Файл: Инновационный проект – организационная основа инновационной деятельности. Управление инновационным риском. Организация венчурного финансирования (Разработка комплексной системы управления рисками инновационного проекта).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие инноваций и рисков инновационного проекта
Понятие инноваций и их классификация
Глава 2. Разработка комплексной системы управления рисками ООО «Съемка с воздуха»
2.1 Описание организации и инновационного проекта
2.2 Разработка комплексной системы управления рисками инновационного проекта
С целью анализа неопределенности ее необходимо разделить на внутреннюю и внешнюю. Главным источником внешней неопределенности является отсутствие информации. Это один из главных источников неопределенности для инновационного проекта, который влияет на качество прогнозирования и анализа. Помимо отсутствия информации, получение данных может быть недоступным - это еще один источник формирования неопределенности. Кроме того, для инновационных проектов следует учитывать вероятность появления факторов, которые не были ранее учтены. Еще одним важным моментом преодоления неопределенности для инновационных проектов является ограничения временных и финансовых ресурсов, в связи с которым невозможно достаточно полно оценить и проанализировать внешнюю или внутреннюю среду объекта. К факторам внешней неопределенности так же относится недостоверность или искажение информации на этапе ее сбора. Данная проблема может быть вызвана различными технологическими ограничениями, выбором неподходящего методологического подхода, искажение при передаче информации.
Внутренняя неопределенность в свою очередь связана с системой управления знаниями, их получением, формированием базы, технологий обработки информации и методов принятия решений. Источником внутренней неопределенности так же могут быть интеллектуальные ресурсы, то есть лица, от которых зависит принятие того или иного решения.
Любая инновационная деятельность вносит неопределенность в деятельность предприятия, тем самым увеличивая риски предприятия и создавая рисковые ситуации. Рисковая ситуация представляет собой отклонение результатов управляемого объекта от прогнозируемого (желаемого), чаще всего в отрицательную сторону, и ведет к неполному достижению или не достижению вообще поставленных показателей. Рисковая ситуация возникает в случае изменений внутренней и внешней среды предприятия (объекта). Рисковая ситуация в зависимости от уровня принятия решения может быть определена как рисковая ситуация низкого, среднего и высокого уровня. Рисковые ситуации на низком уровне как правило являются локальными, по которым принимаются типовые меры управления. Рисковые ситуации среднего уровня уже затрагивают различные структурные подразделения и бизнес-единицы, требующие совместного принятия решений с учетом интересов различных групп и бизнес-единиц. Управление рисков на данном уровне сильно зависит от коммуникаций и организации системы знаний на предприятии. рисковые ситуации высшего уровня принятия решений затрагивают большинство или все подразделения организации. Такие решения требуют стратегического подхода и рассчитаны на длительный срок.
Глава 2. Разработка комплексной системы управления рисками ООО «Съемка с воздуха»
2.1 Описание организации и инновационного проекта
Компания ООО «Съемка с воздуха» создана в 2014 году и предлагает современные решения для работы в различных областях с помощью беспилотных летательных аппаратов: в промышленности, в морской инфраструктуре, в гражданском секторе. Основным направлением деятельности компании является продажа и разработка беспилотных летательных аппаратов. Компания предлагает разработку индивидуальных проектов для решения конкретных задач: аэросъемка, картография, геодезия, мониторинг, маркшейдер и другие. Индивидуальные разработки самостоятельно не выполняются, компания взаимодействует с производителями беспилотников и вместе с ними разрабатывает решение для бизнеса заказчика.
Однако с момента образования, компания ведет собственные узконаправленные разработки в области беспилотного пилотирования, а именно занимается разработкой систем посадки и зарядки БПЛА.
Компания с 2015 года является резидентом «Сколково». В рамках проекта, прошедшего отбор, разрабатывается система посадки беспилотников, которая за счет своей уникальной архитектуры позволит приземляться практически всем БПЛА самолетного типа весом до 30 кг. Одним из основных конкурентных преимуществ данной разработки является возможность посадить БПЛА даже на движущуюся платформу. Данная система в большей степени ориентирована как система посадки предназначенная для кораблей, морских платформ и других объектов с малой посадочной площадью, но так же может бать настроена и применяться в любой сфере бизнеса.
