Файл: Распределение ролей и ответственности участников команды управления корпоративным проектом.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 837
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования команды проекта
1.1. Назначение и виды проектных команд
1.2. Принципы и методы формирования команды проекта
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ ПРОЕКТА НА ПРИМЕРЕ ООО «КОН»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.3. Состав команды проекта. Распределение ролей и ответственности в команде проекта
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ ПРОЕКТА
2.3. Состав команды проекта. Распределение ролей и ответственности в команде проекта
Этапы формирования команды проекта представлены в таблице 9.
Таблица 9
Этапы формирования команды проекта[66]
Стадия формирования команды проекта |
Описание |
Ответственный |
1. Анализ требуемых ресурсов |
Определить набор требований к квалификации и профессиональным качествам персонала, необходимым для выполнения проекта. |
Менеджер проекта |
2. Анализ имеющихся ресурсов (исполнителей) |
Отобразить требования, полученные на предыдущем шаге, к текущему состоянию персонала. |
Менеджер проекта совместно с руководством компании |
3. Выработка решений для заполнения вакантных ролей |
Заключение необходимых контрактов или перераспределение ресурсов. |
|
4. Планирование работы команды |
Познакомить членов команды |
Менеджер проекта |
Менеджером проекта является директор ООО «КОН».
Матрица ответственности членов команды проекта представлена в таблице 10.
Список условных обозначений, которые символизируют те или иные аспекты деятельности по осуществлению функций управления, следующий: Я - единоличное решение и персональная ответственность за решение той или иной задачи (с подписью); ! - персональная ответственность за решение той или иной задачи при коллегиальной форме принятия решений (с подписью); Р - участие в коллегиальном решении данной задачи без права подписи; П - планирование; О - организация; К - контроль; Х - координация совместных усилий участников процесса; А – активизация; С - согласование, визирование; Т - исполнительство; М - подготовка предложений; + - расчетные операции, необходимые для осуществления функции (задачи); - в работе не участвует.
Таблица 10
Матрица ответственности членов команды проекта[67]
Наименование/ содержание работы |
Специалисты консалтингового агентства |
Директор ООО «КОН» |
Управляющие студиями |
Бухгалтер |
Специалисты строительной компании |
Представители фирмы-поставщика оборудования |
Вспомогательные рабочие |
Составление бизнес-плана |
О |
!РКХА |
- |
РПМ |
- |
- |
- |
Аренда помещений |
- |
Я!ПОКАС |
- |
РСМ+ |
- |
- |
- |
Заключение договора со строительной компанией о ремонте и отделке помещений |
- |
Я!ПОКАС |
- |
РСМ+ |
СМ |
- |
- |
Заключение договора с поставщиком оборудования. Приобретение оборудования |
- |
Я!ПОКАС |
РПОКХАМ |
РСМ+ |
СМ |
СМ |
- |
Ремонтные и отделочные работы |
- |
КСХ |
!ЯКХАС |
СК |
ПОХСТ |
- |
Т |
Приемка ремонтных и отделочных работ |
- |
КСМ |
!К |
СК |
С |
- |
- |
Установка торгового оборудования |
- |
С |
!ПОКХА |
С |
- |
ПОСТ |
Т |
Приемка работ по установке торгового оборудования |
- |
КСМ |
!К |
СК |
- |
С |
- |
Найм персонала |
- |
КСМ |
!ПКХА |
СМ |
- |
- |
- |
Установка оргтехники |
- |
К |
!ПОКАСМ |
+М |
- |
- |
Т |
Установка внешних указателей, рекламы |
- |
К |
!ПОКАСМ |
+М |
- |
- |
Т |
Открытие магазина-студии |
Я |
!ПОКАСМ |
М |
- |
- |
- |
Кроме работников ООО «КОН» в реализации проекта будут принимать участие привлеченные работники: представители консалтинговой компании (разработка бизнес-плана), представители строительной компании (ремонтные и отделочные работы), представители поставщика торгового оборудования (поставка оборудования, сборка, установка).
Стратегии формирования команды проекта включают в себя совокупности целей, объединенных в ряд направлений, характеристики которых представлены в таблице 11.
