Файл: Разработка годового финансового плана предприятия (Финансовое планирование в ООО «Магнум Плит»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 647
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы разработки финансового плана на предприятии
Глава 2 Финансовое планирование в ООО «Магнум Плит»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Финансовое планирование на предприятии
Глава 3 Разработка годового финансового плана ООО «Магнум Плит» методом бюджетирования
3.1 Организационные аспекты системы бюджетирования
3.2 Разработка операционных бюджетов на предприятии
3.3. Разработка финансовых бюджетов и эффективность, внедрения бюджетирования на предприятии
Показатели платежеспособности имеют ту же динамику, что и показатели финансовой устойчивости это говорит об ухудшившейся структуре заемных и собственных средств.
Результативность деятельности предприятия за ряд лет характеризует относительный показатель финансовых результатов (таблица 3). Прибыльность означает жизнеспособность организации в долгосрочной перспективе.
Таблица 3 - Показатели рентабельности ООО «Магнум Плит», %
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015г. от 2013г. (±) |
Рентабельность производственных затрат (основной деятельности) |
52 |
46 |
25 |
-27 |
Рентабельность продаж |
34 |
31 |
20 |
-14 |
Рентабельность текущих активов |
78 |
73 |
22 |
-56 |
Рентабельность собственного капитала |
31 |
30 |
10 |
-21 |
Исходя из показателей рентабельности, можно сказать, что производство приносит прибыль. Но результативность деятельности год от года падает, падает и прибыль приходящаяся на 1 рубль затрат. Снижение рентабельности объясняется большей частью увеличением себестоимости производства.
2.2 Финансовое планирование на предприятии
В силу специфики деятельности предприятия ООО «Магнум Плит»сложилась следующая система финансового планирования, описанная ниже.
Разработкой плана на предприятии непосредственно занимается экономический отдел в лице одного главного экономиста совместно с другими службами и подразделениями ООО «Магнум Плит», которые несут ответственность за обеспечение и поддержание процесса планирования. Данные службы и подразделения объединяются в центры финансовой ответственности. На предприятии ООО «Магнум Плит»выделяют следующие ЦФО: центр доходов (отдел по снабжению и сбыту, розничные магазины); центр затрат (производственные цеха); центр управленческих расходов (аппарат управления предприятия); центр закупок (отдел по снабжению и сбыту); центр прибыли (предприятие ООО «Магнум Плит»); центр инвестиций (техническая служба и предприятие в целом). Совокупность этих ЦФО представляет собой финансовую структуру предприятия ООО «Магнум Плит».
Они позволяет распределить полномочия между работниками отдельных служб и подразделений (экономическая служба, бухгалтерия, отдел по заработной плате, производственные цеха, отделы снабжения и сбыта продукции, центральный склад) по составлению и исполнению планов.
Однако единый план производственно-финансовой деятельности составляются только по предприятию в целом.
В ООО «Магнум Плит»осуществляется интерактивное планирование, в результате которого предприятие при разработке плана, в условиях непредсказуемости рыночных отношений, ориентируется на прошлое, настоящее и будущее. Наиболее распространено планирование средств, производства, сбыта, финансов, персонала.
Наиболее часто употребляемыми методами при процессе планирования в ООО «Магнум Плит» являются нормативный метод на основе нормативно-справочной информации для планирования, прогнозирования, оценки деятельности предприятия, разрабатываемая научно-исследовательскими учреждениями, расчетно-аналитический метод на основе анализа показателей за прошлые периоды, а менее распространенным является факторный метод.
Предприятие ООО «Магнум Плит» разрабатывает единый план производственно-финансовой деятельности, затрагивая не все его разделы ввиду специфики и особенностей деятельности, а только те, которые соответствуют потребностям бизнеса.
На ООО «Магнум Плит»план разрабатывается на один календарный год (годовой план) без разбивки на кварталы, месяцы, декады, т.е. процесс оперативного планирования на хозяйственном уровне не осуществляется.
У ООО «Магнум Плит»в настоящий момент отсутствует Положение о финансовом планировании как инструмента разработки и организации эффективного планирования на предприятии.
Процесс планирования на предприятии ООО «Магнум Плит»включает в себя следующие этапы:
1) Подготовительный этап:
- Определение субъекта и объекта планирования;
- Установление планового периода;
- Выбор формы выражения плана;
- Сбор учетных и информационных данных.
2) Анализ (на основе фактических данных):
- Производственно-экономических условий функционирования предприятия;
- Результатов деятельности предприятия;
- Конъюнктуры рынка.
3) Прогноз на плановый период общеэкономической ситуации.
4) Плановые расчеты:
- прогнозирование объема продаж основной и прочей деятельности;
- расчет производства продукции;
- уточнение потребности в материально-технических ресурсах;
- планирование затрат на оплату труда и отчисления;
- предоставление данных о стоимости планируемых к закупке услуг по ремонту;
- предоставление данных о стоимости транспортных услуг и использовании собственного транспорта;
- формирование смет, расчет калькуляции продукции;
- планирование коммерческих и прочих расходов;
- формирование графика платежей и поступлений денежных средств;
- планирование финансовых результатов деятельности;
5) Активное воздействие на производственный процесс:
- Доведение плановых показателей до исполнителей;
- Анализ плановых и фактических показателей;
- Корректировка планов при изменении ситуации;
- Контроль за выполнением планов;
6) Оценка эффективности планирования.
