Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
Примеры положительной эмоциональности при рукопожатии:
- Оба партнёра протягивают руку вперёд и прямо, кисть продолжает линию руки. Это рукопожатие характерно для встречи двух равных людей, испытывающих друг к другу взаимоуважение и взаимопонимание. Если рукопожатие пролонгировано (наряду с улыбкой), то это знак дружелюбия и доверия.
- Когда партнер при протягивании руки увлекает корпус вперёд, это означает, что он заинтересован в общении и расположен к партнёру. Так же свидетельствуют, если при этом с вами, расположенности к вам. Открытые ладони (и энергичное потирание ладоней) указывают о проявлении положительных эмоций. Стоит обратить внимание на ладони, например, партнер с открытыми к нам ладонями говорят о том, что он проявляет склонность к доверию и - наоборот. Поза скрещенных рук или ног отображает барьер для собеседника и говорит о скованности, напряженности и выжидательности. Рукопожатия свидетельствуют как о положительной, так и отрицательной эмоциональности.
- Рукопожатие прямой рукой (не согнутой в локте) считается признаком неуважения к партнёру. Этот жест показывает неравенство партнёра и желание сохранить между ним и собой дистанцию.
- Безразличие к собеседнику выражается коротким и вялым рукопожатием (при наличии сухих ладоней). Длительное рукопожатие при влажных ладонях признак сильного волнения. Излишне долгое задерживание руки партнёра в своей, вызывает у того неприятные чувства вплоть до раздражения.
- Рукопожатие, при котором корпус остается прямым, а голова приподнимается вверх (задран подбородок), говорит о том, что партнёр относится к собеседнику высокомерно (свысока).
Человек находится в состоянии положительной эмоциональности, когда настоящие итоги (результаты) деятельности согласуются с ожидаемыми, например, чувство гордости и удовлетворения при похвале. Состояние диссонанса, наоборот, субъективно переживается как внутренний дискомфорт, от которого человек инстинктивно стремится избавиться. Об этих состояниях красноречиво говорят невербальные движения всего тела и его частей.
Проявление отрицательной эмоциональности:
Движения телом – привычные жесты (кивки, наклоны головы, движения туловища, рук и ног) раскроют то, что человек попытается скрыть. Определить эмоциональное состояние помогает невербальная информация, полученная от сигналов остальных частей тела (руки, пальцы, ладони, плечи, ноги, поза, глаза, голос), а также наблюдение за внешностью (внешний вид, одежда, причёска) и проявлением органических физиологических функций (запах, температура и т.д.).
Различные примеры проявления отрицательных эмоций:
- Пальцы рук сцеплены - разочарование и желание скрыть отрицательное отношение к теме разговора. Кончики пальцев, слегка прикусанные зубами (жест потребности в одобрении и поддержке).
- Собеседник закрывает рот рукой (несколькими пальцами, ладонью или кулаком) – он понимает, что вы лжёте.
- Собеседник при разговоре почёсывает и потирает шею – он в сомнении и неуверенности.
- Собеседник дотрагивается до лба, подбородка, потирает виски, закрывает лицо руками – знак, что он в данный момент не в настроении вести беседу.
- Поза ног, когда ступни повёрнуты носками друг к другу или ноги находятся в скрещенной позиции или положены друг на друга, а нога при этом направлена от собеседника – проявление торможения или нетерпения.
- Покачивание головы сбоку набок - сдерживаемое желание убежать.
- Появление на лбу появление вертикальных складок (хмурит лоб).
- Приподнятые плечи (втянутая в плечи голова) – жест отрицательный, что-то собеседнику не нравится.
- Глаза («зеркало души») - тот канал, через который можно получить максимум информации. Движение глазами – красноречивая характеристика внутреннего состояния человека. Прямо смотрят люди правдивые, лжецы избегают прямого взгляда, поэтому отвод глаз в сторону ярко свидетельствует о том, что собеседник что-то скрывает;
- Внешность – важно отметить рост, цвет кожи, волос, особенности фигуры. Внешний вид (стиль и имидж) – визитная карточка человека. Детали внешнего вида: одежда, причёска, макияж, аксессуары, подскажут о возрасте, принадлежности человека к субкультуре, положении в обществе, род занятий и хобби.
