Файл: Управление эффективностью организации гостиничного бизнеса на примере гостиницы "Чусовская".pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы эффективности деятельности гостиниц
1.1.Критерии эффективности деятельности гостиниц
1.2. Анализ эффективности хозяйственной деятельности гостиницы
Глава 2. Анализ управления эффективностью гостиницы "Чусовская"
2.1 Организационно-экономическая характеристика гостиницы "Чусовская"
Глава 3. Перспективы развития гостиницы "Чусовская".
3.1 Долгосрочные цели и стратегия развития гостиница "Чусовская"
3.2 Основные факторы риска, связанные с деятельностью гостиницы "Чусовская"
3.3 Предложения по совершенствованию эффективности деятельности гостиницы "Чусовская"
Наиболее важным соотношением является соотношение между поступлениями и активами, так как отношение поступлений к капиталовложениям является показателем эффективности управления при использовании активов с целью получения прибыли. Это более достоверный показатель, чем прибыль на капитал владельцев, при определении эффективности работы гостиницы в целом.
Глава 2. Анализ управления эффективностью гостиницы "Чусовская"
2.1 Организационно-экономическая характеристика гостиницы "Чусовская"
Наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Гостиница «Чусовская» (ОАО «Гостиница «Чусовская»).
Адрес: 618206, Пермский край, г. Чусовой, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.27
Организационно-правовая форма: Открытое акционерное общество.
Потенциальными потребителями услуг является население Чусовского муниципального района Пермского края и других городов, а также юридические и физические лица.
Оценка рынка сбыта гостиничных услуг. В настоящее время предприятия, работающие на рынке гостиничных услуг, находятся в условиях жесткой конкуренции. Конкурентами Акционерного общества являются частные гостиницы. Преимуществом ОАО «Гостиница «Чусовская» является возможность максимального заселения до 136 койко-мест в сутки. Номерной фонд общества составляет 73 номер, в том числе 3 номера класса «люкс», 35 благоустроенных номеров и 35 неблагоустроенных. ОАО «Гостиница «Чусовская» занимает лидирующее положение, осуществляя гостиничные услуги всем категориям граждан. Потребителями услуг являются как жители города, региона, края, страны так и иностранные граждане. Общество осуществляет регистрацию иностранных граждан, согласно законодательства миграционной службы.
Общество располагает площадями для сдачи в аренду нежилых благоустроенных и неблагоустроенных помещений под офисы.
Существенное влияние на спрос гостиничных услуг оказывают ряд факторов:
- гибкая система цен;
- высокий уровень конкуренции со стороны частных гостиниц.
За отчетный период, т.е. по состоянию на конец 2016 года, положение ОАО «Гостиница «Чусовская» в отрасли в целом характеризуется как не устойчивое и не стабильное.
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерской отчетности гостиницы "Чусовская"
ОАО «Гостиница «Чусовская» осуществляет гостиничные услуги, оказывает услуги по сдаче в аренду площадей под офисы. На конец отчетного периода общество имеет 35 благоустроенных номера, 3 номера класса «люкс», 35 номеров неблагоустроенных. Сдано в аренду 268,2 кв. метров.
Среднесписочная численность работников за 2016 год составила 19 человек.
Количество койко-суток составляет 6 530.
Таблица 2.1 - Данные о количестве фактически выполненных койко-сутках
Ед. изм. |
2013 г. |
2014 г. |
% к 2013 г. |
2015 г. |
% к 2014 г. |
2016 г. |
% к 2015 г. |
к/сутки |
12613 |
10302 |
82% |
8300 |
81% |
6530 |
79% |
В 2016 году фактическое количество койко-суток в сравнении с 2015 годом уменьшилось на 1770 к/ суток или на 21%.
Получено доходов от всех видов деятельности 9 380 тыс. рублей, в том числе: от продажи номерного фонда – 7 756 тыс. рублей, по аренде площадей – 1 624 тыс. рублей, прочие доходы – 2 356 тыс. руб. Расходы 11 301 тыс. рублей.
Таблица 2.2 - Основные показатели хозяйственной деятельности общества за 2015-2016 годы
тыс. руб.
Показатели |
2016г. |
2015год |
Выручка |
||
По основным видам деятельности |
9 380 |
13 268 |
По прочим видам деятельности |
2 356 |
1 242 |
Итого |
11 736 |
14 510 |
Доля выручки от основной деятельности к выручке предприятия, % |
80 |
91 |
В 2016 году произошло уменьшение выручки от основной хозяйственной деятельности общества в сравнении с 2015 годом на 3 888 тыс. рублей (-27%) по всем видам гостиничных услуг.
Показатели финансово-экономической деятельности за 2016 год. Рассмотрим бухгалтерский баланс и Отчет о результатах деятельности гостиницы "Чусовская" за 2016 г., представленные в приложении 1и 2.
Таблица 2.3 - Анализ финансовой устойчивости
Наименование показателя |
Рекомен-дуемое значение |
Формула расчета |
На начало года |
На конец отчетного периода |
Коэффициент автономии (коэффициент финансовой независимости) |
≥0,5 |
Собственный капитал / Валюта баланса |
0,97 |
0,96 |
Коэффициент задолженности (концентрации заемного капитала) |
≤0,5 |
Заемный капитал/Валюта баланса |
0,03 |
0,04 |
Коэффициент финансовой устойчивости |
>0,7 |
Собственный капитал + прочие обязательства / Валюта баланса |
0,97 |
0,96 |
Продолжение таблицы 2.3 |
||||
Коэффициент капитализации, коэффициент финансового левериджа (риска), финансовый рычаг |
≤ 1,0 |
Заемный капитал/Собственный капитал |
0,03 |
0,03 |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
>0,1 |
Собственный капитал- активы внеоборотные / Собственный капитал |
0,25 |
0,29 |
Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования |
>0,1 |
(Текущие активы - текущие пассивы) / Текущие активы |
0,9 |
0,9 |
Коэффициент финансового риска (финансового левериджа) не изменился по сравнению с прошлым годом. Показатель с большим запасом устойчивости (рекомендуемое значение ≤ 1).
