Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суть качественных методов заключается в том, когда при не достатке исходной информации или сложности ее применения и основывается на мнении экспертов.

Теперь перейдем к подробному описанию методов:

  1. Метод опроспотребителей

Так как данный метод относиться к первичному маркетинговому исследованию. Ведь потенциального покупателя интересует не только цена, но и качество товара, красота упаковки и много другое.

К методу опроса потребителей относиться такие виды, это:

  • анкетирование;
  • личные формализованные интервью (вопросы задает интервьюер и сам заполняетанкету);
  • глубинныеинтервью(свободное,неформализованноеобсуждениес возможностью корректировки сценарияопроса);
  • телефонные интервью (опрос проводится в ходе телефонногозвонка);
  • групповыеинтервью.

В целом метод опроса заключается в том, чтобы выяснить мнение респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом. [5]

Данный метод имеет множество положительных сторон, то есть достоинства, а именно:

  • Относительно невысокая стоимость проведения опроса при высокой информативности и достоверности полученныхданных;
  • Возможность проведения массовых исследований по унифицированной технологии;
  • Возможность применения сложных математических методов для анализа полученных данных;
  • Возможность использования визуальныхматериалов.

Однако данный метод, так же, как и все методы имеет недостатки, такие как:

  • Связанные с областью примененияметода;
  • Связанные с продолжительностью опроса, количеством иформулировкойвопросов в анкете;
    • Необходимость организации контроля качества полевыхработ.

Можно сделать вывод о данном методе такой, что метод опроса потребителей очень удобен для розничных торговых точек, так же и для компании, которые предоставляют услуги (ЖКХ, телекоммуникационные услуги и т.д.). Ведь метод говорит сам за себя, что он ориентирован на потребителей, так как большинство, а вернее все фирмы имеют цель ориентацию на потенциального потребителя.

  1. Метод опрос экспертов

В целом эти два метода похожи по функциональности и использовании приемов выявлении потребностей потенциальных покупателей.

Экспертный опрос подразумевает комплекс различных методов, приемов, техник, процедур. Во-первых, метод опроса экспертов может быть совместной илиотдельной.


В отличии с другими обликами выборочного опроса, итог экспертного опроса значительно различается от решений, создаваемых в итоге дискуссий на заседаниях комиссий, в которых может возобладать мнение авторитетных либо только «напористых» участников. Это не означает, будто личное мировоззрение определенного профессионала или заключение таковой комиссии никак не значимо. Но подходящим образом подвергнутая обработка информация, приобретенная от категории специалистов, как правило, оказывается наиболее достоверной и надежной.

Опрос экспертов представляет собой заслушивание и фиксацию в содержательной и количественной форме суждений экспертов по решаемойпроблеме. Проведение опросов является основным этапом современной работы групп экспертов. На этом этапе выполняются следующиепроцедуры:

    • решение организационно-методическихвопросов;
    • постановка задачи и предъявление вопросовэкспертам;
    • информационное обеспечение работыэкспертов.

Основными аспектами отбора специалистов считаются их компетентность и авторитетность в конкретной сфере деятельности. Исходя из этого, количество и внушительность категории респондентов при применении данного способа оценивается никак не столько количественными, насколько высококачественнымипризнаками.

В теоретическом намерении новым поворотом в осмысливании и применении способностей метода экспертного опроса считается предлагаемое в предоставленном раскладе состояние о том, будто специалист имеет возможность привлекаться в ходе социологического изучения как разработчик концепции улучшения предметной области общественного объекта. Это сознание роли профессионала дозволяет образовать подобающую функцию экспертного опроса

– функцию интеграции концепций улучшения социальных объектов.

Положительной чертой экспертного опроса считается их условная простота и используемость для разбора и моделирования фактически всех обстановок, в том количестве в критериях неполной информации. Принципиальной индивидуальностью этих способов считается вероятность предсказывать высококачественные свойства рынка, к примеру, модифицирование общественно- политического расположения на рынке либо воздействие экологий на создание и пользование тех или другихпродуктов.

К очевидным недостаткам экспертных методов относятся: возможный субъективизм мнений экспертов и ограниченность их суждений.

  1. Метод «Дельфи» (в других источникахДельфы)

Популярностью пользуется при экспертном опросе, при которой их анонимные ответы обрабатываются в течение нескольких туров и после ознакомления всех участников экспертизы с промежуточными результатами получают групповую оценку исследуемой проблемы.

Метод «Дельфи» был изобретен в 1950-1960 годы в Соединенных Штатах для прогнозирования воздействия грядущих научных исследований на методы ведения войны. Свое название приобрело из-за условной схожести своего принципа с Дельфийским Оракулом.[6]

Одной из основной необыкновенностей способа Дельфи считается независимость экспертов друг от друга, будто позволяет предупредить такие негативные моменты, как давление авторитетов, внутренние споры, стремление примкнуть к большинству. Применение Дельфи-метода практически полностью исключает социопсихологическую составляющую, в результате чего выводы будут сформированы в первую очередь на рациональных данных, а не на эмоциях участников.

К достоинствам можно отнести следующие факторы:

  • способствует выработке независимости мышления членовгруппы;
  • обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуютоценки.

