Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Лента»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность понятия коммерческой деятельности
1.2 Содержание коммерческой деятельности предприятия
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ЛЕНТА» И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «ЛЕНТА»
2.2. Анализ коммерческой деятельности в ООО «ЛЕНТА»
2.3. Пути совершенствования коммерческой деятельности в ООО «ЛЕНТА»
По состоянию на 31.12.2016 года 36,5% долгового портфеля Общества составляют кредитные соглашения с плавающей процентной ставкой, основу которой составляет ставка MOSPRIME. MosPrime Rate (Moscow Prime Offered Rate) – индикативная ставка предоставления рублевых кредитов (депозитов) на московском денежном рынке. Фиксация данной ставки для целей определения ставки процента по указанным кредитным соглашениям Общества происходит ежеквартально или ежемесячно. Для хеджирования риска, связанного с колебаниями этой ставки в течение всего срока действия основного (хеджируемого) обязательства, Общество 17.04.2013 года заключило сделки процентного свопа и фиксации максимума процентной ставки, действующие до 12.04.2018 года. 15.11.2013 года Общество заключило сделки процентного свопа и фиксации максимума процентной ставки, действующие до 12.11.2018 года. В результате данных мер по состоянию на конец 4-го квартала 2016 года только 12,5% от всех долговых обязательств Общества подвержены риску повышения процентной ставки в ближайшие годы.[41]
Риск ликвидности. Данный риск представляет собой вероятность потери Обществом способности в краткосрочном или долгосрочном периоде исполнять свои обязательства вследствие нехватки денежных средств. Нехватка денежных средств может образоваться в результате убытков Общества, полученных, в том числе, под влиянием остальных финансовых рисков, в сочетание с отсутствием возможности привлечения необходимого финансирования на долговом рынке. Наступление такого рискового события может повлечь за собой штрафы, пени, ущерб деловой репутации Общества и так далее. Управление риском ликвидности осуществляется Обществом путем анализа и планирования денежных потоков в краткосрочной (1 и 13 недель) и долгосрочной (1 и 3 года) перспективе. В основе лежит консервативный подход к управлению ликвидностью и долговой нагрузкой, в том числе предполагающий:
- Поддержание долгосрочной структуры кредитного портфеля путём финансирования новых инвестпроектов за счёт собственных средств и долгосрочных заимствований, по срокам погашения, совпадающих с денежными потоками базовых активов. По состоянию на 31.12.2016 года доля долгосрочных заимствований в кредитном портфеле Общества составила 80%.
- Постоянный доступ к резервным источникам финансирования в виде открытых кредитных линий. По состоянию на 31.12.2016 года Общество имело значительный резерв ликвидности в виде открытых кредитных линий на общую сумму 154 050 млн. рублей и использовало 66% от этого объёма.
При этом стоит отметить, что анализ ликвидности за период 2014-2016 годов показал, что предприятие можно охарактеризовать как полностью неликвидное (табл.2.6).
При выполнении следующих условий предприятие можно охарактеризовать как ликвидное:
А1 > П1
А2 > П2
А3 > П3
А4 ≤ П4
Как видно из таблицы полностью данное условие не выполняется (0 - неравенство не выполняется, 1 – неравенство выполняется).
Таким образом, можно сделать вывод, что система принятия управленческих решений общества по минимизации рисков ликвидности на данный момент в целом неэффективна, что может привести к полной потери ликвидности предприятия, к нарушениям финансовой устойчивости и его платёжеспособности.
Таблица 2.6
Абсолютные показатели ликвидности ООО «Лента» за 2014-2016 года
Актив |
2014 |
2015 |
2016 |
А1 стр. 1240 + стр. 1250 |
11970383 |
22304029 |
13315887 |
А2 стр. 1230 |
15909548 |
17324585 |
21908173 |
текущая ликвидность (А1 + А2) |
27879931 |
39628614 |
35224060 |
A3 стр. 1210+1220+1260 |
23976135 |
26437521 |
31716923 |
А4 стр. 1110 |
27213 |
21130 |
16292 |
Баланс |
152247881 |
168485373 |
213214154 |
Пассив |
2013 |
2014 |
2015 |
П1 стр. 1520 |
48862362 |
49012520 |
56896400 |
П2 стр. 1510 + стр.1540 + стр. 1550 |
13892876 |
11148894 |
35655948 |
(П1 + П2) |
62755238 |
60161414 |
92552348 |
П3 стр. 1400 + стр.1530 + стр. 1540 |
62115399 |
74522138 |
77023704 |
П4 стр. 1300 |
27769229 |
34145908 |
44021883 |
А1>П1 |
0 |
0 |
0 |
А2>П2 |
1 |
1 |
0 |
А1+А2 > П1+П2 |
0 |
0 |
0 |
А3>П3 |
0 |
0 |
0 |
А4<П4 |
1 |
1 |
1 |
Учитывая предварительный анализ финансовых результатов компании, а также определенную неликвидность предприятия, можно сделать вывод, что компании в ближайшей перспективе следует разработать ряд мероприятий, повышающих финансовое состояние компании.