Таблица 11
Стратегии формирования команды проекта[68]
Стратегия |
Содержание стратегии |
1 |
2 |
Подбор специалистов |
Этап определяет в значительной степени успешность работы команды и включает: 1. определение формальных требований (образование, опыт, специальные навыки). Формальные требования характеризуются тем, что они могут быть довольно точно измерены. 2. определение индивидуально-психологических требований, которые учитывают как специфику деятельности, так и особенности людей, с которыми предстоит взаимодействовать новому сотруднику. 3. проведение предварительного конкурса рекомендации и резюме и собеседование проведение оценки претендентов на базе психодиагностических методик, профессионального тестирования и методов ситуативной диагностики |
Адаптация |
Содержит в себе цели и средства, позволяющие члену команды в совпадающий с испытательным сроком промежуток времени освоить свои обязанности, стандарты деятельности и поведения и выйти на приемлемый уровень эффективности деятельности в команде проекта. На завершающем этапе адаптационного периода проводятся контрольные процедуры, позволяющие оценить, насколько сотрудник освоил свое рабочее место, и принять решение об окончании испытательного срока. |
Кадровый мониторинг |
Предполагает проведение аттестации и планирования карьеры. Позволяет руководству проекта получить несколько результатов: «будоражащий» эффект; возможность объективно оценить персонал; получить информацию о том, какие характеристики сотрудников являются наиболее проблемными; поставить перед сотрудником цели на профессиональное и личностное развитие; сообщение сотрудникам о возможностях по развитию их карьеры, в том числе за счет придания новых функций и повышения ответственности |
Продолжение таблицы 11
1 |
2 |
Обучение и развитие |
Предполагается различие между повышением профессиональной квалификации (обучение) и совершенствованием личностных характеристик (развитие). В данной стратегии значимость личностных характеристик, благоприятствующих реализации профессиональных задач, существенно выше значимости уровня квалификации, поскольку индивидуально-психологические характеристики могут радикально блокировать эффективность профессиональной деятельности. Стратегия обучения и развития формируется по результатам оценивания на этапе подбора специалистов. В проекте используются два варианта обучения и развития: 1) постоянно обновляемая система инструктажей, которые реализуются внутренними ресурсами команды проекта; 2) совокупность краткосрочных обучающих программ. |
Мотивация и стимулирование |
Стратегия направлена на то, чтобы члены команды испытывали желание интенсивно и результативно работать именно в этой команде. Выделяются следующие связанные между собой мотивационные подсистемы материального и нематериального стимулирования, связанные с: результатами деятельности; стабильностью стилевых характеристик деятельности и соответствием поведения ценностям команды проекта; статусом |
Обеспечение взаимодействия |
Стратегия направлена на достижение ясности и отчетливости в стандартах взаимодействия сотрудников в интересах достижения командой проекта своих целей. В рамках этой стратегии достигаются цели согласованных стилей управления, постановки задач, обязательных стандартов коммуникации и взаимной поддержки |
Стабилизация персонала |
Предназначение — стабилизировать и сохранить наиболее полезных и лояльных сотрудников, костяк команды проекта, ориентированный на долгосрочную и эффективную работу |
Разработчики проекта понимали, что для успешного осуществления их проекта необходимо набрать именно команду, а не просто группу людей, работающих под одной крышей, поэтому при отборе кандидатов на вакантные должности обращали внимание не только на профессиональные навыки кандидатов, но и на их психологические особенности.
Для того, чтобы точно знать, какой человек лучше всех подойдет на определенную должность, были составлены должностные инструкции для соответствующих должностей. Также им совместно с психологом были разработаны бланки анкет для заполнения претендентами на вакантные позиции на проводимых собеседованиях.
Собеседования строились по схеме: заполнение анкеты; краткий рассказ о проекте – интервью с претендентом. Проведение собеседования таким образом (сначала анкета, затем беседа) значительно упрощает работу по подбору персонала. Всем соискателям выдается типовой бланк, на котором все вопросы систематизированы в определенном порядке. После того, как бланки заполнены соискателями, рекрутеру остается лишь сравнить характеристики каждого претендента и в интервью уточнить какие-либо детали, которые по тем или иным причинам остались за рамками анкетного опроса.
Ключевыми позициями для данного проекта являются: руководитель компании, руководитель проекта – управляющий студией, проектный офис и спонсор проекта. Основные характеристики и иерархическое соотнесение этих позиций иллюстрируют таблица 12 и рисунок 7.