Коэффициент маневренности собственного капитала увеличился с 0,25 до 0,29 с увеличением собственного капитала. Положительный момент в деятельности предприятия.
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами не изменился.
Все показатели указывают на финансовую устойчивость (коэффициенты выше рекомендуемых значений), но динамики значительной не наблюдается.
Таблица 2.4 - Анализ рентабельности
Наименование показателя |
Обозначение |
Формула расчета |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Рентабельность продаж – |
Рп |
Прибыль от продаж /Выручка от продаж |
7 |
13 |
6 |
Рентабельность затрат – рентабельность вложенных средств, % |
Род |
Прибыль от продаж /(Себестоимость + Коммерческие + Управленческие расходы) |
7 |
14 |
9 |
Рентабельность основной деятельности, % |
Р |
Прибыль от продаж / Себестоимость |
7 |
14 |
9 |
Рентабельность собственного капитала, % |
Ркап |
Прибыль до налогообложения / Собственный капитал |
5 |
6 |
4 |
Период окупаемости собственного капитала, год |
Поск |
Собственный капитал / Чистая прибыль |
30,7 |
26,8 |
34,5 |
Уменьшение рентабельности всех показателей в сравнении с 2015 годом объясняется снижением прибыли за счет уменьшения выручки от оказанных услуг.
Таблица 2.5 - Анализ ликвидности
Показатель |
Рекомен-дуемое значение |
Расчет (по данным баланса) |
На начало года |
На конец отчетного периода |
Коэффициент текущей (общей) ликвидности |
>2 |
(А1+А2+А3)/(П1+П2) |
9 |
13 |
Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности |
>0,5 |
(А1+А2)/(П1+П2) |
4,3 |
6,6 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
>0,2 |
А1/(П1+П2) |
3,2 |
5,4 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
>0,1 |
(П4-А4) /(А1+А2+А3) |
0,9 |
0,9 |
Предприятие может погасить кредиторскую задолженность в кратчайший срок. Показатели на начало года 3,2 и на конец года 5,4 имеют значения выше рекомендуемых (0,1 - 0,7) .
Коэффициент быстрой ликвидности увеличился с 4,3 до 6,6 из-за снижения кредиторской задолженности.
Уменьшение запасов привело к увеличению коэффициента общей ликвидности с 9 до 13.
Увеличение коэффициентов ликвидности объясняется снижением кредиторской задолженности.
Финансовый результат работы общества за 2016 год – чистая прибыль 295 тыс. рублей, что на 82 тыс. рублей меньше чем в 2015 году.
ФОТ за 2015 год 3 127 тыс. руб. Среднемесячная заработная плата работников составила 13 716 рублей.
В течение 2016г. общество своевременно осуществляло платежи в бюджет и во внебюджетные фонды.
Сведения о состоянии чистых активов общества.
Уставный капитал общества на 01.01.2016 года составлял 7 592 тыс. руб.
Уставный капитал общества на 01.01.2017 года составил 7 592 тыс. руб.
Стоимость чистых активов на 01.01.2016 года составляла 10 108 тыс. руб.
Стоимость чистых активов на 01.01.2017 года составила 10 163 тыс. руб.
Увеличение стоимости чистых активов в отчетном году на 55 тыс. руб.
Чистые активы превышают уставный капитал ОАО «Гостиница «Чусовская» на 2 571 тыс. рублей.
За отчетный период, т.е. по состоянию на конец 2016 года, положение ОАО «Гостиница «Чусовская» в отрасли в целом характеризуется как не устойчивое и не стабильное.
Глава 3. Перспективы развития гостиницы "Чусовская".
3.1 Долгосрочные цели и стратегия развития гостиница "Чусовская"
Главной стратегической целью общества является сохранение лидирующего положения на рынке гостиничных услуг, а также выход на межсубъектный уровень проживания граждан РФ и других стран. Для достижения поставленных целей планируется решение следующих задач:
- расширение спектра оказываемых услуг;
- повышение качества оказываемых услуг и доступности для населения города и района;
- обеспечение приспособлений общества к постоянно изменяющейся окружающей маркетинговой среде.
- улучшение интерьера и комфорта как самой гостиницы так и номерного фонда.
3.2 Основные факторы риска, связанные с деятельностью гостиницы "Чусовская"
Основными рисками, связанными с деятельностью общества являются:
внутренние:
- высокий процент износа номерного фонда, который может привести к снижению объемов заселения, конкурентоспособности.
- снижение платежеспособности арендаторов в связи с экономической ситуацией в стране.
внешние:
- снижение спроса, связанные со спадом экономической активности на обслуживаемой территории (проблема моногорода) и низкой платежеспособностью населения;
- отсутствие полноценной законодательной базы, регулирующей и стимулирующей здоровую конкуренцию на рынке гостиничных услуг;
- увеличение налогового бремени на частный бизнес.
отраслевые риски
Для ОАО «Гостиница «Чусовская», как достаточно крупного в районном масштабе гостиничного предприятия, осуществляющего хозяйственную деятельность присущи известные риски, аналогичные для большинства гостиничных компаний, сходных по внутренним факторам и условиям внешней среды.
Риски, связанные с влиянием состояния отрасли на деятельность компании.
К наиболее значимым отраслевым рискам на внешнем и внутреннем рынках следует отнести:
- наличие большого количества конкурентов на рынке гостиничных услуг;
- снижение спроса на услуги;
- низкую платежеспособность ряда потребителей.