Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торгового предприятия ОАО «Компания «М-Видео»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента розничной организации и обеспечение его устойчивости

1.1 Сущность и содержание розничной организации

1.2 Виды управления товарным ассортиментом на предприятии

Глава 2. Анализ формирования товарного ассортимента розничной организации и обеспечения его устойчивости на примере ОАО «Компания «М-Видео»»

2.1Организационно-экономическая характеристика организации розничной торговли на примере ОАО «Компания «М-Видео»»

2.2 Анализ финансово - хозяйственной деятельности организации ОАО «Компания «М-Видео»»

2.3 Анализ и оценка формирования товарного ассортимента розничной организации ОАО «Компании «М - Видео»» и обеспечения его устойчивости

Глава 3. Повышение эффективности формирования товарного ассортимента розничной организации и обеспечение его устойчивости на примере розничного магазина «М - Видео»

3.1. Мероприятия по повышению эффективности формирования товарного ассортимента и обеспечение его устойчивости на примере розничного магазина «М - Видео»

3.2 Обоснование эффективности предложенных мероприятий для магазина «М - Видео»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Розничная торговля является одной из важнейших сфер обеспечения населения жизненно важными товарами. На предприятиях розничной тор­говли завершается процесс кругооборота средств, вложенных изначально в производство, происходит превращение товарной формы стоимости в денеж­ную и создается экономическая основа для возобновления производства то­варов. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изме­нения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры тор­говли.

В условиях функционирования в рыночной экономике у розничных пред­приятий возникает постоянная потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициати­вы и предпринимательства. Высокий уровень конкуренции предъявляет все новые требования к формированию и обеспечению устойчивости ассорти­мента торговых розничных организаций.

Цель данной работы - повышение эффективности управления и обеспе­чения устойчивости ассортимента розничной организации.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента в розничной организации;

- выполнить анализ формирования товарного ассортимента и обеспечения его устойчивости на примере розничной организации ОАО «Компания «М - Видео»»;

- выявить и обосновать мероприятия по повышению эффективности фор­мирования и обеспечения устойчивости ассортимента в розничной организа­ции ОАО «Компания «М - Видео»».

Объект данного исследования - формирование ассортимента и обеспече­ние его устойчивости.

Предмет исследования - особенности организации ассортиментной поли­тики и обеспечение устойчивости ассортимента в розничном предприятии ОАО «Компания «М-Видео»».

На основе всего выше отмеченного стоит обозначить структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими основами формирования ассортимента и обеспечения его устойчивости. Осо­бое внимание уделяется самому понятию розничной торговли, а также поня­тиям «формирование ассортимента», «обеспечение устойчивости ассорти­мента». Также, будут рассмотрены основные показатели и методы расчёта эффективности формирования товарного ассортимента и его устойчивости.


Во второй главе рассматриваются вопросы, связанные с анализом форми­рования товарного ассортимента розничной организации и обеспечения его устойчивости на примере розничной организации ОАО «Компания «М- Видео»».

В третьей главе будут предложены меры по повышению эффективности формирования товарного ассортимента розничной организации и обеспече­ние его устойчивости на примере ОАО «Компания «М - Видео»».

Глава 1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента розничной организации и обеспечение его устойчивости

1.1 Сущность и содержание розничной организации

Розничная торговля является завершающим уровнем канала распределе­ния потребительских товаров. Розничная торговля представляет собой все виды предпринимательской деятельности по продаже товаров и услуг непо­средственно конечным потребителям для их личного, а не производственного потребления.

Согласно Федерального Закона «Об основах государственного регулиро­вания торговой деятельности в Российской Федерации» розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не свя­занных с осуществлением предпринимательской деятельности

Филип Котлер в своей книге «Маркетинг менеджмент» определяет роз­ничную организацию как любую коммерческую организацию, основная часть прибыли которой образуется за счет розничных продаж. Любая органи­зация, работающая с конечными потребителями, будь то производитель, оптовик или розничный продавец, ведет розничную торговлю. При этом не имеет значения, как именно продаются товары или услуги (лично, по почте, по телефону, через торговый автомат или Интернет) и где это происходит (в магазине, на улице, на дому у потребителя)[1].

Торговая сфера сегодня — один из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. К середине первого десятилетия нового века сразу более десятка торговых компаний преодолели по объему годовой чи­стой выручки миллиардный рубеж в долларовом исчислении, а оборот от­дельных крупных магазинов стал сопоставим с объемами производства со­лидных промышленных предприятий.


Сфера торговли оказывает возрастающее влияние на другие отрасли, ра­ботающие по всей цепи товародвижения, включая закупщиков, дистрибью­торов и производителей.

В текущем столетии темпы роста розничной торговли в России в 1,5 раза опережали темпы роста валового внутреннего продукта. При этом розничная торговля растет быстрее, чем реальные доходы населения, которые ежегодно повышались на 10-11%. Оборот розничной торговли в 2008 г. на 8,0% боль­ше, чем за соответствующий период предыдущего года. Этому способство­вал прирост финансовых активов граждан России: поданным ЦБ России, в 2008 г. объем банковских вкладов населения составил 261,1 млрд руб. на де­позитных счетах и 5479 млрд руб. — на корреспондентских счетах. Эти дан­ные позволяют сделать вывод о наличии объективных условий для дальней­шего развития розничной торговли в стране[2]

По прогнозам аналитиков, рост оборота розничной торговли в России не опустится ниже 10% как минимум до 2017 г. — в связи с наличием перспек­тив развития данного сектора.