Правовые риски
Правовые риски компании в целом определены недостатками, присущими российской правовой системе и российскому законодательству в целом, приводящими к созданию атмосферы неопределенности в области коммерческой деятельности и, в частности, в сфере розничной торговли, в которой Общество осуществляет свою деятельность.
Правовая база Российской Федерации, необходимая для поддержки развития предпринимательской деятельности в стране, ещё формируется, и многие риски, связанные с российской правовой системой, уже не характерны для стран с более развитой рыночной экономикой и устоявшейся системой правовых отношений.
Изменения правоприменительной практики в разных областях, связанных с деятельностью Общества, могут оказать определенное негативное влияние на результаты его деятельности в зависимости от содержания этих изменений, но регулироваться компанией в целом не могут. Следствием таких изменений в силу исполнения своих обязательств компании необходимо будет внести изменения в существующие бизнес-процессы.
В целом, как мы можем увидеть, на общую деятельность компании, и коммерческую в частности большое влияние оказывает конкурентная среда и общие тенденции развития отрасли, в связи с этим помимо предложенных мероприятий и уже проводимых компаний для снижения отдельных рисков мер, стоит обратить внимание на то, что основными регуляторами розничной торговли являются потенциальные покупатели и конкуренты. В соответствии с этим коммерческая деятельность как конкретного предприятия, так и любого розничного должна строится с учетом этих основных факторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении исследования можно сделать вывод, что на сегодняшний день для любого розничного торгового предприятия эффективная организация коммерческой деятельности играет важнейшую роль в связи с тем, что розничная торговля предполагает непосредственный контакт с потребитель, который и является конечной целью реализации коммерческой деятельности.
Как показал теоретический и практический анализ эффективная коммерческая деятельность – это целый ряд совокупных процессов управления куплей-продажей товаров и услуг, который наиболее плотно связан с маркетинговой политикой компании и зависит как от внутренних факторов предприятия, так и от внешней среды. При этом основными факторами воздействия на коммерческую деятельность со стороны внешней среды сегодня являются потребители со своими определенными потребностями, а также конкуренты. То есть на сегодняшний день коммерческая деятельность любого предприятия должна строится с учетом детальных анализов как одних, так и других в целом влияя на политику поведения организации на рынке, определяя общую стратегию развития торгового предприятия.
Приведенный пример в исследовании организации коммерческой деятельности в ООО «Лента» показал, что выбранная предприятием стратегия роста напрямую влияет на коммерческую деятельность предприятия, которая включает в себя управление широкой логистической сетью, управление запасами, формирование рентабельного ассортимента товаров с учетом потребностей покупателя, анализ конкурентов, а также продвижение товара и стимулирование продаж. Коммерческая деятельность тесно переплетена с маркетинговой политикой организации. Как показало исследование, ни одно из направлений в целом не может существовать без другого. Только при таком подходе организация способна осуществлять эффективную коммерческую деятельность с учетом требований внешней среды.
В связи с этим основным предложением по совершенствованию коммерческой деятельности было выдвинуто предложение о совершенствовании работы с рисками внешней среды, которые могут оказать существенное влияние как в целом на деятельность организации, так и отдельно на коммерческую деятельность.
Управление рисками компании должно включать в себя: идентификацию, анализ, оценку, определение допустимого уровня и приоритезацию рисков, планирование и согласование мероприятий по управлению рисками, мониторинг и контроль по всем типам рисков, присущих бизнесу, по всей организационной структуре и географии присутствия Общества, а также выявление и использование факторов, способных оказать позитивное влияние на деятельность компании. Только такой подход сможет обеспечить сбалансированное взаимодействие компании с внешней средой и учесть её особенности и тенденции, что в свою очередь позволит оставаться компании конкурентоспособной и развиваться дальше.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017). Консультант-плюс// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (дата обращения: 22.042017)
- Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года"// Консультант-плюс. URL: www.consultant.ru (дата сохранения: 06.02.2015; дата обращения: 12.05.2017)
- Аванесов Ю.А., Васькин Е.В., Клочко А.Н. Основы коммерции: Учебник. – М.: ТОО «Люкс-Арт», 1999. – 176 с.
- Бакалавр Экономики. Хрестоматия. В 3-х т. Т. 2. Бакалавр Экономики. Хрестоматия / Под общ. ред. проф. д.т.н. В.И. Видяпин. – М.: Издательство: Триада, 1999. – 1056с.
- Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб: «Питер», 2009. – 240 с.
- Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник / Р. И. Бунеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 365 с.
- Богданова Ю. Н. Организация коммерческой деятельности предприятия: учебное пособие / Ю. Н. Богданова. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 138 с.
- Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность: учебник для студентов специальностей "Коммерческая деятельность", "Товароведение и экспертиза товаров" / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова. – 3-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 364 с.
- Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В. Организация и управление коммерческой деятельностью. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2012. — 688 с.
- Дорожкина Н. И., Шепелев О. М. Разработка организационно-экономического механизма формирования резервов проектирования процессов повышения эффективности деятельности промышленного предприятия // Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов, - 2012. - № 5-6. – С. 39-46
- Котлер Филип. Основы маркетинга Краткий курс Пер с англ. – М: Издательский дом "Вильяме", 2007 — 656 с.
- Марченко И.С. Системный подход к управлению коммерческой деятельностью организации//Вестник МГТУ. – 2010. – том 13. - №1. – С.27-30
- Меликян О.М. Поведение потребителей: учебник / О.М. Меликян.— 4-е изд. – М.: ИТК "Дашков и К", 2012. – 280 с.
- Минько Э.В., Минько А.Э. Основы коммерции. – СПб.: Питер, 2013. — 336 с.
- Муратова А.Р. Управление продажами: Учебное пособие. – Краснодар, 2014. – 110 с.
- Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность. 13-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012. – 500 с.
- Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М.: Издательство: «ИНФРА-М», 2009. — 248 с.
- Полунин Л. В. Исследование системы оценки конкурентоспособности предприятий в инновационной региональной экономике // Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов, 2012. - № 9. – С. 131-137.
- Пугинский Б.И. Коммерческое право России. – М.: Юрайт-Издат,2003. – 314 с.
- Скриптунова Е. Управление продажами: основные тенденции// "Управление компанией". – 2003. - № 7 (26). – С.9-14
- Ступаков В.С., Токаренко Г.С. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2005. — 288 с.
- Федорова М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. - №10. - С.110-114
- Официальный сайт ООО «Лента» // URL: http://www.lentainvestor.com/ru (дата обращения: 11.05.2017)
- Бухгалтерская отчётность ООО «Лента» за 2016 год, форма 2. Центр раскрытия корпоративной информации-Интерфакс//URL: https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=32010&type=3 (дата обращения: 09.05.2017)
- Годовой отчёт ООО «Лента» за 2016 год от 28 апреля 2017 года. Центр раскрытия корпоративной информации- Интерфакс// URL: https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=32010&type=2 (дата обращения 08.05.2017)
- Пояснения к годовой бухгалтерской отчётности ООО «Лента за 2016 год». – с.36. Центр раскрытия корпоративной информации-Интерфакс// URL:https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=32010&type=3 (дата обращения: 10.05.2017)
- Устав Общества с ограниченной ответственностью «Лента» (девятая редакция) от 28 сентября 2016 года. – с.3-4. Центр раскрытия корпоративной информации-Интерфакс// URL: https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=32010&type=1 (дата обращения: 10.05.2017)
- Оборот розничной торговли по Российской Федерации – годовой. Федеральная служба государственной статистики// URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения: 12.05.2017)
- Число хозяйствующих субъектов розничной торговли. Федеральная служба государственной статистики// URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения: 12.05.2017)
-
Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В. Организация и управление коммерческой деятельностью. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — С.39 ↑
-
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017). Консультант-плюс// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/(дата обращения: 22.042017) ↑
-
Там же ↑
-
Федорова М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. - №10. - С.110 ↑
-
Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В. Организация и управление коммерческой деятельностью. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — С.39 ↑
-
Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М.: Издательство: «ИНФРА-М», 2009. — С.34 ↑
-
Аванесов Ю.А., Васькин Е.В., КлочкоА.Н. Основы коммерции: Учебник. – М.: ТОО «Люкс-Арт», 1999. – С. 10. ↑
-
Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность: учебник для студентов специальностей "Коммерческая деятельность", "Товароведение и экспертиза товаров" / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова. – 3-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. – с.14 ↑
-
Федорова М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. - №10. - С.111 ↑
-
Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник / Р. И. Бунеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. — С.9 ↑
-
Котлер Филип. Основы маркетинга Краткий курс Пер с англ. – М: Издательский дом "Вильяме", 2007 — 656 с.
