Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (1. НОТАРИАТ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. НОТАРИАТ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Нотариат и органы, совершающие нотариальные действия, как объекты контроля
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ
2.2 Контроль налоговых органов
2.3 Контроль органов уголовной юстиции
3.1 Основания и виды ответственности
3.2 Обязательное страхование деятельности частнопрактикующих нотариусов
Вместе с тем не может быть предметом контроля профессиональной деятельности нотариуса со стороны нотариальных палат проверка законности совершенных нотариусом нотариальных действий в силу того, что нотариус при совершении нотариальных действий независим и руководствуется только нормами законодательных актов Российской Федерации.
Для проведения проверок профессиональной деятельности нотариусов нотариальные палаты формируют комиссии. При осуществлении контроля за нотариальным делопроизводством такие комиссии формируются совместно территориальным органом юстиции и нотариальной палатой.
Согласно Методическим рекомендациям проверки профессиональной деятельности подразделяются на плановые, внеплановые и повторные. Вместе с тем необходимо отметить, что Основы законодательства о нотариате предусматривают возможность проведения только плановой проверки. Ни о какой внеплановой или повторной проверке организации деятельности нотариуса в ст. 34 Основ законодательства о нотариате не упоминается. О возможности проведения внеплановой проверки говорится в п. 203 Правил нотариального делопроизводства, но лишь в отношении проверки исполнения нотариусом указанных Правил.
В ходе проведения плановой проверки осуществляется проверка всех вопросов организации деятельности нотариуса. Такие проверки проводятся в соответствии с графиками, которые ежегодно утверждаются локальными нормативными актами нотариальных палат субъектов Российской Федерации.
Основанием для проведения внеплановой проверки исполнения нотариусом Правил нотариального делопроизводства являются поступившие в территориальный орган юстиции или в нотариальную палату заявления, жалобы, письма или иные обращения граждан и организаций, содержащие сведения о нарушении нотариусом Правил нотариального делопроизводства. Решение о проведении внеплановой проверки принимается территориальным органом юстиции и нотариальной палатой. Нотариус, подлежащий проверке, извещается о дате проведения проверки не позднее чем за пять рабочих дней до намеченной даты.
Результаты проверки профессиональной деятельности нотариуса оформляются актом проверки, который составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами комиссии и нотариусом, деятельность которого проверялась. По результатам проверки в отношении нотариуса, допустившего в своей деятельности нарушения законодательства, нотариальной палатой может быть принято решение об обращении в суд с иском о лишении этого нотариуса права нотариальной деятельности.
По истечении календарного года материалы проверок профессиональной деятельности нотариусов обобщаются и публикуются нотариальной палатой с анализом допущенных нарушений законодательства и причин, породивших их.
2.2 Контроль налоговых органов
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Основ законодательства о нотариате налоговые органы наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением нотариусами налогового законодательства. Налоговые органы осуществляют контроль в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В рамках такого контроля проверяется деятельность нотариусов как работающих в государственных нотариальных конторах, так и занимающихся частной практикой. При этом контроль осуществляется по направлениям, свойственным для деятельности всех нотариусов, и по направлениям, вытекающим из специфики деятельности частнопрактикующих нотариусов и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.
Так, налоговые органы контролируют исполнение и своевременность исполнения всеми нотариусами возложенной на них в силу п. 6 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по сообщению в налоговый орган сведений о выдаче ими свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения не позднее пяти дней со дня совершения соответствующего нотариального действия.
На основании ст. 333.42 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы осуществляют постоянный контроль за правильностью исчисления и уплаты государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. Если при оплате нотариального действия нотариус предоставил льготы, то должностное лицо, осуществляющее проверку, контролирует также правомерность их предоставления.
В отношении частнопрактикующих нотариусов налоговые органы осуществляют контроль за своевременностью и правильностью уплаты налога на доходы с физических лиц. При этом налоговые органы проверяют книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, которые обязаны вести нотариусы, и представляемые нотариусами налоговые декларации о доходах (п. 1 ст. 23 НК РФ). При этом проверяется не только своевременность подачи книг и деклараций, но и правильность ведения этих книг и определения декларируемых доходов. Контролируют налоговые органы и своевременность исполнения частнопрактикующими нотариусами возложенной на них в соответствии с п. 3 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по сообщению в налоговый орган по месту своего жительства об открытии или закрытии счетов, предназначенных для осуществления нотариальной деятельности. Такая информация должна передаваться в налоговый орган в течение семи дней со дня открытия или закрытия указанных счетов. Помимо этого контролирующие органы проверяют правильность и своевременность исчисления, удержания и перечисления нотариусом налога на доходы работников, если таковые у нотариуса имеются (ст. 226 НК РФ).
Контроль за соблюдением нотариусами законодательства о налогах и сборах Российской Федерации налоговые органы осуществляют путем проведения камеральных и выездных проверок.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, документов, представленных нотариусом, и документов о деятельности нотариуса, имеющихся у налогового органа. Срок проведения такой проверки составляет три месяца со дня представления нотариусом налоговой декларации. Камеральная проверка проводится в помещении налогового органа его должностными лицами в соответствии со своими служебными обязанностями. Для проведения проверки не требуется специального решения руководителя налогового органа.
