Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Лента»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общество осуществляет свою деятельность в различных регионах Российской Федерации в отрасли розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, которая является одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики. По мнению Министерства Промышленности и Торговли «потребительский рынок остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов отечественной экономики».[37] При этом оборот розничной торговли в России в 2016 г. По данным Росстата вырос всего на 2,87% по сравнению с 2015 г. - до 28,137 трлн. руб.[38]

Связано это в основном с изменением объёма платежеспособного потребительского спроса.

Замедление темпов экономического развития, или даже возможная дестабилизация экономической ситуации, влияет на покупательскую способность населения и может привести к замедлению динамики роста и снижению рентабельности розничной торговли, как отрасли в целом. ООО «Лента», являясь частью этой отрасли, в полной мере может ощутить на себе влияние этих факторов.

Оценивая текущую макроэкономическую ситуацию в России в целом и в большинстве её регионов, необходимо принимать во внимание, что экономика России является частью мировой экономики, и все внешние макроэкономические процессы находят своё отражение в экономике России. Особенно сильное внешнее негативное воздействие на российскую экономику оказывает снижение уровня цен на нефть, газ, иные энергоносители, полезные ископаемые и сырьё, являющиеся традиционными объектами российского экспорта и составляющие основную часть ВВП страны.

Понятно, что общество не в состоянии сколько-нибудь значительным образом влиять на изменения макроэкономической ситуации, но проводит постоянный её мониторинг на основе статистических данных, прогнозов МЭР РФ и отчётов внешних и внутренних аналитиков и использует их при формировании планов своей деятельности и развития.

С учётом выбранной стратегии роста, особую роль в деятельности компании должен играть анализ экономической ситуации в регионах, где компания продолжает своё развитие или собирается начать. Подобный анализ должен включать оценку демографической ситуации в регионе, потенциальную покупательскую способность населения, общий объём потребительского спроса, динамику его роста и влияние на рентабельность нового инвестиционного проекта.

В качестве немаловажного фактора, относящегося к отраслевым рискам можно выделить возможное изменение структуры потребительского спроса или предпочтений покупателей.


Возможное изменение данного фактора связано как с макроэкономической ситуацией и доходами населения, так и с социальными изменениями в обществе, его развитием, особенностями в предпочтениях покупателей в различных регионах России.

Так под воздействием изменения макроэкономической ситуации, позитивным или негативным, структура спроса населения может меняться в сторону потребления более дорогих или более дешёвых товаров. По мере социального развития общества и роста благосостояния потребители начинают обращать внимание на качественные характеристики товара, на бренды, как символы этих характеристик и на качество сервиса, сопутствующего продаже товаров и услуг. Существенное влияние на структуру спроса оказывает склонность покупателей отдавать предпочтение товарам локальных производителей.

Изменение структуры потребительского спроса может существенно отразиться на операционной деятельности и финансовых результатах компании. Как уже говорилось выше, постоянный мониторинг и анализ изменений предпочтений покупателей в каждом отдельном регионе позволяют гибко и эффективно реагировать на изменение данного фактора и предлагать покупателям наиболее востребованный ассортимент, включающий в себя продукты питания и непродовольственные товары как известных федеральных брендов, так и товаров локальных поставщиков.

В случае наступления данного риска компании необходимо принять действия, связанные с изменениями в ценовой политике и ассортименте предлагаемых товаров, для того, чтобы сохранить лояльность покупателей. С чем она в целом с успехом справляется на протяжении последних лет.

На розничную торговлю также сильно оказывает влияние фактор сезонности. В целом на результаты ООО «Лента» данный фактор имеет незначительное влияние в связи с тем, что большую часть от объема продаж, как было указано выше, составляют продовольственные товары покупательский спрос на которые, в целом, мало подвержен сезонным колебаниям. Можно выделить только кратковременные периоды повышения покупательской активности в предпраздничные и праздничные дни и последующее незначительное снижение активности покупателей сразу после праздников. Продажа сезонной продукции влияет в целом лишь на промежуточные результаты. Учитывая то, что компания на рынке действует уже около 20 лет, за данный период компанией в целом проработаны ассортиментные сезонные программы.

