Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (1. НОТАРИАТ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. НОТАРИАТ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Нотариат и органы, совершающие нотариальные действия, как объекты контроля
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ
2.2 Контроль налоговых органов
2.3 Контроль органов уголовной юстиции
3.1 Основания и виды ответственности
3.2 Обязательное страхование деятельности частнопрактикующих нотариусов
Значение нотариата в России подчеркивается необходимостью укрепления правовых начал государственности, усиления борьбы с коррупцией.
Однако в нашей стране состояние нотариата как правового института гражданского общества, по справедливому замечанию исследователей, все еще далеко от совершенства. Проблемы нотариата оказались недостаточно осмысленными теоретически, слабо проработанными в юридическом аспекте.
В юридической литературе проблемы правовой политики государства в отношении нотариата, его современные организационно-правовые основы в контексте сравнительно-правового изучения мирового и исторического российского опыта остаются малоисследованными. Нотариальной форме защиты собственности не уделяется должного внимания.
Вместе с тем, становление российского нотариата осложняется рядом проблем, вызываемых объективными причинами и требующих своевременного разрешения. Так настоятельно встает вопрос о переходе от государственного и частного нотариата к единой системе нотариата в Российской Федерации. Необходимость этого обусловлена сложившимся в настоящее время в целом по стране численным соотношением нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах (70% и 30% соответственно), отсутствием полностью в ряде регионов государственных нотариальных контор, возрастанием значения личной имущественной ответственности лиц, осуществляющих нотариальную деятельность, отсутствием единообразного контроля над осуществлением нотариальной деятельности частнопрактикующими и государственными нотариусами.
Дальнейшее развитие нотариата неразрывно связано с усилением государственного контроля за нотариальной деятельностью. Указанную функцию целесообразно было бы возложить на органы юстиции, расширив их компетенцию за счет таких полномочий как назначение нотариуса на должность, приостановление нотариальной деятельности и освобождение нотариуса от должности при нарушении им законодательства Российской Федерации, проведение проверок, в том числе комплексных, решение вопроса о страховании профессиональной деятельности нотариусов, о проведении квалификационных экзаменов и конкурсов на замещение вакантных должностей нотариусов. Кроме того, является важным вопрос о действенности контроля за совершаемыми нотариальными действиями со стороны Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Палатами могут инициироваться проведение проверок, представление в органы юстиции обоснованных предложений по определению количества должностей, по освобождению нотариусов от должности, принятия решений по размещению должностей нотариусов, о создании нотариального партнерства, а также важно придание палатам статуса некоммерческих организаций с обязательным членством нотариусов в них.
Развитие нотариата не возможно без повышения степени ответственности нотариусов за результаты совершенных действий как за счет увеличения страховых сумм по обязательному страхованию риска профессиональной ответственности, так и за счет иного имущества нотариусов. Одним из обязательных условий осуществления нотариальной деятельности должно стать наличие у каждого нотариуса помещения для нотариальной конторы, отвечающего требованиям для приема заинтересованных лиц, хранения материалов и архива, а также периодическое повышение нотариусами профессиональной квалификации.
Одним из предметов постоянных дискуссий и тем, освещаемых средствами массовой информации, является вопрос о доходах нотариусов, в связи с чем требуется совершенствование налогового законодательства, связанного с налогообложением деятельности нотариусов. При этом должны быть учтены следующие аспекты: нотариальная деятельность не является предпринимательской; нотариус осуществляет свою деятельность на полном самофинансировании и несет материальную ответственность за совершенные нотариальные действия; размеры тарифов за совершение нотариальных действий, требующих обязательной нотариальной формы, устанавливаются законом; определение состава затрат нотариуса осуществляется применительно к порядку, установленному для налогообложения доходов физических лиц. Вместе с тем следует устранить имеющееся в настоящий момент несоответствие между наличием материальной ответственности нотариусов, обязательным страхованием риска профессиональной ответственности, предоставлением льгот по оплате нотариальных действий и невключением данных сумм в состав затрат нотариуса.
Кроме того, несмотря на то, что Конституция Российской Федерации гарантирует равенство всех граждан перед законом, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, ст. 202 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность только частных нотариусов, хотя нотариальные действия также осуществляются нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. Отнесение злоупотребления полномочиями частными нотариусами к преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях не согласуется с правовым статусом нотариуса, являющегося физическим лицом, и деятельность которого не отнесена законодательством к предпринимательской. Во избежание порождения дискуссий и различных толкований данных норм необходимо согласовать их и привести к единообразию. Предстоит немало сделать, чтобы утвердить восприятие нотариата как особой системы охраны имущественных прав, а нотариальной деятельности как особого вида осуществления публичной власти. Только после этого нотариат а России станет объектом, достойным подражания мирового сообщества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017)
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017)
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017)
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 17.04.2017)
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016)
- Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 23.04.2017) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"
- Указ Президента РФ от 05.11.1998 N 1330 (ред. от 21.08.2012) "Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации"
- Положение о Ревизионной комиссии Федеральной нотариальной палаты" (утв. решением Правления ФНП от 13.11.2010, протокол N 12/10)
- Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации"
- Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 150 (ред. от 22.12.2016) "Об утверждении Положения о квалификационной комиссии" (вместе с "Положением о квалификационной комиссии", утв. решением правления ФНП 18.05.2015, приказом Минюста России от 29.06.2015 N 150) (Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2015 N 37819)
- Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. Приказом Минюста России от 17.02.1997 N 19-01-19-97) (ред. от 29.06.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.1997 N 1268)
- Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей (утв. Решением Правления ФНП от 17.06.2005, Протокол N 04/05)
- Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (утв. Минюстом России 19.01.2016)
- Приказ Минюста России от 16.04.2014 N 78 (ред. от 21.12.2016) "Об утверждении Правил нотариального делопроизводства" (вместе с "Правилами нотариального делопроизводства", утв. решением Правления ФНП от 17.12.2012, приказом Минюста России от 16.04.2014 N 78) (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 N 32095)
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании"