Файл: Исследование практики концептуального развития ресторанного бизнеса (на примере города-курорта Геленджик) (1. Теоретические основы организации ресторанной деятельности в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо рассмотренных выше, в ресторанном бизнесе существует много и других проблем. Это проблемы с кредитованием, рентабельной недвижимостью. Решение проблем ресторанного бизнеса в МО требует комплексного внимания, как со стороны бизнеса, так и со стороны власти.

Однако, несмотря на все проблемы и угрозы ресторанному бизнесу города-курорта Геленджик, его перспективы развития весьма обширны и позитивны.

Выводы.

В результате проведённого анализа можно выделить следующие роли ресторанного бизнеса в экономике муниципального образования город-курорт Геленджик.

Ресторанный бизнес тесно взаимодействует с санаторным и гостиничным комплексами, увеличивая их привлекательность и рентабельность. А они, в свою очередь, составляют основу экономики муниципального образования. Ресторанный бизнес создаёт большое количество рабочих мест, развивая общую экономическую активность, увеличивая количество экономически-активного населения. Ресторанный бизнес создаёт условия труда для работников других отраслей и воспроизводства рабочей силы, так как удовлетворяет жизненно необходимые потребности работников в питании. Это выражается в повышении производительности труда персонала других отраслей, что, в конечном счете, наращивает объемы экономики муниципального образования. Ресторанный бизнес существенно влияет на расширение рынка товаров народного потребления, так как здесь создаются новые виды продовольственных товаров. Ресторанный бизнес экономит капитальные затраты на организацию и осуществление не домашнего приема пиши работников других отраслей, в результате чего этот капитал обслуживает множество других отраслей. Ресторанный бизнес вносит существенный вклад за счёт налоговых поступлений в бюджет города-курорта Геленджик.

Осуществление продажи товаров и услуг в соответствии с запросами потребителей, в том числе коренного населения и туристов. Удовлетворение спроса на услуги питания, отдыха и развлечения. В некоторой мере является фактором, способствующим устойчивому финансовому состоянию и денежному обращению в муниципальном образовании.

Общественное питание также является отраслью социальной сферы, качество функционирования которой, во многом, определяет не только уровень удовлетворённого спроса совокупного потребления, темпы экономической активности в муниципальном образовании, но и характер решения многих социальных проблем в рамках социальной политики муниципалитета.


В целом ресторанный бизнес принимает существенное участие в создании условий для достижения социально-экономических целей развития муниципального образования город-курорт Геленджик. Однако, несмотря на свою весомую экономическую и социальную роль, у ресторанного бизнеса Геленджика есть множество проблем, затрудняющих его развитие.

Глава 3. Пути развития ресторанного бизнеса в городе-курорте Геленджик

Исходя из выявленных проблем в ресторанном бизнесе г. Геленджик, определим пути их решения.

Применительно к ресторанному бизнесу можно выделить несколько наиболее эффективных решений, которые рекомендуется использовать комплексно в целях нивелирования проблем сезонности.

Первое, на что стоит обратить внимание ресторатору, это диверсификация спектра услуг, предоставляемых его предприятием. Относительно ресторанного бизнеса, это, конечно же, кейтеринг, проведение торжеств и корпоративов, производство еды на вынос, доставка, услуги сервировки и обслуживания мероприятий. Это делает предприятие более многофункциональным и универсальным, а значит, уменьшает риск ухода потребителей к конкурентам, из-за невозможности приобрести услугу и одновременно, расширяет круг вероятных потребителей.

Второе - формирование долгосрочных заказов. Ресторатору следует заблаговременно осуществлять поиск и заключение договоров на предоставление услуг в наиболее разгруженные месяцы работы заведения. Это, как правило, применимо в первую очередь к взаимоотношениям с корпоративными клиентами. К тому же, сезонность в сфере корпоративного обслуживания не так сильно выражена и для многих «b2b» становится островком экономической стабильности.

Третье. Работа над рекламной политикой. Изменяя рекламную политику, в зависимости от времени года, можно не только сэкономить рекламный бюджет, но и стабилизировать потребительский поток. Если летом наиболее эффективна реклама на набережной, в центре города, то зимой, работает реклама в спальных районах и коммерческих центрах.