Меликян О.М. Поведение потребителей: учебник / О.М. Меликян .— 4-е изд. – М. : ИТК "Дашков и К", 2012. – 280 с. ↑
-
Минько Э.В., Минько А.Э. Основы коммерции. – СПб.: Питер, 2013. — с.15 ↑
-
Пугинский Б.И. Коммерческое право России. – М.: Юрайт-Издат,2003. — с.35-48 ↑
-
Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М.: Издательство: «ИНФРА-М», 2009. — с.43 ↑
-
Там же, с.43-50 ↑
-
Марченко И.С. Системный подход к управлению коммерческой деятельностью организации//Вестник МГТУ. – 2010. – том 13. - №1. – С.28 ↑
-
Богданова Ю. Н. Организация коммерческой деятельности предприятия: учебное пособие / Ю. Н. Богданова. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – с.11 ↑
-
Полунин Л. В. Исследование системы оценки конкурентоспособности предприятий в инновационной региональной экономике // Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов, 2012. - № 9. – С. 132 ↑
-
Дорожкина Н. И., Шепелев О. М. Разработка организационно-экономического механизма формирования резервов проектирования процессов повышения эффективности деятельности промышленного предприятия // Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов, - 2012. - № 5-6. – С. 39-46. ↑
-
Бакалавр Экономики. Хрестоматия. В 3-х т. Т. 2. Бакалавр Экономики. Хрестоматия / Под общ. ред. проф. д.т.н. В.И. Видяпин. – М.: Издательство: Триада, 1999. – С.153 ↑
-
Муратова А.Р. Управление продажами: Учебное пособие. – Краснодар, 2014. – с.4 ↑
-
Скриптунова Е. Управление продажами: основные тенденции// "Управление компанией". – 2003. - № 7 (26). – С.9 ↑
-
Федорова М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. - №10. - С.113 ↑
-
Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М.: Издательство: «ИНФРА-М», 2009. — 248 с. ↑
-
Устав Общества с ограниченной ответственностью «Лента» (девятая редакция) от 28 сентября 2016 года. – с.3-4. Центр раскрытия корпоративной информации- Интерфакс// URL: https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=32010&type=1 (дата обращения: 10.05.2017) ↑
-
По данным «Пояснений к годовой бухгалтерской отчётности ООО «Лента» за 2016 год». – с.36. Центр раскрытия корпоративной информации- Интерфакс// URL:https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=32010&type=3 (дата обращения: 10.05.2017) ↑
-
По данным официального сайта ООО «Лента» // URL: http://www.lentainvestor.com/ru/investors/financial-results/operational-highlights (дата обращения: 11.05.2017) ↑
-
По данным официального сайта ООО «Лента» // URL: http://www.lentainvestor.com/ru/%D0%9E-%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5/who-we-are (дата обращения: 11.05.2017) ↑
-
По данным официального сайта ООО «Лента» // URL: http://www.lentainvestor.com/ru/%D0%9E-%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5/mission-and-values (дата обращения: 11.05.2017) ↑
-
По данным официального сайта ООО «Лента» // URL: http://www.lentainvestor.com/ru/%D0%9E-%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5/growth-strategy (дата обращения: 11.05.2017) ↑
-
По данным Бухгалтерской отчётности ООО «Лента» за 2016 год, форма 2. Центр раскрытия корпоративной информации-Интерфакс//URL: https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=32010&type=3 (дата обращения: 09.05.2017) ↑
-
По данным официального сайта ООО «Лента» // URL: http://www.lentainvestor.com/ru/%D0%9E-%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5/corporate-governance/management/profile/id/18 (дата обращения: 11.05.2017) ↑
-
Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб: «Питер», 2009. – 240 с. ↑
-
Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб: «Питер», 2009. – 240 с. ↑
-
По данным официального сайта ООО «Лента» // URL: http://www.lentainvestor.com/ru/%D0%9E-%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5/growth-strategy (дата обращения: 11.05.2017) ↑
-
Ступаков В.С., Токаренко Г.С. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2005. — 288 с. ↑
-
Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года"// Консультант-плюс. URL: www.consultant.ru (дата сохранения: 06.02.2015; дата обращения: 12.05.2017) ↑
-
Оборот розничной торговли по Российской Федерации – годовой. Федеральная служба государственной статистики// URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения: 12.05.2017) ↑
-
Число хозяйствующих субъектов розничной торговли. Федеральная служба государственной статистики// URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения: 12.05.2017) ↑
-
Годовой отчёт ООО «Лента» за 2016 год от 28 апреля 2017 года. Центр раскрытия корпоративной информации- Интерфакс// URL: https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=32010&type=2 (дата обращения 08.05.2017) ↑
-
Годовой отчёт ООО «Лента» за 2016 год от 28 апреля 2017 года. Центр раскрытия корпоративной информации- Интерфакс// URL: https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=32010&type=2 (дата обращения 08.05.2017) ↑