В декабре 2015 года в рамках программы семинара профильных проектов участников «Сколково» компания презентовала свои инновационные проекты:
- Универсальная система точной посадки малого беспилотного воздушного судна (БВС) на корабли и морские платформы;
- Система атомного мониторинга территорий и объектов на основе технологий AeROd- точной автоматической посадки, подзарядки (смены аккумулятора) или дозаправки, малого беспилотного воздушного судна (БВС) вертикального взлета и посадки на объекты с малой посадочной площадью или без нее;
- AeroUnit: универсальная технологическая платформа для аппаратов вертикального взлета и посадки.
Летом 2016 года Компания приняла участие в первой в России выставке-шоу дронов и квадрокоптеров – MosDroneExpoShow, на которой представила свои инновационные разработки.
В настоящее время компания продолжает разработку систем посадки для мультироторных и самолетных беспилотников, а именно ориентированных на решение задачи посадки беспилотника на платформу (судно). Данная задача является довольно актуальной для рынка в связи с его ростом и ростом потребности в усовершенствовании продуктов. Довольно легкой задачей является запуск БПЛА, но решения для эффективной и безопасной посадки беспилотника продолжается. Поэтому система посадки рассматривается как один из недостающих элементов для полноценного использования БПЛА как на море, так и в других областях применения БПЛА. Для решения данной задачи Компания исследовала потребности потребителя (в настоящее время компания выбрала для себя довольно узкий рынок: МЧС и геологоразведка), а так же изучила имеющиеся системы посадки. На данный момент имеются прототипы, но полностью техническое задание не выполнено, команда работает над решением проблем с ветровыми потоками, обледенением, а так же повышением устойчивости и эффективности системы.
В то же время партнеры ООО "Съемка с воздуха" готовят к старту проекты палубных беспилотников для целей аэрофотосъемки, мониторинга и доставки грузов: Компания же в свою очередь готовит решение для посадки БПЛА на ограниченные по площади и движущиеся объекты для популярных в настоящее время моделей беспилотников. Разрабатываемые систему могут быть применены не только на кораблях, но и на других объектах, минимизирую при этом риски нанесения ущерба как окружающим, так и оборудованию.
Стоит отметить основные уникальные и конкурентные преимущества «Универсальной системы точной посадки беспилотного воздушного судна (БВС) самолетного типа на корабли, морские платформы и другие объекты с малой посадочной площадью»:
- Простота адаптации под систему для производителей БПЛА, с помощью специального модуля трансформирующего аппараты в БПЛА палубного типа;
- Универсальность механизма посадки для БПЛА всех производителей, благодаря наличию на беспилотнике разработанного модуля;
- Универсальность системы посадки для всех судов;
- Безопасность, отсутствие необходимости блокирования пространства на судне в момент посадки;
- Возможность размещения системы посадки при полном отсутствии на объекте свободных площадей;
- Исключение контактов БПЛА с объектами, способными нанести ущерб техническому состоянию - конечное положение аппарата после посадки - зависание в воздухе;
- Возможность создания мобильных вариантов системы, с аналогичной функциональностью;
- Максимальное исключение возможного нанесения ущерба судну и экипажу в случае возникновения форс-мажорной ситуации (например, посадки поврежденного беспилотника, с неизрасходованным запасом топлива);
- Минимизация рисков посадки при неблагоприятных погодных условиях (БПЛА способен повторить попытку посадки);
- Незначительное влияние на качество посадки размещение посадочной системы на судне;
- Возможность передачи управления БПЛА между операторами, находящихся на разных судах.
Еще один проект, разрабатываемый в компании - Aerod - система посадки/подзарядки для беспилотников вертикального взлета /посадки. Данная система представляет собой разработку для посадки беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета/посадки и является «базовой станцией», которая представляет собой устройство, закрепленное в подвесном состоянии на расстоянии метра от точки опоры и нескольких метрах над землей. У данной системы есть аналоги (например, CopterZone, H3Dynamics, Luftera, Karlsson.project, Boeing), но они не учитывают такое явление как «воздушная подушка» которая образуется, когда аппарат находится близко к земле. Это ухудшает точность посадки даже в закрытом помещении, при сильном же ветре задача усложняется в разы. В разработанной системе проблемы с ветровыми потоками не возникает, что позволяет избежать ошибок при посадке. Еще одним преимуществом данной базовой станции является отсутствие специальных условий для ее закрепления. Она может быть расположена в любом удобном месте за короткий промежуток времени. Корпус системы печатается на 3D принтере, при этом обладает достаточным запасом прочности и имеет небольшие размеры.