Для выяснения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов проводится выездная проверка. Основанием проведения является решение, принятое руководителем или заместителем руководителя налогового органа. Выездная проверка проводится в нотариальной конторе, но, если у нотариуса нет возможности предоставить помещение для ее проведения, то она может быть проведена по месту нахождения налогового органа. В рамках выездной проверки проверяется деятельность нотариуса за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проведения выездной проверки не должен превышать двух месяцев, однако в исключительных случаях он может быть продлен до шести месяцев. При проведении выездной проверки допускается выемка документов у нотариуса, если у проверяющих должностных лиц будет достаточно оснований полагать, что эти документы свидетельствуют о совершенном правонарушении и что они могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Такие документы также могут быть истребованы должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, не только у нотариуса, но и у третьих лиц, располагающих этими документами.
Налоговые органы не в праве проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Но в определенных случаях закон разрешает проводить повторную выездную проверку — вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Также повторная выездная проверка может быть осуществлена налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления нотариусом уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Такая проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа и в ее рамках проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Результаты выездной проверки оформляются в виде справки о проведенной выездной проверке и акта налоговой проверки. Акт должен быть составлен и при выявлении нарушения нотариусом законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки. Акт подписывается должностным лицом, проводившим проверку, и нотариусом, в отношении которого она проводилась. Если нотариус не согласен с фактами, выводами и предложениями, изложенными проверяющим в акте, он вправе представить в налоговый орган письменные возражения и документы, подтверждающие их обоснованность.
2.3 Контроль органов уголовной юстиции
Юридическая значимость деятельности частных нотариусов определяет степень их ответственности и тяжесть возможных последствий для граждан, юридических лиц, общества и государства в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 202 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 1 данной статьи уголовная ответственность наступает в случае использования частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам собственной деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Согласно ч. 2 указанной статьи уголовная ответственность наступает за тоже деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица либо совершенное неоднократно.
Рассмотрим состав злоупотребления полномочиями частными нотариусами более подробно.
Состав данного преступления — материальный, следовательно, в качестве обязательного признака объективная сторона включает в себя наступление общественно опасного последствия в виде существенного вреда интересам потерпевшего.
Существенность вреда, наступившего в результате совершения данного преступления в каждом конкретном случае определяется органами предварительного следствия и суда в зависимости от числа потерпевших, тяжести причиненного им морального, физического или имущественного вреда, степени отрицательного влияния на нормальную работу предприятия, характера и размера понесенного им ущерба и других обстоятельств.
Объектом преступления является установленный государством порядок совершения нотариальных действий.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и целями — извлечение выгоды и преимущества для себя или других либо нанесение вреда другим лицам. Виновный должен сознавать, что использует свои полномочия вопреки задачам своей деятельности и желать совершить их именно таким образом. Отношение субъекта деяния к причинению существенного вреда также охватывается его сознанием и волей, но отношение это не оказывает решающего влияния на определение формы и вида вины, так как в этом последствии реализуется ущерб дополнительному объекту.
Под извлечением выгод для себя или других лиц следует понимать желание получить имущественную выгоду либо избежать материальных затрат, скрыть обстоятельства, исключающие возможность занятия частной нотариальной деятельностью, скрыть материальный ущерб, причиненный в результате некомпетентного осуществления нотариальных действий; стремление извлечь выгоду неимущественного характера, например, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и пр.
Под другими лицами следует понимать не только родственников, близких, знакомых и деловых партнеров, но и любых других лиц, в извлечении выгод и преимуществ для которых заинтересован частнопрактикующий нотариус.
Субъект преступления — специальный. Им может быть только частнопрактикующий нотариус.
На практике встречаются случаи, когда частного нотариуса привлекают не к уголовной ответственности по рассмотренной выше статье, а к гражданско-правовой, которая подлежит доказыванию в уголовном процессе. Например, нотариальное удостоверение подложных документов, в случае несоблюдения нотариусом правил исполнения нотариальных действий (не устанавливает личность гражданина или не проверяет достоверность полномочий представителя юридического лица) — грубое нарушение правил нотариальной деятельности.
В случае совершения действий (бездействия), образующих объективную сторону рассмотренного преступления, должностными лицами органов исполнительной власти или консульских учреждений, наделенных нотариальными полномочиями, содеянное квалифицируется по ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации как злоупотребление должностными полномочиями. В данном случае должностные лица являются специальным субъектом преступления.
2.4 Судебный контроль
Нотариус при совершении нотариальных действий независим и руководствуется только законами и иными нормативно-правовыми актами. Проверять законность совершенных нотариусом нотариальных действий или отказа в их совершении и давать в связи с этим обязательные для исполнения указания вправе только органы судебной власти. Таким образом государство обеспечивает реальные гарантии независимости нотариуса при осуществлении профессиональной деятельности.