В ходе одного из круглых столов на Сочинском инвестиционном форуме глава ведомства Антон Силуанов отметил, что за семь месяцев текущего года общее число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей вы­росло до 3 млн 549 тыс человек, а за период после вступления в силу законов, оптимизирующих процедуру регистрации бизнеса, то есть с мая по июль, ко­личество зарегистрированных ИП по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличилось на 41,21 тысяч, что составляет 44,4% роста числа ин­дивидуальных предпринимателей.

В настоящее время в России действуют пять основных форматов рознич­ной торговли, принятых компаниями, специализирующимися в основном на продаже продуктов питания.

Таблица 1

Основные форматы розничной торговли в России

Формат

Высота помещения

Требования к отделке

Логистика потоков

Гипермаркет

5-7 м. (обусловлена необходимостью организации вторых и третьих ярусов стеллажей для хранения товарных запасов)

Средние

Отличная транспортная доступность, большая парковка

Супермаркет

3,5*5 м (необходима для создания комфортной атмосферы)

Высокие

Хорошая транспортная доступность, наличие парковки, наличие пешеходных потоков

Дискаунтер

2,5-3,5 м (стандартная высота торговых помещений среднего класса)

Ниже среднего

Большие пешеходные потоки, наличие парковки

Магазину

дома

2,5-3,5 м (стандартная высота торговых помещений среднего класса)

Средние

Проходное место, наличие парковки не принципиально


Описывая форматы стоит отметить, что гипермаркеты и мелкооп­товые предприятия розничной торговли cash & carry, предложенные запад­ными сетями, работают в среднем и экономичном сегментах рынков, но бо­лее демократичны по сравнению с супермаркетами. Экономичный супермар­кет делится на категории по ценовому признаку или дополняется новым ви­дом магазина - «у дома». Магазин «у дома» представляет собой продоволь­ственный розничный магазин, который расположен в удобном месте, имеет удлиненный рабочий день, в нем реализуется ограниченный ассортимент то­варов повседневного спроса. Дискаунтеры привлекают потребителей не только с низким уровнем дохода, как было раньше, но и со средним и высо­ким доходом, подстраиваясь под актуальные нужды потребителей. Новые форматы объединяет использование таких приемов организации торговли и сбыта, как самообслуживание потребителей, предложение смешанного ас­сортимента товаров, объединение в сети под едиными торговыми марками, использование эффекта сетевой организации[3].

В основе данной классификации лежат следующие критерии: ассорти­мент, форма торгового обслуживания, цена, расположение, атмосфера, про­движение и целевая группа потребителей. О таком важном критерии, как ас­сортимент подробнее будет рассказано во втором параграфе ниже.

1.2 Виды управления товарным ассортиментом на предприятии

Особенности организации управления ассортиментом на современном предприятии позволяют говорить о двух его основных видах: традиционный менеджмент и категорийный менеджмент. С точки зрения традиционного подхода к правлению товарным ассортиментом, данный процесс направлен на выполнение требований рациональности ассортимента. Основными этапами данного процесса являются:

  1. Установление требований к рациональности ассортимента;
  2. Определение ассортиментной политики;
  3. Организация и формирование ассортимента[4].

Требования к рациональности ассортимента устанавливаются исходя из необходимости максимального удовлетворения потребностей покупателей. Для выявления таких потребностей и способов их удовлетворения проводится маркетинговое исследование потребителей с использованием методов опроса или наблюдения. Также фирма сама может формировать спрос, реализуя стратегию активного маркетинга путем проведения активных рекламных компаний, выставок – продаж, презентаций.


Ассортиментная политика с точки зрения традиционного подхода к управлению ассортиментом представляет собой деятельность в области формирования ассортимента продукции, которая зависит от потребностей рынка, финансового состояния и целей деятельности предприятия. Ассортиментная политика является ключевым инструментом конкурентной стратегии организации, определяющей принципы формирования ассортимента.

Основными направлениями формирования ассортимента являются: сокращение, расширение, углубление, обновление, совершенствование, гармонизация ассортимента. Данные направления тесно связаны между собой и формируются под влиянием различных факторов. Так, например, причинами сокращения ассортимента являются снижение спроса, недостаточность предложения, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных товаров. Расширение ассортимента, напротив, осуществляется в условиях растущего спроса, высокой рентабельности производства, внедрения новых товаров на рынок.

Углубление ассортимента осуществляется в условиях высокой насыщенности рынка, при необходимости снизить риски при введении новых товаров на рынок, а также при выводе новых товаров, реализуемых под уже известными торговыми марками.

Необходимость в стабилизации товарного ассортимента возникает достаточно редко, и в основном характерна для пищевых продуктов повседневного спроса. В этом случае в ассортимент включается набор товаров, которые характеризуются высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

При обновлении ассортимента увеличиваются показатели новизны набора товаров, в то время как при совершенствовании ассортимента изменяются как количественные, так и качественные характеристики набора товаров. Гармонизация ассортимента осуществляется с целью его приведения в соответствие с лучшими отечественными либо зарубежными аналогами.

В система категорийного менеджмента в отличие от традиционного используется более широкий подход к формированию и управлению ассортиментом организации. Это относительно новый подход к управлению товарным ассортиментом, который состоит в следующем:

1. Разделение всего ассортимента на товарные категории не обязательно в соответствии с общепринятыми группами и видами товаров, а опираясь в первую очередь на психологические аспекты совершения покупок.

2.Ответственность одного сотрудника торгового предприятия за весь цикл движения категории — от закупки до продажи.