Файл: Разработка регламента выполнения процесса Управление персоналом (ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным таблицы 2.7 видно, что в 2017 г. по сравнению с 2016 г. отмечается снижение удельного веса работников со стажем работы до 1 года – 1,5%, рост удельного веса работников, имеющих стаж от 1 года до 5 лет – 15,1%, несущественное снижение в удельном весе работников, имеющих стаж работы от 5 лет до 10 лет и от 15 лет и до 25 лет. Увеличение количества работников, имеющих возрастной показатель от 1 года до 5 лет, свидетельствует о том, что приветствуются молодые образованные специалисты, которые стремятся к обучению и инновациям, также есть специалисты с опытом и стажем работы.

Таким образом, в EF English First имеется потребность в трудовых ресурсах – расхождение в численности персонала с планом по состоянию на 2017 г. составляет 66 человек. Наибольшая нехватка персонала отмечается в категориях специалисты и обеспечивающие специалисты (преподаватели). Благодаря работе отдела кадров EF English First в области повышения квалификации отмечается стабильный рост персонала с высшим образованием. В гендерной структуре преобладают женщины. Отдел кадров EF English First проводит работу по омоложению кадрового состава и стремится к привлечению молодых образованных специалистов.

Формальной причиной увольнения в 100% случаев является увольнение по собственному желанию.

Основной причиной увольнения в EF English First является низкая заработная плата. Увольняется в основном персонал с высшим образованием в связи с несоответствием ожидаемой и реальной заработной платы.

Предварительную отборочную беседу с кандидатами на занятие свободных вакансий проводит начальник отдела кадров EF English First. Основными критериями при проведении предварительной отборочной беседы являются отсутствие у кандидата систематических нарушений трудовой дисциплины по прежнему месту работы и соответствие кандидата требованиям к квалификации и стажу работы.

После проведения предварительной отборочной беседы кандидатам на занятие свободных вакансий, не подошедшим по требованиям к их квалификации, стажу работы и др., отказывают в приеме на работу.

В таблице 2.8 представлен анализ показателей движения кадрового состава EF English First за 2015 – 2017 г. г.

Таблица 2.8 – Анализ показателей движения кадрового состава EF English First за 2015 – 2017 г. г.

Показатели

2015

2016

2017

Отклонение

2016 от 2015

2017 от 2016

(+/-)

%

(+/-)

%

1. Среднесписочная численность сотрудников, чел.

193

198

198

5

2,6

0

0

2. Принято сотрудников, чел.

1

5

3

4

400

-2

-40

3. Уволено по собственному желанию, чел.

3

1

2

-2

-66,6

1

100

4. Уволено в связи с окончанием работы по контракту, чел.

1

1

1

0

0

0

0

Коэффициент оборота по приему, %

0,5

2,5

1,5

2

400

-1

-40

Коэффициент оборота по выбытию, %

2,1

1,0

1,5

-1,1

-52,4

0,5

50

Коэффициент текучести кадров, %

1,55

0,5

1

-1,55

-67,7

0,5

100

Коэффициент постоянства персонала, %

97,4

96,5

96,9

-0,9

-0,9

0,4

0,4


Согласно данным таблицы 2.8, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. количество принятых сотрудников увеличилось на 4 чел., а в 2017 г. по сравнению с 2016 г. уменьшилось на 2 чел.

В основном движение персонала наблюдаются в категории специалистов, основная причина увольнения – по собственному желанию. Увольнения на основе нарушения трудовой дисциплины отсутствуют.

В 2016 г. по сравнению с 2015 г. уволено на 2 чел. меньше, а в 2017 г. по сравнению с 2016 г. количество уволенных возросло до 3 чел.

Коэффициент постоянства персонала в 2015 г. показатель достиг величины 97,4%, что на 0,9% выше показателя в 2016 г., в 2017 г. произошло увеличение на 0,4%. Коэффициент текучести кадров за анализируемый период не превышает 1,5%,

2.3 Анализ и оценка организации труда в EF English First

Оценка организации труда невозможно без анализа и оценки кадровой политики, процессов приема и увольнения, приемов управления сложными ситуации между сотрудниками компании.