- Функции организма – строго индивидуальны: дыхание, температура организма, артериальное давление, цвет кожи, пульс, запах - все вышеперечисленные параметры способны говорить о мыслительных процессах и поведении собеседника, так как подобная симптоматика является отчетливым сигналом самочувствия и эмоциональной реакции человека.
- Среда. Место жительства (архитектура, интерьер, размер жилых помещений, тип освещения, температура в помещении, детали обстановки) может рассказать об особенностях характера и об отношениях с другими людьми.
- Прикосновения (или их отсутствие) – показывают о глубине взаимных чувств. Прикосновение используется в общении для акцентирования внимания на чём-либо или чтобы показать своё превосходство. Иногда прикосновение – демонстрация превосходства.
- Голос тоже относится к языку жестов (не слова, а именно голос). Прислушиваясь к особенностям голоса, отмечая голосовые нюансы, можно получить много полезной информации. Голос может рассказать о месте рождения, возрасте, культурном уровне, расе. Тональность, высота голоса, ритм речи дополняют основные характеристики.
Телодвижения при положительных эмоциях:
- Тело приближено к партнеру. Тело в положении «сидя» слегка раскачивается (расположение к собеседнику).
- Ступни направлены к собеседнику прямо. Собеседник сидит «нога за ногу», лежащая сверху нога направлена в сторону партнёра.
- Шея расслаблена, голова слегка наклонена назад или вбок. Кивание головой, как знак понимания высказанной собеседником мысли.
Невербальная система организма помогает в считанные секунды считывать информацию о незнакомом человеке, то есть бессознательное опережает сознание. Поэтому при общении особенно важно учитывать невербальные сигналы.
2.1.3 Интернациональная жестикуляция
Считается, что если эмоциональная кинесика универсальна и интернациональна, то представители разных культур могут легко объясниться, даже не зная языка друг друга, так сказать «на пальцах». Но на практике такое единство не подтверждается. В процессе международного общения стало очевидным, что большинство жестов определены спецификой определенной культурной среды, которая не только не способствуют межкультурной коммуникации, но и затрудняет ее.
Невербальное поведение имеет особенности по национальным признакам, знать которые как интересно, так и необходимо во имя недоразумений. Известно, что представители разных национальных культур (даже никогда не связанных между собой) способны по выражению человеческого лица (экспрессия) безошибочно определять эмоциональное состояние человека (страх, боль, радость, гнев, презрение). Это доказывает генетическую врождённость основных человеческих эмоций, но на практике выясняется, что одно и то же выразительное движение у разных народностей имеет совершенно различное толкование. Например, у русских движение головой из стороны в сторону означает «нет», а у болгар наоборот - «да». Американцы, информируя об успехе, показывают колечко, образованное из соединённых большого и указательного пальцев (о, кей), но тот же жест у японцев означает деньги, у французов – ноль, у греков - знак отмашки, а у мальтийцев - это характеристика человека, извращённого в половом отношении. Поднимание бровей у немцев выражение восхищения, у англичан – скепсиса.
Знакомство с особенностями национальных жестов может значительно облегчить взаимопонимание с представителями других народов. Примеры некоторых характерных жестов европейцев.
Когда итальянец постукивает указательным пальцем по носу, то этим он предупреждает, что впереди опасность, затевается что-то противозаконное. Этот же жест у голландцев означает «Я пьян» или «Ты пьян», у англичан знак конспирации и секретности.
Интересны различия в жестах, которые приняты у нас, и которые понимаются по-другому у европейцев. Так, например, мы производим счёт, загибая пальцы начиная с мизинца, европейцы, прижимают пальцы к ладони левой руки и считают, поочерёдно выбрасывая их в сторону. Если считают обеими руками, то указательным пальцем правой руки отводят от центра ладони в сторону в первую очередь мизинец, за ним по порядку следуют остальные пальцы. При счете одной рукой, большой палец выбрасывается в сторону первым, следующий указательный и т.д.
