Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы страха
1.1.Определение страха и причины его появления
1.2.Классификация страхов, детерминанты страха
1.3.Проявление страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
2.1. Программа коррекционной работы с детскими страхами.
2.2. Методики и методы исследования страхов у детей дошкольного возраста
2.3. Результаты исследования влияния коррекционной работы психолога совместно с родителями
I комплекс игр. |
1 |
«Пятнашки» Служит разминкой к последующим играм 3 модификации с 2-х лет |
Устранить или уменьшить торможение или страх при внезапном воздействии, а также страхи нападения и наказания со стороны взрослых. |
2 |
«Жмурки» С усложнениями С 3-х лет |
Устранить страхи внезапного воздействия. А также страхи темноты и замкнутого пространства. |
3 |
«Прятки» С усложнениями С 1-го года |
Страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. |
4 |
«Кто первый» с 2-х лет С усложнениями С 4-х лет |
Снятие страха неожиданного воздействия, тренировки процессов внимания и торможения. |
5 |
«Быстрые ответы» с 5-и лет |
Снять торможение, возникающие при внезапных вопросах, развить сообразительность, смекалку, поверить в себя, стать более уверенным перед лицом опасности. |
II комплекс из 4-х игр. |
«Противоборство» для мальчиков. |
Подавление в себе страха, развитие уверенных и точных действий. |
1 |
«Поединок» |
Развитие решимости и быстрого действия, преодоление болезненных ощущений, страха боли уколов. |
2 |
«Стрельба из лука» |
Чувство облегчения – разрядку эмоционального напряжения от страха неожиданного воздействия, страхи боли уколов. |
3 |
«Сражение» Желательно с родителями |
Ослабить напряженность во взаимоотношениях. |
4 |
«Противоборство» с работой |
Развитие самообладания, отсутствия страхов. |
III комплекс с несколькими семьями. |
1 |
«Мяч в кругу» |
Снять торможения, возникающие при необходимости быстро отвечать в большой группе людей. |
2 |
«Проникновение и выход из круга» |
Устранить страх замкнутого пространства. |
3 |
«Сжатие» |
Устранить страх замкнутого пространства. |
4 |
«Пролезание» |
Преодоление страха замкнутого пространства и нападения. |
5 |
«Автобус» |
Преодоление страха замкнутого пространства в транспорте. |
6 |
«Коридор» |
Преодоление страха замкнутого пространства, страха нападения животных, боли, неожиданного воздействия. |
IV комплекс |
1 |
«Футбол» |
Устранение страхов внезапного воздействия, боли, замкнутого пространства (из плотного окружения). |
2 |
«Регби» |
3 |
«Кочки» |
Преодоление страхов глубины, чудовищ, живущих в болоте. |
4 |
«Восхождение» |
Устранение страха высоты, страха (ожидания) землетрясения. |
Вывод:
Таким образом, в работе с детьми при устранении страхов, необходимо придавать большое значение взаимоотношения родителей и детей. Они существенным образом сказываются на процессе устранения страха. Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь самим родителям. Только после этого имеет смысл проведение коррекционных занятий с детьми.
2.2. Методики и методы исследования страхов у детей дошкольного возраста
Способ раскрытия страхов у детей с поддержкою рисунков проводится с целью понять интересы, пристрастия детей, индивидуальности их характера, переживаний и внутреннего мира ребёнка.
Ребятам предполагалось рисовать на темы: «В ДОУ», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится ужасное, либо что я боюсь днём», «Что было со мной самое нехорошее либо самое хорошее», «Кем я хочу стать».
Поначалу ребятам было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации энтузиазма к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросила принести собственные картинки, чтоб некоторые из их представить в классе. На первых 2-ух предварительных упражнениях было предложено ребятам темы избрать самим. Дети рисовали: медведя, машинки, деревья, лес, людей и т.д.
После предварительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Эти занятия велись 2 раза в неделю и затрагивали 1 либо 2 темы[18].
При анализе рисунков отметим, что рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только детский сад и воспитателя; другие рисовали только своих сверстников; третьи же рисовали только себя в центре внимания.
Таблица 2
Исследование страхов с помощью рисунков.
Мало друзей среди |
Нет друзей среди |
сам ребенок |
сверстников |
сверстников |
20% |
45% |
35% |
В рисунках на тему «В ДОУ» наиболее принципиальное то, как малыш взаимно располагает фигуры ровесников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у каких на рисунке оказывается мало ровесников либо они отсутствуют совершенно это дети с невротическими реакциями. Это еще отражает трудности взаимопонимания с ровесниками. То же самое относится к рисункам на тему «На улице, во дворе». Если в рисунке малыша не достаточно сверстников, то это показывает на затруднения в приобретении дружественных, стабильных контактов и излишнюю опёку в семье.
Рисунки на тему «Семья». Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок.
Таблица 3
Исследование страхов с помощью рисунков.
Ребёнок ближе к |
родителями |
маме или к папе |
35% |
65% |
В данных рисунках имеет огромный смысл распорядок и родственность месторасположения фигур, и в особенности пространство малыша. Если ребёнок рисует себя между родителями - свидетельствует о привязанности к обоим родителям, если поблизости к 1 из них - проявленная привычка к 1 родителю. В конце концов, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности 1 и та же расцветка тела, указывает на огромную степень отождествления с ним по показателю пола.
Картинки на тему «Что мне снится ужасное или что я опасаюсь днём». Перед детьми ставится цель показать более яркий ужас. Какой конкретно ребятам не объясняется, любой малыш обязан выбрать его сам[19].
Таблица 4
Исследование страхов с помощью рисунков.
Нарисовали |
страх |
страх |
30% |
70% |
Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.
Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во - первых, то, что задание задаёт воспитатель, ребёнок которому доверяет. Во - вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого воспитателя.
Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере. Выявил скрытые детские страхи.
Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.)[20].
Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.
Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, учитель даёт инструкцию следующего содержания:
Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе.
Таблица 5
Протокол выявления тревожности у детей.
Имя: Роман Возраст: 7 лет
Высказывание |
Выбор |