Файл: Имущественное налогообложение банков в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности налогообложения коммерческих банков

Одним из важнейших условий для исправной работы банковской системы является развитие системы уплаты налогов организациями, занимающимися кредитными операциями. Прочие организации, занимающиеся кредитными операциями в Росссийской Федерации, а также банки сталкиваются с трудностями при налогообложении, которые во многом обусловлены неразрешенностью и противоречивостью некоторых аспектов закона о налогах[17].

Как правило, банк может выступать в 3 позициях, а именно[18]:

– В качестве самостоятельного налогоплательщика;

– В качестве налогового агента;

– В качестве посредника между государством и налогоплательщиками.

Банк обязан оплачивать несколько типов налогов местного, регионального и федерального масштаба.

Банки уплачивают налоги и сборы, предусмотренные ст. 13, 14, 15 части I Налогового Кодекса РФ[19].

Налоги федерального масштаба: НДС, НДФЛ и др., регионального масштаба: имущественный налог, транспортный налог и прочие, местные налоги: земельный налог. Рассмотрим коротко некоторые примеры данных налогов.

1. Налог на прибыль организации. Согласно налоговому законодательству РФ, этот тип налогообложения представляет собой реальную прибыль, которая остается в распоряжении банка после вычета текущих расходов[20].

2. Налог на добавленную стоимость. Стоит отметить, что по большей части банковские услуги не облагаются налогом по причине того, что банковские тарифы в основном не базируются на себестоимости, зато на них прямым образом существенно сказывается уровень рисков и конкуренции.

3. Налог на имущество организаций. Данная система налогообложения применима к банковскому имуществу, как движимому, так и недвижимому, находящемуся в собственности.

4. Земельный налог. Оплата данного налога имеет место быть только тогда, когда здание (либо здания), в котором располагается офис банка, находится в собственности банка.

Банк, являясь плательщиком налогов, в обязательном порядке обязан вести налоговый учет доходов и расходов, путем занесения перечня сделок и операций в журнал аналитического учета, в строгом соответствии с правилами бухгалтерского учета. Такой вид учета отражает каждую сделку, которую заключил или совершил банк. Сюда относятся: покупка и продажа драгоценных камней и металлов, долговые обязательства, операции хозяйственного характера, и прочие банковские операции. В аналитическом учете отражается дата совершения операции, стоимость, количество, качество или же иные показатели, необходимые для данного учета[21].


Налогообложение в свою очередь оказывает существенное влияние, как на функционирование банковской системы, так и на экономику страны в целом[22]. Налоги в силу их экономической сущности не могут носить адресный характер как инструменты, применяемые Банком России. Тем не менее, недооценивать их влияние на функционирование банковской системы страны было бы неправильным. Налоги влияют на ликвидность кредитных организаций, с их помощью можно регулировать рентабельность операций банков (делая их невыгодными для банков, например, через обложение НДС, как это происходит с рынком драгоценных металлов, или, наоборот, повышая их привлекательность), они оказывают воздействие на размер собственных средств банка, что в конечном итоге сказывается на его стабильности и устойчивости.

Российская налоговая система далека от совершенства также и в собственной законодательной базе. «Пробелами» в Налоговом кодексе злоупотребляет основная масса хозяйствующих субъектов Российской Федерации. Важна кропотливая проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, тем более в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда – задаток финансового благополучия любой страны[23].

Для достижения данной цели необходимо принятие срочных мер. В передовых российских критериях разумно было бы установить дифференцированный подход к налогообложению коммерческих банков. В частности, целенаправленно использовать меньшую ставку налога на прибыль в случае, если банк постоянно распределяет прибыль не на выплату дивидендов, а на наращивание собственного капитала, а также кредитование реального сектора экономики[24].

При оптимизации налогообложения коммерческих банков нужно не только побуждать их на финансирование компаний реального сектора экономики, но и ограничивать их в способностях по уклонению от уплаты налогов. Основываясь на вышесказанном можно прийти к выводу, что роль налогового регулирования растет в связи с необходимостью проведения мер по налоговому стимулированию, а также делает необходимым ограничение некоторых банковских операций путем создания такого порядка налогообложения данных операций, который делает их неэффективными или же труднореализуемыми[25].

Большая собираемость налогов нуждается в серьёзных преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков посодействует увеличению налоговой прибыли Российской Федерации. А это в первую очередь, ускорит процесс становления государства, положительно повлияет на совершенствования экономики.


