Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (1. НОТАРИАТ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что на данный момент нотариат является одной из важнейших и традиционных основ правовой системы Российской Федерации. Именно нотариат обеспечивает конституционное право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, на защиту их прав и законных интересов от имени государства. Следовательно, государственные органы власти обладают полномочиями контроля в сфере нотариальной деятельности.

На практике возникали и возникают случаи, когда полномочия одного государственного органа, надзирающего за деятельностью нотариата, противоречат либо дублируются с полномочиями другого контролирующего органа. Урегулирование полномочий государственных органов по контролю предполагает эффективную координацию деятельности как контролирующих органов, так и нотариата.

Целью данной курсовой работы является исследование правового регулирования осуществления контроля в сфере нотариальной деятельности.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

    • определить место нотариата и органов, совершающих нотариальные действия в правовой системе Российской Федерации;
    • рассмотреть нотариальные действия в качестве объекта контроля;
    • рассмотреть формы и виды контроля за нотариальной деятельностью;
    • рассмотреть основания и виды ответственности нотариусов;
    • рассмотреть основания и порядок освобождения нотариусов от должности.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении контроля в сфере нотариальной деятельности.

Предметом исследования является правовое регулирование осуществления контроля в сфере нотариальной деятельности.

Нормативную основу исследования составило действующее законодательство Российской Федерации в области регулирования контроля в сфере нотариальной деятельности.

Следует отметить, что научная разработанность вопросов правового регулирования контроля в сфере нотариальной деятельности недостаточна. Научные труды посвящены в основном общим положениям организации нотариата.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных и нормативных источников и перечня электронных ресурсов.

В первой главе "Нотариат в правовой системе Российской Федерации" рассматривается место нотариата в правовой системе Российской Федерации, его роль, определяется правовой статус нотариата в качестве объекта контроля.


Во второй главе "Виды контроля за профессиональной деятельностью нотариусов" исследованы процедуры осуществления различных форм контроля за деятельностью нотариусов в Российской Федерации.

В третьей главе "Ответственность нотариусов" рассмотрены виды ответственности и их различия для нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой, а также причины и порядок освобождения нотариусов от исполнения своих обязанностей.

В заключении сформулированы выводы по исследуемой теме.

1. НОТАРИАТ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Нотариат и органы, совершающие нотариальные действия, как объекты контроля

Вопрос о месте нотариата в правовой системе Российской Федерации и в системе гражданской юрисдикции весьма значим и актуален. Здесь высказываются самые различные точки зрения. Для понимания данного вопроса важно принять во внимание следующее. Система нотариата независимо от способа своей организации является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности. Является частью государственной системы.

В современных условиях место нотариата определяется как органа, наделенного публичной властью и входящего в систему гражданской юрисдикции. Гражданская юрисдикция — это деятельность всех органов, которые наделены полномочиями по решению юридических дел спорного и бесспорного характера в сфере гражданского оборота. При этом важным признаком таких органов является то, что их деятельность происходит в рамках процедурно-процессуальных форм различной степени сложности.

Нотариат разделяют на государственный и частный. Также выделяют органы, совершающие нотариальные действия в случае отсутствия в местности нотариальной конторы — органы местного самоуправления, а так же консульские учреждения, которые действуют за пределами Российской Федерации. Соотношение частного нотариата с государственным несоизмеримо. В некоторых субъектах Российской Федерации количество государственных нотариальных контор незначительно, а в других они и вовсе отсутствуют.


На сегодняшний день нотариальные действия требуют системного контроля со стороны налоговой службы, органов юстиции и суда. Любые проверки деятельности нотариуса не должны мешать нормальной работе нотариальной конторы, но при этом должны быть оперативными, прозрачными, эффективными и осуществляться в рамках закона.

Определение контроля не закреплено в законодательстве Российской Федерации, но в ряде научных работ заслуженных деятелей науки можно найти данное определение. Контроль — это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

Контроль характеризуется следующими признаками:

    • между контролирующим органом и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности и подведомственности.
    • объектом контроля является законность и целесообразность деятельности нотариуса. Закон, как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, следовательно, необходим строгий контроль за законностью и целесообразностью контролируемых действий.
    • контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.
    • в определенных случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

В законодательстве Российской Федерации о нотариате предусмотрены различные формы контроля за деятельностью нотариусов:

    • профессиональный контроль;
    • контроль налоговых органов и органов, взимающих обязательные платежи;
    • контроль, осуществляемый органами следствия и прокуратуры;
    • судебный контроль.