Так же имеете ряд недостатков, а именно:

  • чрезмерная субъективностьоценок;
  • требует достаточно много времени и организационныхусилий.

Ожидаемый результат от метода «Дельфи», заключается в том, что согласованный список идей с их сопутствующими сильными и слабыми сторонами.

  1. Метод сценариев

Относиться так же к методам экспертных оценок, с помощью которого дается картина исследуемого объекта в будущем на базе сложившихся ситуаций. При поддержки предоставленного способа ориентируются основные цели развития объекта исследования. Он содействует исследованию решения трудности на базе раскрытия всех вероятных преград и обнаружения серьезных недостатков. Сценарии строятся не только на рассуждениях, но и на результатах технических или статистических анализов, характеристиках и показателях объекта исследования. Сценарий – описательный материал, необходимый для работы по развитию объектаисследования.[25]

Достоинством этого метода является более углубленный анализ взаимодействия различных аспектов развития ситуации.

Недостатком – слабая разработанность и методическая обеспеченность процедур согласования сценариев, а также можно отнести трудоемкость получения большого количества оценок и корректной их обработки.

  1. Метод «Мозговогоштурма»

Этот метод также применяется экспертами при анализе той или иной проблемы.

Базируется на гипотезе, будто среди огромного количества идей, суждений имеется, по меньшей мере, несколько, которые отвечают наиболее вероятному ходу будущего развития спроса. Опирается на неформальный анализ. Применяется в форме обмена мнениями специалистов о тенденциях развития спроса на товары, производимыепредприятием.

Одно из более принципиальных превосходств мозгового штурма содержится в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, при этом генерирование мыслей проистекает в критериях удобной творческойатмосферы.

Нужно отметить еще недочеты мозгового штурма, будто несомненно поможет избежать выхода в свет заморочек при решении задач способом мозгового штурма.

Из-за высокой ступени сопричастности соучастников совещания обязанность за конечный итог несут все, и ежели мысли имеется у всех, затраты времени на их обсуждение возрастает.

При слабой квалификации персонала совместной работе и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, почти все участники имеют все шансы требоватьна собственном авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

В настоящее время организации не используют данные методы по отдельности, а используют их совместно и в практике называют комбинированные методы. Что ведет к более эффективному решению проблемы или анализу ситуации напредприятии.

Рассмотрели качественные методы прогнозирования спроса, выявили достоинства и недостатки каждой из методов, что в последующем поможет определить самую эффективную из существующих.

Блок количественных методов имеет множество методов прогнозирования спроса, и в дальнейшем рассмотрим их краткую характеристику и так же выявим плюсы и минусы.

Основой количественных методов служит информация, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости, характеризующие производственную деятельность объекта управления.

Начнем разбор каждого метода в краткой характеристике, что позволит нам понять количественные методы в полной мере.

  1. Экстраполяция временного ряда

Данный метод ориентируется на проекции временного ряда на будущие периоды времени, т. е. распространение тенденций, установленных в прошлом, на будущий период.


Используя этот способ, надлежит сторониться формальной экстраполяции. Формальная экстраполяция, базируется только на выявленных количественных зависимостях, подразумевает хранение в будущем тенденции развития объекта, выявленной в прошлом. Метод формальной экстраполяции не дает точных результатов, а при долгосрочном и дальнесрочном прогнозировании может привести к ошибочным и абсурдным результатам. Прогнозная экстраполяция увязывает данные о динамике объекта прогнозирования с анализом логики его развития.[14]

Так же можно выделить достоинства, такие как простота сбора информации и расчетов, а так же возможность осуществить адаптивный прогноз, учитывающий новуюинформацию.

Ну а как же без минусов этого метода, которые звучат следующим образом, при большом периоде упреждения – недостоверность прогнозных данных, так же не учитываются уже происшедшие изменения условий прогнозного фона и в итоге, нет возможности предсказать результат при нестабильности, изменчивости условий в будущем.

  1. Метод скользящей средней

Данный метод базируется на вычислениях среднего значения прогнозируемой величины спроса за фиксированное количество периодов.

Сглаживание с помощью скользящих средних основано на том, что в средних величинах взаимно погашаются случайные отклонения. Это происходит вследствие замены первоначальных уровней временного ряда среднейарифметической величиной внутри выбранного интервала времени. Полученное значение относится к середине выбранного интервала времени (периода).

Затем период сдвигается на одно наблюдение, и расчет средней повторяется. При этом периоды определения средней берутся все время одинаковыми. Таким образом, в каждом рассматриваемом случае средняя центрирована, т.е. отнесена к серединной точке интервала сглаживания и представляет собой уровень для этойточки.

При сглаживании временного ряда скользящими средними в расчетах участвуют все уровни ряда. Чем шире интервал сглаживания, тем более плавным получается тренд. Сглаженный ряд короче первоначального на (n–1) наблюдений, где n – величина интервала сглаживания.

При больших значениях n колеблемость сглаженного ряда значительно снижается. Одновременно заметно сокращается количество наблюдений, что создает трудности.

Выбор интервала сглаживания зависит от целей исследования. При этом следует руководствоваться тем, в какой период времени происходит действие, а следовательно, и устранение влияния случайных факторов.