В связи с тем, что отрасль розничной торговли является одной из самых стабильных отраслей, желающих попасть на данный рынок увеличивается с каждым годом. На диаграмме 2.1 представлена динамика хозяйствующих субъектов отрасли за 2005-2015 года. Как мы видим число организаций, осуществляющие розничную торговлю ежегодно растёт. Следовательно растёт и конкуренция в данной отрасли.


Рисунок 2.1 - Число хозяйствующих субъектов розничной торговли

на конец года, тыс. единиц[39]

Основными действующими конкурентами Общества на внутреннем рынке являются следующие торговые сети: Магнит, Х5 Retail, Ашан, Дикси, О’кей и Metro. Однако во многие города России современные продовольственные ритейлеры проникли в еще недостаточной мере. По мере развития этих рынков и расширения розничных сетей, соперничающие между собой ритейлеры будут конкурировать по цене, ассортименту продукции, качеству продукции, местоположению, уровню обслуживания и состоянию магазина.

Конкуренция в формате гипермаркета, в котором традиционно представлено ООО «Лента», наиболее сильна в Санкт-Петербурге, затем идёт Москва и крупные региональные центры, такие, как Новосибирск, Краснодар, Омск, Уфа, Екатеринбург. Внутри регионов, в областных центрах, где проникновение крупных федеральных торговых сетей ещё не так значительно, конкуренцию современным торговым форматам составляют, в основном, местные торговые сети и отдельные магазины традиционной розницы. В результате, уровень конкуренции на уровне областных центров ещё достаточно низок, что позволяет Обществу, как крупной федеральной торговой сети, активно развиваться в этих городах. Учитывая влияние этого фактора, Общество планирует продолжить открытие новых гипермаркетов в таких городах, что позволит ему снизить негативное влияния данного фактора на свою деятельность.

Такая ситуация привлекает на региональный уровень и других, в том числе и новых, сетевых игроков, и это, может в будущем привести к усилению конкуренции. В этом случае конкуренция переходит от конкуренции между розничными форматами к конкуренции внутри форматов на основании местоположения магазина, широты ассортимента товаров, соотношения качества товара и его цены, качества сервиса внутри и вокруг магазина.

Общество осуществляет постоянный мониторинг состояния конкурентной среды, как в традиционных, так и в новых для себя регионах для того, чтобы совершенствовать свои бизнес–процессы и сохранять максимальную устойчивость сопоставимого роста на уровне отраслевых лидеров.[40]

На коммерческую деятельность компании наибольшее влияние также может оказать изменение цен на сырье, услуги, используемые Обществом в своей деятельности.

Компания подвержена рискам изменения цен на товары, приобретаемые им для дальнейшей розничной реализации, а также на сырьё и услуги, потребляемые Обществом. Резкое и значительное повышение цен на товары и сырьё и тарифов на услуги приведёт к повышению себестоимости реализуемых Обществом товаров и увеличению операционных расходов, сократит рентабельность его деятельности и, в конечном счете, может оказать негативное влияние на результаты. Однако, как было рассмотрено выше, ООО «Лента» имеет достаточно инструментов для того, чтобы минимизировать такое негативное влияние.


Изменение цен на сырье могут привести к изменением цен на продукцию компании. Помимо этого, на цены продукции в розничной сети влияет большинство указанных выше факторов. Под воздействием влияния данных факторов компании возможно придется снизить цены на реализуемые товары для того, чтобы сохранить лояльность покупателей, что в итоге повлечет за собой снижение рентабельности и финансовых результатов.