К важнейшим принципам кадровой политики и управлению персоналом в EF English First относят:

1) определение общей стратегии, целей управления персоналом, формирование идеологии и принципов кадровой работы, построение системы мотивации в EF English First. Идеология кадровой работы может быть отражена в виде документа, содержащего моральные нормы в работе с кадрами EF English First, и реализовываться в повседневной работе всеми руководителями структурных подразделений EF English First, включая руководителя EF English First;

2) планирование потребности EF English First в персонале с учетом существующего кадрового состава;

3) привлечение, отбор и руководство персоналом. Для этого необходимо разработать критерии отбора персонала и оптимизировать соотношение внутреннего (перемещения внутри EF English First) и внешнего (прием новых сотрудников) привлечения персонала;

4) повышение квалификации персонала и его переподготовка. Для этого рекомендуется определить формы обучения работников при повышении квалификации;

5) построение и организация рабочего процесса, в том числе определение рабочих мест, условий труда, содержания и последовательности выполнения работ и др.

Важнейшие принципы кадровой политики EF English First и их характеристика приведены в таблице 2.9.

Таблица 2.9 - Характеристика принципов кадровой политики EF English First

Направления

Принципы

Характеристика

Принцип соблюдения правил и норм поведения

Дисциплинированность

Все работники выполняют правила внутреннего трудового распорядка, а руководитель применяет справедливые санкции к нарушителям дисциплины

Соподчиненность руководству

Единоначалие

Власть сконцентрирована в руках линейных руководителей, работник получает распоряжение и отчитывается всегда перед одним непосредственным начальником

Иерархия

Иерархичность

Присутствует разделение власти, решения принимаются по уровням управления

Обязанности и ответственность

Личная ответственность

Каждый работник EF English First точно знает свои обязанности и ответственность

Взаимозаменяемость персонала

Ротация

Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс каких-либо функций

Управление персоналом EF English First

Принцип необходимости достижения организационных целей

Отдается предпочтение интересам EF English First, отсутствуют компромиссы между администрацией и работниками

Подбор и расстановка персонала

Принцип профессиональной компетенции

Принцип практических достижений

Уровень знаний должен соответствовать требованиям должности

Требуется опыт, руководящие способности ставятся на первом месте

Оценка и аттестация персонала

Принцип оценки осуществления заданий

Проводится оценка результатов деятельности персонала

Развитие персонала

Принцип повышения квалификации

Периодически пересматриваются должностных инструкций для постоянного развития персонала


Персонал EF English First представляет собой реальные ресурсы живого труда в их количественном и качественном выражении. В целом совокупность способностей и возможностей персонала при достижении стоящих перед ним целей определяется как его потенциал. Эффективное формирование кадрового состава подразумевает выработку стратегии кадровой работы по подбору и продвижению работников, обеспечению высоких качественных показателей работников, предотвращению текучести.

Одним из показателей эффективности формирования кадрового состава является степень удовлетворенности работой. Для оценки удовлетворенности работой работников EF English First была предложена анкета, содержащая 14 пунктов, которые были оценены от 1 до 5 баллов. Анкета является стандартным тестом «Удовлетворенность работой» для изучения факторов, влияющих на мотивацию, выявляет параметры, удовлетворяющие или не удовлетворяющие сотрудников условиями работы, организацией руководства и отношениями в рабочем коллективе. Всего было опрошено 198 респондентов.

В таблице 2.10представлена удовлетворенность работой работников EF English First в 2017 г.

Таблица 2.10 – Удовлетворенность работой работников EF English First, 2017 г.

Степень удовлетворенности

чел.

%

Вполне удовлетворены

0

0

Удовлетворены

86

44

Не вполне удовлетворены

54

27

Не удовлетворены

42

21

Крайне неудовлетворены

16

8

Среднесписочная численность сотрудников

198

100

Коэффициент удовлетворенности трудом, %

44

Из 198 респондентов 86 человек удовлетворены своей работой, 54 человека не вполне удовлетворены и 42 человека не удовлетворены, 16 человек – крайне неудовлетворены.

Рассчитаем коэффициент удовлетворенности работой за 2017 г.:

Кудовл. = (86/198)*100% = 44%

Согласно произведенным расчетам видно, что коэффициент удовлетворенности работой 44%.

Итак, по результатам проведенного анализа выявлено следующее:

1. Присутствует потребность в трудовых ресурсах – расхождение в численности работников с планом по состоянию на 2017 г. – 66 человек. Наибольшая нехватка персонала отмечается в категориях специалисты и обеспечивающие специалисты, тогда как в категориях руководитель и младший обслуживающий персонал соответственно 3 человека и 0 человек.