Контроль за исполнением планов в ООО «Магнум Плит»осуществляется заместителем генерального директора по экономическим вопросам, а также подразделениями и службами, участвующими в процессе планирования и отвечающие за выполнение плана. Они ориентируют руководство на принятие необходимых решений и действий, разработку рекомендаций и внесение коррективов в деятельность предприятия. Непосредственно данными вопросами занимается специально созданный комитет в лице генерального директора, главного бухгалтера, начальника отдела по снабжению и сбыту, главного инженера, главного механника. А реализует данные решения и рекомендации бухгалтерия, совместно с отделом по снабжению и сбыту, производственными цехами и другими ЦФО, занимающиеся вопросами составления планов и прогнозов их исполнения.
В конце планового периода проводится план-факт анализ с целью формирования выводов об исполнении плана, определения приоритетов и необходимость корректировки политики планирования на следующий период.
Производственная программа ООО «Магнум Плит»
Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому важным этапом в данном случае является разработка производственной программы на предшествующий период и сопутствующих ей планов.
Рассмотрим технологию составления производственной программы на ООО «Магнум Плит».
Прогнозный план продаж составляется смешанным методом. Ожидаемый объем продаж планируется исходя из условий заключенных в 2014г. и предполагаемых к заключению договоров с заказчиками в 2015г. Ожидаемый уровень плановых отпускных цен определяется с учетом рыночной конъюнктуры цен с целью получения в 2015г. наибольшего дохода от реализации того или иного вида продукции. Данные для составления плана продаж (прогноз сбыта и цен) отражаются в форме №29 «Расчет поступления средств и результатов от реализации продукции».
Производственная программа - это план по валовому сбору и выходу продукции. Она является основным звеном производственно-финансового плана предприятия.
Плановая потребность в продукции на предприятии складывается из возврата натуральных ссуд, продажи продукции по договорам.
На предприятии необходимо постоянно совершенствовать процесс финансового планирования, разрабатывать и внедрять новые финансовые планы в первую очередь для повышения финансовых результатов.
Глава 3 Разработка годового финансового плана ООО «Магнум Плит» методом бюджетирования
3.1 Организационные аспекты системы бюджетирования
С целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений, связанных с финансовым планированием на предприятие предлагается внедрить систему бюджетирования.
Бюджетирование представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов планирования, контроля и анализа деятельности как всего предприятия в целом, так и его отдельных подразделений.
Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели [10].
Процесс финансового планирования всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и структуру управления.
Под организационной структурой понимаем:
а) наличие службы аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ финансовых планов организации;
б) совокупность структурных подразделений, от которых поступает информация, необходимая для составления планов.
ООО «Магнум Плит» сравнительно небольшое предприятие. Поэтому все функции по разработке планов и контролю за их исполнением могут быть возложены на одного человека - финансового директора, который подотчётен генеральному директору.
Выделим основные функции финансового работника в области планирования:
- участие в составлении плана реализации продукции в денежном выражении;
- составление и предоставление в установленные сроки кредитных заявок и кассовых планов в учреждения банков и участие в их рассмотрении;
- определение плановой суммы амортизационных отчислений с разделением их на полное восстановление основных фондов и капитальный ремонт;
- участие в определении потребности собственных оборотных средств по элементам и расчёту нормативов оборотных средств;
- составление плана распределения прибыли;
- доведение показателей финансового плана и вытекающих из него заданий, лимитов и норм до структурных подразделений предприятия;
- составление оперативных планов реализации продукции в денежном выражении и планов по прибыли
- отслеживание своевременности платежей в бюджет, уплаты процентов по ссудам, оплаты счетов поставщиков и подрядчиков;
- ведение ежедневного оперативного учёта реализации продукции, оплаты покупателями услуг и др.
Финансовый директор для составления финансовых планов получает информацию из внешнего мира (о состоянии рынка данных услуг, процентных ставках, состоянии фирм-конкурентов, используя данные журналов, газет, сведения ИС «Консультант-плюс» и др.) и от структурных подразделений своего предприятия (то есть внутренняя информация). Чем полнее будет информационная обеспеченность финансового работника, тем полнее будут учтены все факторы. Схема информационного обеспечения планирования приведена в приложении В.
Информация, передаваемая от структурных подразделений финансовому директору служит для постоянного контроля за соответствием запланированных данных и фактических величин.
Для чёткости данного процесса необходимо определить виды документов и сроки их подачи финансовому работнику, ответственных за это, Распределение ответственности за составление отдельных бюджетов и составлять график их предоставления.
Система управления понимает под собой ответственность персонала, порядок подчинения.
Например, финансовый директор подотчётен генеральному директору, который отвечает перед учредителями общества за результаты деятельности. Финансовому директору отчитывается по результатам проделанных работ руководители структурных подразделений. Непосредственное обслуживание процесса производства возложено на рядовых работников, которые отвечают за свои действия перед руководителями подразделения.