Четвёртое. Выгодные условия покупки, сезонные акции. Умело варьируя ассортимент проводимых акций, ресторатор делает своё заведение всегда интересным и актуальным. Конечно, акции зимой нужно переориентировать с приезжих на местных жителей. Например, открывая сезон раздачи дисконтных карт, можно ещё и наработать клиентскую базу. В качестве бонуса могут выступать отсрочки платежей, бесплатная доставка товара.


Пятое. Вариация меню и услуг. В зависимости от времени года пользуются спросом различные услуги, блюда и напитки. Например, в баре летом популярны охлаждающие коктейли, зимой - согревающий горячий кофе. Тут как на фондовом рынке стоит инвестировать в то, что будет расти, и уходить оттуда, где спрос исчезает. Предвосхищая спрос можно сэкономить на закупках у поставщика, да и время для разработки ассортимента лучше выделять заранее.

Шестое. Растягивание спроса. В ресторанном бизнесе это работает, как продажа одного продукта с целью продать следующий, часто другой, преимущественно со скидкой. Например, при заказе определённого блюда клиент получает скидку на следующий заказ, или на определённый пункт меню, а покупка его соответственно даёт скидку на что-то ещё. Само «растягивание спроса» себя хорошо оправдывает. Можно увеличить количество постоянных клиентов, да и неликвидную продукцию так реализовать проще.

Седьмое. Сокращение персонала. Очень часто применяется, часто в «безвыходных» ситуациях и часто неправильно. Конечно, это мера закономерна, меньше посетителей значит меньше нужно и персонала. Но сокращение персонала должно происходить, по возможности, спланировано. Люди должны быть уверены в своём месте работы, уверены в завтрашнем дне. Это поможет сохранить квалифицированный персонал и «команду», избегать высокой текучки кадров. Чтобы правильно осуществить программу сезонных сокращений персонал изначально стоит делить на 2 части: постоянный и нанимаемый на время сезона. Каждый нанимаемый сотрудник должен знать, к какой группе он относится. Бывают трудные ситуации, когда предприятие находится во временной финансовой яме и просто не может выплатить зарплаты каким-то сотрудникам. Становится дилемма сокращения постоянного персонала. Но увольнения совершенно неэффективны, гораздо лучше немного «затянуть пояса» и перераспределить фонд заработной платы. Персонал не хуже начальства видят снижение посещаемости, и такие действия будут оправданы. Если же, увольнений не избежать, то стоит постараться отправить сотрудника в «неоплачиваемый отпуск», нежели уволить, так шансы потерять опытный персонал куда меньше. А проверенный сотрудник – стоит новых трёх.

Восьмое. Сокращение времени работы заведения. Обычно эта мера применяется совместно с сокращением персонала. В межсезонье в Геленджике вечером и ночью гораздо менее услуги заведения общественного питания, в отличие от курортного сезона, где это время почти час-пик. И это связано не только с оттоком клиентуры, но и погодными условиями, межсезонье приходится на холодное время года и люди просто меньше посещают общественные места, совершают меньше прогулок. Логичным станет сократить время работы, и количества рабочих дней, особенно это касается круглосуточных предприятий. Не стоит только забывать о крупных событиях и праздниках (Новый год, 8-е марта, 23-е февраля). Работа в «дни высокой потребительской активности» может принести прибыль, сопоставимую с таковой в дни курортного сезона.


Девятое. Любой бизнес не обходится без процессов обслуживания своего производства, системы организации. Смена оборудования, ремонт помещения, и так далее, всё это, конечно же, лучше проводить во время самого низкого спроса на услуги заведения. Таким образом, не только экономятся средства на функционировании ресторана, но и экономится время при дальнейшем обслуживании. Всё это становится неотъемлемой частью подготовки к сезонному росту. Для ресторана это означает закупить продовольствие, нанять персонал, подготовить всё к активной работе, чтобы во время сезона меньше отвлекаться на организаторскую работу и больше контролировать текущую, максимизируя отдачу от работы в курортный сезон.

Десятое. Снижение издержек, посредством смены целевой группы потребителей. Этот способ давно используется во всех видах бизнеса, и достаточно эффективен. Касательно ресторанного бизнеса, «в мёртвый сезон» заведение может, например, уменьшить количество блюд в меню, их цену, порционность, сменить целевую аудиторию, на менее обеспеченную, а значит более многочисленную. Главное, чего стоит опасаться при таком способе решения проблемы сезонности, это снижение рейтинга и ухудшение репутации заведения. Однако если умело его использовать, то негативных последствий можно избежать.