В компании не существует сфокусированной и интегрированной системы управления рисками. Более того, нет четкого стратегического видения. Компания живет интуитивно. Деятельность компании в настоящее время связана с рынком, характеризующимся большим потенциалом, высокими темпами роста и динамичностью. Рынок беспилотников в настоящее время находится на пике развития. Дроны находят свое применение практически во всех отраслях, наиболее приоритетные из которых:
- Сельское хозяйство
- Экстренные службы
- Энергетика
- Добыча полезных ископаемых
- Строительство
- Геодезия
- Транспортировка и доставка грузов
- Фото и видеосъемка
По данным J’son & Partners Consulting, в 2016 году мировой рынок БПЛА оценивается в 7,3 млрд долларов, а к 2020 году прогнозируется рост до 9,5 млрд долларов. Отечественный рынок в 2016 году составил примерно 147 млн долларов, потенциальный рост рынка к 2020 году по данным агентства составляет 224 млн долларов. Сегодня дроны активно внедряют в сегменты, обслуживаемые с помощью спутников и пилотируемых воздушных судов, все быстрее растет спрос на качественную съемку с воздуха, формируется новый стремительно развивающийся сегмент геоинформационного сервиса.
Рисунок 1 Сферы деятельности российских компаний, работающих на рынке БПЛА (Источник: Ассоциация БПЛА)
Стоит отметить важные риски и трудности, которые сдерживают финансирование данного сегмента:
- Не развитая система законодательства в области применения дронов для коммерческих целей;
- Отсутствие развитой производственной базы, способной обеспечивать массовый рынок, что приводит к высоким издержкам и соответственно высоким ценам на беспилотники;
- Беспилотные летательные аппараты относятся к категории товаров, экспорт которой запрещен в некоторых странах, в том числе и в России;
- Кроме того ряд ограничений по использованию дронов существует из-за опасения применения дронов не по назначению (вмешательство в частную или коммерческую тайну, перехват и контроль дронов).
Как упоминалось выше, в России отсутствует собственная производственная база БПЛА. Производство дронов в России скорее представляет собой следующую цепочку:
Рисунок 2 Схема производства дронов в России
При этом наибольшая доля производства приходится на военные дроны, которые в свою очередь не отличаются новизной и высокотехнологичностью, современные образцы больше демонстрируются на выставках, но не поступают в массовое производство. Не смотря на то, что за последние несколько лет появляются все новые и новые компании-стартапы, все они находятся на стадии разработок и тестирования. Среди российских компаний наиболее крупными игроками являются:
- ZALA Aero Group;
- ООО «Беспилотные системы»
- Истринский Экспериментальный Механический Завод;
- ООО «Аэрокон»;
- ООО «Специальный технологический центр»
Разрабатываемые компанией инновационные проекты прошли отбор в Сколково, компания является резидентом Сколково. На разработку проектов были получены средства от Фонда Бортникова, а так же гранты от Сколково на проведение дополнительных необходимых исследований. За счет данных средств компания провела исследование патентного ландшафта для своих проектов, которые подтвердили уникальность разработанных систем. Однако, несмотря на проведенное исследование, существует вероятность выхода на рынок ранее закрытых патентов, среди которых данное исследование не проводилось. В связи с этим возникает существенный риск – не получить патент на разработки.
Компания сотрудничает с отечественными поставщиками и производителями беспилотников. Такой диверсифицированный пул поставщиков позволяет снизить риск непоставки оборудования или срывов сроков поставки.
Финансирование: компания помимо собственных привлекает/планирует привлекать средства Фонда содействия, Фонда Сколково и других потенциальных инвесторов. Ниже представлен план финансирования на три года. Как было сказано выше, некоторые средства были уже получены и использованы.