2. Отмечается недостаточно высокий образовательный уровень – 96,5%, т. к. в штате имеются работники со средним профессиональным образованием – 3,5%. Указанные работники занимают должности в категории специалисты, обладают большим стажем работы (средний стаж работы – 25 лет и выше).

3. Сотрудники регулярно направляются на курсы повышения квалификации и переподготовки. Наибольшее количество сотрудников, повысивших уровень квалификации, отмечается в 2015 г. – 33 человека.

5. Большое внимание уделяется процедуре аттестации, отмечено увеличение аттестованных работников: в 2016 г. – 58 человек, в 2017 г. – 68 человек.

6. Движение персонала наблюдается среди специалистов, коэффициент постоянства персонала за анализируемый период высокий: 2015 г. – 97,4%, 2016 г. – 96,5%, 2017 г. – 96,9%.

EF English First является крупной организацией со множеством филиалов, сотрудники которых взаимодействуют между собой. В связи с тем, что эффективное управление персоналом подразумевает работу с персоналом, мотивацию персонала к труду, решение стрессовых ситуаций, в EF English First необходимо ввести штатную единицу психолога.

Психолог проведет исследование конфликтных ситуаций и их разрешение, а также сможет участвовать в тестировании при приеме на работу и сопровождать профессиональную деятельность сотрудников.

Таким образом, по результатам исследования регламента управления трудовыми ресурсамив EF English First можно сделать вывод, что отмечаются проблемы в процессе приема персонала на работу, поскольку не единичны случаи приема преподавателей языка, не способных работать с аудиторией. Также существуют проблемы в бизнес-процессе набора штата, в организации существует нехватка кадров, при этом кадрового резерва не существует.

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЯЗЫКОВОМ ЦЕНТРЕ EF ENGLISH FIRST

Рекомендации по совершенствованию эффективности формирования кадрового состава EF English First, а также кадровой работы, целесообразно представить в тесной взаимосвязи с основными элементами управления персоналом (набором, отбором, обучением, мотивацией и т.д.).


Автором предлагается внести изменения в бизнес-процессы:

- приема сотрудников на работу;

- формирования штата компании.

Рассмотрев бизнес-процесс приема персонала (отнесем его ко вспомогательным, поскольку он не затрагивает оказание услуги EF English First) до и после корректировки и приведения к системе «как надо».

Рассмотрев бизнес-процесс приема персонала на работу в EF English First выяснили, что кандидат проходит следующие стадии процесса:

Рисунок 3.1 – Бизнес-процесс приема персонала на работу (вспомогательный). Модель «IDF0-как есть»

- А1 - обращение в организацию;

- А2 - получение отклика от отдела кадров;

- А3 - передача в компанию резюме;

- А4 - назначение собеседования;

- А5 - собеседование;

- А 6 - прием на работу либо отказ.

Предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию эффективности труда персонала в EF English First:

1. С целью изменения бизнес-процесса приема персонала на работу и повышения эффективности вследствие этого труда персонала EF English First предлагается введение психологического тестирования на профессиональную пригодность при прохождении конкурсного отбора на вакантные места в EF English First. Для этого необходимо в бизнес-процессе скорректировать блок А5 «Собеседование» и на стадии собеседования в качестве его заключительного этапа проводить психологическое тестирование. Тогда бизнес-процесс будет выглядеть следующим образом:

Рисунок 3.2 – Бизнес-процесс приема персонала на работу (вспомогательный). Модель «IDF0-как надо»

Отметим, что никакого психологического тестирования в этом бизнес-процессе в EF English First не предусматривалось. Это приносит компании проблемы:

- на работу принимаются кандидаты, плохо совместимые с преподаванием, общением с аудиторией, не способные найти контакт с клиентами. Так EF English First теряет клиентов и повторные обращения на обучение.

Данное мероприятие позволит привлекать в EF English First не только работников, отвечающих всем требованиям работы в развитой организации со множеством филиалов по всему миру, но и обладающих определенным психологическим профилем. Таким образом, введение психологического тестирования на профессиональную пригодность при прохождении конкурсного отбора на вакантные места в EF English First позволит определить личностные качества кандидата, лидерские способности, профессиональный потенциал, склонность к тем или иным проявлениям коррупции, конфликтность и т. д.