Если в наших учебных заведениях учащиеся тянут руку вверх, в европейских школах поднимают указательный палец правой руки. В конце лекций в вузах Германии студенты благодарят преподавателя стучанием кулаком по столу. В Турции и в Греции нельзя показывать официанту два пальца - это жестокое оскорбление. [7]
2.2 Физиогномика
2.2.1. Исследование и изучение физиогномики
«Физиогномика - уменье по внешности и особенно по лицу судить о внутренних качествах человека, делать заключение о его характере»[6].
Опираясь на анализ характерных особенностей строения лица и его выражения, физиогномика определяет тип личности человека и его душевные качества.
Древнегреческий учёный Аристотель изучал проявления внутреннего состояния человека, он обобщил знания античного мира о физиогномике и создал собственную психологическую систему, которую описал в труде «Физиогномика». Аристотель систематизировал знания о связи внешности человека с его характером. Учёный утверждал, что «искусство физиогномиста требует тонкой наблюдательности и глубокого ума, а также умения анализировать». В своём труде Аристотель назвал признаки, по которым можно определить характер человека: это тип тела, фигура, цвет, волосатость, гладкость, мясистость и т.д. При определении личности человека и составлении его психологического портрета физиогномисты всего мира долго опирались на выводы Аристотеля. [15]
Физиогномику изучали многие выдающиеся умы последующих веков: римский философ Цельс, политический деятель, оратор и философ Цицерон, римский ритор Квинтилиан, восточный философ, ученый и врач Ибн-Сина, итальянский учёный-универсал Леонардо да Винчи, английский философ и политик Фрэнсис Бэкон и другие. [10]
Современные учёные в результате исследований установили, что зависимость характера человека от строения его внешнего облика (тела и лица) не нашло убедительных научных подтверждений, но было общепризнанно, что в экспрессии лица ведущую роль осуществляет центральная нервная система человека. [15]
Физиогномика – наука о лице. Лицо – ведущее средство общения, центральный канал невербальной коммуникации. Мы обращаем внимание на человека в целом, но общаемся через представительство лица. Передавая посредством лицевых мышц эмоциональный и содержательный подтекст словесного сообщения, лицо регулирует процедуру общения. Лицо – главная характеристика проявления эмоций человека. Мимика (сокращение лицевых мышц) – прежде всего вызывает различное выражение лица и сигнализирует о внутреннем состоянии человека.
Исследования Пола Экмана и Кэррола Изарда, посвящённые проблемам восприятия экспрессии, дали доказательные результаты о возможностях распознавания эмоций по мимике человека. Экман и Изард выявили наличие мимических паттернов, характерных для основных эмоций. Пол Экман установил шесть эмоций: радость, горе, отвращение – презрение, удивление, страх и гнев; Кэррол Изард - девять: интерес, удовольствие – радость, удивление, горе – страдание, отвращение, гнев, стыд, страх и презрение. Таким образом, описав мимические паттерны в терминах движения (сокращения или растяжения) определенных групп лицевых мышц, Экман и Изард независимо друг от друга определили эталоны мимических выражений ряда эмоций, отличающихся высокой степенью точности независимо от расовых, национальных, половых и культурных различий. [13]
Выражение лица особенно важно в распознавании характера человека. Улыбка (доброжелательность), нахмуренные брови, сжатые губы (нерасположенность к контакту), морщины у бровей (упорство), складки кожи на лбу (сосредоточенность), тонкие линии у рта (сдержанность).
Выражение лица относится к системе паралингвистических явлений. Паралингвистические средства (физические движения) нужны человеку для восполнения пробелов в вербальной коммуникации. Если пантомимика – это выразительные движения всего тела, то выразительные движения лица относятся к мимике. Мимика приводит в движение мышцы лица, выражающие эмоции, и бывает разнообразной в зависимости от темперамента человека. Мимика складывается из противоположных параметров: сильная – слабая, неопределённая – выразительная, непонятная – гармоничная, стереотипная – индивидуальная; с дополнением разнообразных нюансов, присущих конкретному индивиду. Положительные эмоции вызывают приятную мимику: лицевые мышцы не напряжены, на лице улыбка, уголки губ приподняты, взгляд открытый и спокойный, доброжелательный, устремлен прямо. При интересе к чему-либо или в состоянии возбуждения зрачки значительно расширены (в четыре раза по сравнению со спокойным состоянием).