Таблица 12
Характеристика позиций при управлении проектом[69]
Позиция |
Области административного управления и отчетности |
Персонал и |
1 |
2 |
3 |
Спонсор проекта – учредители ООО «КОН» |
Получение любой отчетности по проекту (где находится последний отчет по статусу проекта). |
Утверждение распределения ролей и ответственности. |
Руководитель - директор ООО «КОН» |
Расчет бюджета проекта, внесение изменений в бюджет. Расчет трудозатрат. Определение показателей проекта, которые необходимо отслеживать. Определение процедур разрешения конфликта ресурсов. Оценка результатов расчет прибыли и премии сотрудников. |
Представительство на высшем уровне – собрании учредителей. Комплектация проектных групп: функциональные и интеллектуальные роли участников. Сыгровка команды проекта: руководство и лидерство, мотивация, конфликтные ситуации. Взаимодействие с контрагентами внутри и вне организации. Управление доступом к информации. |
Продолжение таблицы 12
1 |
2 |
3 |
Менеджер проекта - управляющий студией |
Знание, от кого и в какой форме можно получить задания. Знание, что сделать, если задания накладываются по срокам; приоритеты выполнения заданий. Знание формы отчетности. Понимание, перед кем и в какой форме ставить вопрос о необходимости пересмотра объема и сроков выполнения работ. |
Взаимодействие внутри проектной группы, позиционирование, распределение функциональных и командных ролей. Взаимодействие внутри функционального подразделения. Понимание, что считать проблемой и кому сообщать о |
Проектный офис – администрация ООО «КОН» |
Открытие / закрытие проекта. Формирование планового фонда рабочего времени, процедуры начисления оплаты и премий. Фиксация проектных затрат. Формирование отчетности. |
Ведение архива. Организация собраний и совещаний (протокол собраний и совещаний). |
Руководитель - директор ООО «КОН»
Директор планируемой к открытию студии – менеджер проекта
Спонсор проекта – учредители ООО «КОН»
Команда проекта
Проектный офис
Рис. 7. Организационная структура проекта[70]
Как видно из рисунка 7, специфика проектной деятельности связана с двойным подчинением сотрудников: они сохраняют подчинение директору ООО «КОН» (например, главный бухгалтер), в тоже время функционально на период проекта подчиняются менеджеру проекта. Такое разделение приводит к необходимости решения целого ряда задач в области административного управления и управления персоналом.
В связи с этим необходимо определить, кого из сотрудников ООО «КОН» делегировать на проект, понять за счет каких временных и организационных ресурсов это будет сделано, освободить его от ряда текущих задач, перераспределить эти задачи внутри подразделения, информировать сотрудников о проекте, скомплектовать проектную группу, позиционировать ее участников, организовать коммуникацию внутри нее и между этой группой и другими контрагентами внутри и вне организации, простроить непротиворечивую систему мотивации и оплаты труда.
Таким образом, по результатам второй главы работы можно сделать следующие выводы. Проект предполагает открытие сети студий детского творчества «Золотые ручки». Цель проекта: совмещение творческого процесса с бизнесом открывает неограниченные возможности в создании новых творческих подразделений, которые позволяют работать в режиме положительной рентабельности.
Заказчик проекта: учредители ООО «КОН». Исполнитель проекта: команда проекта, образованная из работников ООО «КОН» и привлеченных специалистов. Потребитель проекта: частные лица, нуждающиеся в услуге по развитию творческих способностей детей.
Определены ресурсы, необходимые для реализации проекта, разработан его производственный план и рассчитана экономическая эффективность. Расчет показали, что проект окупается на втором году реализации.
Этапы формирования команды проекта следующие: 1) анализ требуемых исполнителей проекта; 2) анализ имеющихся исполнителей проекта; 3) разработка решений по заполнению вакантных ролей; 4) планирование работы команды проекта. Менеджером проекта является управляющий студии детского творчества. Кроме работников ООО «КОН» в реализации проекта будут принимать участие привлеченные работники: представители консалтинговой компании (разработка бизнес-плана), представители строительной компании (ремонт помещений и отделочные работы), представители поставщика торгового оборудования (поставка оборудования, сборка, установка).