В связи с этим компании следует проводить постоянный мониторинг возможных поставщиков для того, чтоб в случае наступления указанного риска общество могло в кратчайшие сроки снизить закупочные цены на товары для реализации. Предполагаемые действия Общества в случае изменений в отрасли:

В качестве действий, которые Общество может осуществить в случае указанных изменений в отрасли можно выделить:

  • Территориальная экспансия в регионы России, наиболее перспективные с точки зрения потенциального роста.
  • Перераспределение ресурсов в пользу наиболее рентабельных и перспективных торговых комплексов.
  • Модернизация стандартного формата гипермаркетов Общества и дальнейшее развитие других форматов гипермаркетов («компактный» и «суперкомпактный») и супермаркетов.
  • Развитие собственных бизнес-процессов там, где это позволит усилить контроль над операционными расходами и снизить зависимость от услуг, предоставляемых сторонними компаниями.
  • Изменения в ценовой и ассортиментной политике с целью сохранения лояльности покупателей и поддержания необходимого уровня продаж товаров.
  • Оптимизация операционных и управленческих расходов.
  • Налаживание других каналов поставок для замены запрещенных к ввозу продуктов (к примеру, увеличив объем отечественных поставок и принятия поставок от стран, не попавших под российские санкции.
  • Пересмотр ценовых соглашений с действующими поставщиками.
  • Сохранение высокого качества реализуемых товаров и сервиса в торговых комплексах Общества.

Страновые и региональные риски

Наряду с колебаниями мировых цен на сырьевые товары и проблемами на глобальных рынках капитала социально-экономическому развитию Российской Федерации могут препятствовать и внутренние факторы, такие, как:

  • Внутренняя макроэкономическая нестабильность,
  • Политическая и государственная нестабильность,
  • Недостаточная развитость и капитализация национальной банковской системы,
  • Медленная адаптация инфраструктуры России к требованиям современной экономики.

Все эти факторы известны и одинаково действуют на всех участников отрасли. Пережитые кризисы последних лет дают уверенность в том, что на развитие компании данные факторы на данный момент повлиять не могут. В случае возникновения указанных факторов компании необходимо разработать антикризисные меры с целью гибкого реагирования на них.

При этом можно отметить, что такие страновые и региональные риски как риски стихийных бедствий, возможного прекращения транспортного сообщения и других факторов минимален. Вероятность военных конфликтов, введения чрезвычайного положения, забастовок, стихийных бедствий на территории России в целом, в ближайшее время не прогнозируется. Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, можно сделать вывод о том, что макроэкономическая среда страны в целом позитивно влияет на деятельность Общества и позволяет говорить об отсутствии специфических страновых и региональных рисков.

Финансовые риски

Пожалуй, самое большое влияние на компанию могут оказать различные финансовые риски, к которым можно отнести следующие:

Инфляционный риск. При росте инфляции денежные доходы, получаемые компанией, будут обесцениваться с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем расти. Это происходит вследствие того, что инфляция издержек (стоимости сырья, товаров и услуг, используемых Обществом в хозяйственной деятельности) растёт опережающими темпами по отношению к росту отпускных цен, по которым Общество имеет возможность реализовать товары в своей торговой сети.

Валютный риск. Данный риск представляет собой опасность потерь (увеличения расходов) Общества, связанных с изменением курса рубля по отношению к другим валютам, в первую очередь Доллару США и Евро. Данный риск возникает при наличии у Общества обязательств по оплате в адрес поставщиков товаров и услуг, номинированных в иностранной валюте.

Процентный риск. Данный риск представляет собой вероятность потерь (увеличения расходов) Общества, связанных с изменением процентных ставок, как по обязательствам Общества, так и по его финансовым вложениям. Риск изменения процентных ставок по финансовым вложениям Общества не оказывает на него существенного влияния, так как депозитными договорами и договорами займа предусмотрена фиксированная процентная ставка, экономически обоснованная для Общества. Риск изменения процентных ставок по долговым обязательствам может оказать существенное влияние на финансовое положение Общества.