Подводя итог, можно сделать вывод об особенной роли банков как субъектов налогообложения, специфике как налогов, как уплачиваемых банками, так и их посреднической роли, регламентированной налоговым законодательством. Следует отметить, что тема настоящего исследования очень актуальна, особенно в силу постоянного меняющегося законодательства в области налогообложения, требует внимательного и последовательного дальнейшего изучения.

2. Обложение налогом на имущество в ПАО «Сбербанк»

Краткая характеристика ПАО «Сбербанк»

Публичное акционерное общество «Сбербанк России», именуемое в дальнейшем «Банк» является кредитной организацией[26].

Банк создан с наименованиями «Акционерный коммерческий Сберегательный банк РСФСР», «Сбербанк РСФСР», в соответствии с решением общего собрания акционеров от 22 марта 1991 года.

ПАО «Сбербанк России» создано с целью привлечения временно свободных денежных средств населения и предприятий, а также их эффективного размещения на условиях возвратности, платности, срочности, как в интересах вкладчиков Банка, так и в интересах развития народного хозяйства.

Деятельность ПАО «Сбербанк России» регулируется и контролируется Собранием акционеров, а в промежутках между собраниями - Советом банка. Исполнительным органом банка является Совет директоров, состоящий из Президента, 15-ти членов совета директоров и 4-х вице-президентов. Основным структурным элементом системы Сбербанка России выступают - территориальные банки Сбербанка России. Они могут иметь филиалы, отделения, операционные офисы, агентства. Возглавляются территориальные банки Сбербанка России Председателями, назначенными президентом, а отделения банков - Управляющими, которые, в свою очередь, назначаются Председателями территориальных банков.

Организационная структура Банка представлена на рисунке 1.

Банк осуществляет следующие полный спектр банковских операций, а именно: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие, ведение банковских счетов физических и юридических лиц; расчеты по поручению физических и юридических лиц; инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; куплю-продажу иностранной валюты в наличной, безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдачу банковских гарантий; переводы денежных средств по поручениям физических, а также прочие операции, осуществление которых позволяет действующая лицензия Банка России на осуществление банковских операций.


Ревизионная комиссия

Общее собрание акционеров

Комитеты Наблюдательного совета:

- комитет по аудиту

- комитет по кадрам и вознаграждениям

- комитет по стратегическому планированию

Наблюдательный совет

Комитеты при Правлении Банка:

- комитет по корпоративному бизнесу

- комитет по предоставлению кредитов и инвестиций

- комитет по проблемным активам

- комитет по розничному бизнесу

- комитет по розничному кредитованию

- комитет по управлению активами и пассивами

- комитет по реализации Стратегии развития Банка

- комитет по процессам и технологиям

- комитет по вопросам управления персоналом

Правление Банка

Президент

Председатель Правления

Подразделения центрального аппарата

Территориальные банки

Зарубежные подразделения

Коллегия Банка

Рисунок 1. Организационная структура ПАО «Сбербанк России»

Банк вправе осуществлять обслуживание экспортно-импортных операций клиентов с применением различных финансовых инструментов, принятых в международной банковской практике[27].

Банк осуществляет операции с платежными картами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Банком России.

Банк помимо банковских операций осуществляет следующие сделки: выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг.

Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях и в иностранной валюте в соответствии с федеральными законами, регулирующими данные направления деятельности Банка.

Банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами[28].


Банк имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами, в том числе брокерскую, дилерскую, депозитарную.

Не менее 50 % голосующих акций плюс одна голосующая акция Банка (контрольный пакет) принадлежит Банку России.

Документальное оформление имущественных налогов

Формы первичных документов для целей налогообложения налогом на имущество организаций действующим законодательством не установлены, поэтому в качестве первичных учетных документов налогового учета на практике используются первичные учетные документы бухгалтерского учета[29]. Все хозяйственные операции, в том числе и данные налогового учета по налогу на имущество, первоначально фиксируются в первичных учетных документах, а затем обобщаются в аналитических регистрах налогового учета.

Для учета основных средств в организациях действуют следующие унифицированные формы первичной учетной документации:

Форма ОС-1 – «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме здании, сооружений)»,

ОС-1а - «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»,

ОС-1б – «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений»,

Форма ОС-3 – «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов»,

Форма ОС-4 – «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»,

Форма ОС-4а – «Акт о списании автотранспортных средств»,

ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»,

Форма ОС-6 – Инвентарная карточка учета основных средств (для зданий и сооружений),

ОС-6а – «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств»,

ОС-6б – «Инвентарная книга учета объектов основных средств».

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Декларация по налогу на имущество организаций состоит из[30]:

- титульного листа;

- раздела 1 «Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет»;