Контроль за нотариальной деятельностью может носить предварительный и последующий характер, так как направлен не только на поиск уже допущенных ошибок, но и на профилактику их в будущем. Например, налоговый, судебный и контроль органов уголовной юстиции имеют, в основном, последующий характер и направлен на обнаружение нарушений законодательства с целью применения установленных законом санкций.

Без сомнения, каждый из видов контроля за нотариальной деятельностью имеет свои особенности. Это зависит от характера деятельности контролирующего органа, от стоящих перед ним задач и полномочий. Например, основной задачей профессионального контроля является помощь нотариусам в применении законодательства с ориентацией на единую нотариальную практику из-за отсутствия многих необходимых нормативно-правовых актов. Контроль, осуществляемый иными органами, носит эпизодический характер и связан с конкретным гражданским или уголовным делом, в котором ставится вопрос о правомерности действий нотариуса.


2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ

2.1 Профессиональный контроль

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Основ законодательства о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют Министерство юстиции России и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты субъектов Российской Федерации. В рамках реформирования института нотариата предусматривается усиление контроля за деятельностью частнопрактикующих нотариусов, наделив правом по осуществлению такого контроля не только нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации, но и территориальные органы Министерства юстиции России.

Результаты профессионального контроля за деятельностью нотариусов не только характеризуют деятельность каждого нотариуса, но и важны для определения типичных ошибок, совершаемых нотариусами, для установления причин, приводящих к возникновению таких ошибок, для распространения положительного опыта нотариусов и для конкретизации форм содействия развитию профессиональной нотариальной деятельности.

К сожалению, Основы законодательства о нотариате не конкретизируют содержание и объем контроля. Однако исходя из буквального толкования положений Основ законодательства о нотариате, представляется, что профессиональный контроль за деятельностью нотариуса имеет целью обеспечить проверку исполнения нотариусом всех его полномочий, вытекающих из профессиональных обязанностей, за исключением проверки законности совершения или отказа в совершении нотариальных действий.

Составной частью профессионального контроля за деятельностью нотариуса является контроль за осуществлением нотариального делопроизводства. В отношении нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, такой контроль осуществляется Министерством юстиции России и его территориальными органами, а в отношении частнопрактикующих нотариусов в соответствии со ст. 9 Основ законодательства о нотариате и п. 5 Правил нотариального делопроизводства контроль отнесен к совместному ведению территориальных органов юстиции и нотариальных палат субъектов Российской Федерации.


Основы законодательства о нотариате устанавливают периодичность проведения проверки организации работы нотариуса: один раз в четыре года. При этом первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями. Вместе с тем субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать иные сроки проведения таких проверок.

При проведении проверки нотариусы обязаны представлять проверяющим лицам сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Кроме того, на основании ст. 28 Основ законодательства о нотариате нотариальная палата может истребовать у частнопрактикующего нотариуса или у лица, заменяющего временно отсутствующего нотариуса, сведения о совершенных нотариальных действиях, иные документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности нотариуса, а в необходимых случаях — личные объяснения, в том числе по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики и по поводу выявленных при проверке нарушений и недостатков.

Поскольку Основы законодательства о нотариате не конкретизируют порядок проведения проверки деятельности нотариуса, для оказания практической помощи нотариальным палатам субъектов Российской Федерации Федеральной нотариальной палатой были подготовлены и утверждены решением правления Федеральной нотариальной палаты (протокол № 04/05 от. 17.06.2005) Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей.

С учетом общих положений Основ законодательства о нотариате и п. 4 указанных Методических рекомендаций предметом контроля профессиональной деятельности нотариуса является выполнение нотариусом следующих возложенных на него законом обязанностей:

    • по наличию помещения для совершения нотариальных действий;
    • страхованию профессиональной ответственности;
    • повышению профессиональных знаний;
    • организации деятельности нотариуса и условия труда в его конторе;
    • соответствию печати нотариуса и содержащейся на ней информации установленным требованиям;
    • ведению бухгалтерской и статической отчетности, правильности взысканного нотариального тарифа на основании документов, подтверждающих расчеты нотариуса с физическими и юридическими лицами;
    • правильности и своевременности уплаты членских взносов, налогов и иных обязательных платежей;
    • ведению нотариального делопроизводства и содержанию архива;
    • ведению реестра нотариальных действий;
    • соблюдению тайны нотариальных действий;
    • выполнению требований устава нотариальной палаты, решений собраний членов нотариальной палаты и правления нотариальной палаты, кодекса профессиональной этики нотариусов Российской Федерации;
    • рассмотрению обращений, запросов и жалоб, поступавших в адрес нотариуса;
    • выполнению других обязанностей нотариуса.