Одиннадцатое. Выходом из межсезонного кризиса для предприятий общественного питания может стать не только выпуск продуктов и услуг с обратной сезонностью. Но и ведение параллельного бизнеса с обратной сезонностью. Умело реинвестируя средства из одного бизнеса в другой, в зависимости от времени года, предприниматель становится независимым от сезонных колебаний. Что, может стать бизнесом с обратной сезонностью для Геленджика? Ответов на этот вопрос может быть несколько, но наиболее очевидными и прибыльными кажутся недвижимость и строительство. Осенью на курорте всегда начинается строительный бум, и ресторанный бизнес, заработав капитал летом, мог бы с успехом на период межсезонья инвестировать эти средства в строительную компанию или операции с недвижимостью.

И, наконец, неотъемлемый фактор успеха при ведении сезонного бизнеса – это серьезная «работа над ошибками», без проведения которой с началом нового сезона непременно вернутся старые проблемы. По прошествии сезона, даже если произойдут некоторые изменения внешних условий, любые огрехи, промахи, недочеты, не состыковки, недопонимания никуда не исчезнут. Напротив, они превратятся в своеобразные «мины» и «капканы», лишая гибкости, мобильности и многократно усиливая риски. Но наградой за скрупулезное выявление зон наименьшей устойчивости станет последующая часть работы, которая именуется «оттачиванием мастерства». Устранение же ошибок и реорганизации в разгар сезона – это простои, недовольные клиенты, потерянные деньги и, в итоге, проигрыш в конкурентной борьбе[42].


С целью разрешения кадровой проблемы необходимо обратится к общероссийскому и международному опыту.

В этом направлении сейчас предпринимаются самые разные шаги. Сильнейшая школа и система тренингов как официантов, так и директоров ресторанов существует в рамках того же «Росинтера». «Воспитанники» компании «Росинтер» продолжают свои успешные карьеры и за рамками компании, являясь наиболее привлекательными кандидатами на управленческие позиции в конкурирующих сетях. Вчерашний директор ресторана может возглавить концепцию, заняться развитием одного из региональных направлений или, например, предпочесть открытие новой ресторанной концепции[43].

«Веста-Центр Интернэшнл», по словам директора компании по развитию Андрея Озоля, развивает специальную школу для суши-специалистов: «Обучением сушистов занимаются японские профессионалы, которые специально для этого приглашены нашей ассоциацией». Упоминавшийся выше Олег Бухаров создал и развивает школу сомелье.

Ведётся работа в этом направлении и в самом Геленджике. Для решения кадровой проблемы ресторанного бизнеса в Геленджике, Некоммерческое Партнерство «Курорт Геленджик» проводит активную работу по организации и проведению обучающих программ, мастер - классов, тренингов, помогающих поднять уровень обслуживания в Геленджике. Для проведения семинаров приглашаются лучшие специалисты в курортной сфере. Некоммерческое Партнерство «Курорт Геленджик» разработало специальные программы повышения квалификации барменов, официантов, горничных, администраторов и продавцов. Эта организация тесно сотрудничает с центром кондитерского искусства А. Коркунова, в обучении по изготовлению тортов, пирожных, десертов, карамели и выпечки. Также проводит переговоры и заключает договора с учебными заведениями и трудовыми агентствами края, по обеспечению подготовленными кадрами предприятий туриндустрии. Некоммерческое Партнерство «Курорт Геленджик» оказывает рекрутинговые услуги и осуществляет подбор квалифицированного персонала, специалистов среднего звена.

Используются самые эффективные способы набора сотрудников: сотрудничество с профессиональными учебными заведениями; продвижение информационного блока через самые востребованные средства массовой рекламы – телевидение, журналы и газеты; интернет технологии.

Также есть чему поучиться и у ближайших соседей. Хорошим примером станет Российский производитель игристых вин «Абрау-Дюрсо». «Абрау-Дюрсо», Реймская академия региона Шампань-Арденна и Московский финансово-промышленный университет Университет подписали соглашение об открытии в России Института гастрономического мастерства, гостиничного и ресторанного дела «Абрау-Дюрсо». Специализированное учебное заведение европейского уровня начнет обучение тонкостям индустрии гостеприимства уже в сентябре текущего года. Первыми образовательными программами заведения станут: «Управляющий гостиницей», «Шеф-повар», « Управляющий рестораном», «Шеф виноделия / Сомелье».