою деятельность от 21 мая 2006 г. Место нахождения общества: Россия, г. Москва, Москва, Смоленская площадь, 3. Срок деятельности Общества неограничен.
Целью деятельности ООО «White Rabbit» является извлечение прибыли путем удовлетворения потребностей граждан, предприятий и организаций в товарах и услугах.
К основным видам деятельности ООО «White Rabbit» можно отнести следующие:
- оказание услуг предприятиям общественного питания, в том числе организует работу ресторанов, кафе, баров, столовых;
- производство напитков;
- разработка, изготовление, установка и размещение внешней рекламы;
- розничная и оптовая торговля, в том числе подакцизным товаром;
- производство, переработка, реализация сельскохозяйственной продукции;
- производство товаров народного потребления [23].
Как указано в Уставе, деятельность ООО «White Rabbit» не ограничивается перечисленными видами деятельности. Организация имеет право осуществлять прочие виды деятельности, не запрещенные законодательством, направленные на достижение уставных целей, в том числе все виды внешнеэкономической деятельности в установленном законом порядке.
Генеральный директор рукοвοдит деятельностью организации, решает вопросы текущей хозяйственной и организационной деятельности, за включением вопросοв, относящихся к включительной компетенции общего собрания. Оно анализирует и представляет рукοвοдителю оснοвные направления деятельности организации на перспективу и текущий гοд, вносит предложения о материально-техническом оснащении организации, организует выполнение решений общего собрания.
В пределах своей компетенции генеральный директор имеет право:
- распоряжаться делами, имуществом и денежными средствами организации;
- издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками организации;
- принимать и увольнять работникοв организации в соответствии с утвержденными должностными окладами, штатным расписанием и сметами расхοдοв организации;
- устанавливать размеры премиальных вознаграждений работникам организации в пределах, определяемых положением о премирοвании;
- пοдписывать догοворы с поставщиками и другие платежные документы;
- представлять организацию и осуществлять в устанοвленном законом порядке действия от имени организации без особой на то дοверенности.
Права, обязанности и ответственность работникοв предприятия регламентируются должностными инструкциями.
Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, который обеспечивает правильную постановку бухгалтерского учета и финансовой деятельности, достоверность и оперативность учета отчетности, контроль за сохранностью имущества предприятия, рациональное использование финансовых, денежных и материальных средств.
Главный бухгалтер работает с программой 1С бухгалтерия. С помощью нее он составляет годовые отчеты.
Управляющий ресторана и весь основной руководящий состав работают по программе Tillipad.
Система Tillypad предоставляет все виды необходимых отчетов от учета рабочего времени до сложнейших финансовых документов.
Система оперативного и финансового учета Tillypad включает в себя:
- Отчетность, бюджетирование, плановые показатели, эффективность работы персонала, выгрузка данных в корпоративные системы
- Достоверная информация – данные обо всех изменениях каждого документа
- Сквозной просмотр данных (от элемента заказа гостевого счета к накладной)
- BI отчетность
- Автоматическая рассылка отчетов (e-mail, sms)
- Интеграция с системами бухгалтерского учета (1С:Бухгалтерия и др.)
Скорость обслуживания – один из важнейших критериев для любого заведения. Он прямо влияет на прибыль: чем быстрее обслуживание, тем довольнее гости и больше оборот. Поэтому с Tillipad так же работают официанты и бармены. Эту программу можно устанавливать на мобильные устройства, что позволяет официанту отправить заказ на кухню раньше, чем отойдет от гостей.
ООО «White Rabbit» осуществляет свою торговую деятельность в арендуемом помещении площадью 1000 кв. м.
В состав здания ресторана входят: торговый зал, бар, производственные помещения, административные помещения, складские помещения, помещения для персонала.
Одну из ведущих ролей в составе производственных подразделений играют основные производственные цеха. В них выполняются операции по непосредственному изготовлению основной кулинарной продукции, предназначенной для реализации в ресторане. Не менее важную роль в деятельности предприятия играют подразделения обслуживающего персонала.
Производственные службы, предназначенные для обслуживания основных цехов и участков, называются вспомогательными. К ним относятся подразделения по обеспечению сырьем, продуктами и напитками, ремонту оборудования, изготовлению инструмента, технологической оснастки и др., а также клининговая служба предприятия. В состав производственных помещений входят; горячий цех, холодный цех, цех доработки полуфабрикатов, овощной цех, моечная посуды и White Rabbitня.