Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Лента»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность понятия коммерческой деятельности
1.2 Содержание коммерческой деятельности предприятия
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ЛЕНТА» И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «ЛЕНТА»
2.2. Анализ коммерческой деятельности в ООО «ЛЕНТА»
2.3. Пути совершенствования коммерческой деятельности в ООО «ЛЕНТА»
ВВЕДЕНИЕ
Отрасль розничной торговли на протяжении любого этапа развития страны является одним из определяющих индикаторов состоянии её экономики в целом. Развитие данной отрасли напрямую зависит от покупательской способности населения, а, следовательно, от уровня его доходов. На сегодняшний день розничная торговля в нашей стране по мнению большинства специалистов даже в условиях кризиса отличается от остальных отраслей довольно стабильным развитием. При этом стоит отметить, что развитие отрасли характеризуется ростом её участников, что позволяет рынку формироваться в естественных условиях конкуренции. Уже давно не является секретом, что конкуренция является одним из регуляторов рынка, который движет предприятиями в сторону улучшения качества товаров и услуг, снижения цены предложения и т.д. Всё это предполагает поиск предприятиями новых методов и способов организации своей деятельности.
Основой любого розничного торгового предприятия является его деятельность по организации торговли, которая в современных условиях конкуренции включает в себя ряд различных операций не только по продаже товаров, но и поиску эффективных способов доведения товара до потенциальных покупателей и проявляется в комплексе так называемой коммерческой деятельности предприятия.
Организация эффективной коммерческой деятельности является объектом изучения различных специалистов, так как именно она влияет на конечный результат предприятия – прибыль. Данному вопросу посвящено немало трудов как зарубежных, так и отечественных исследователей. При этом учитывая быстрые изменения условий хозяйствования, а также тенденции развития экономики, которые определяют предпочтения и возможности покупателей заставляют предприятия искать новые пути совершенствования коммерческой деятельности. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является анализ коммерческой деятельности и поиск путей совершенствования коммерческой деятельности розничного торгового предприятия.
Практическая часть исследования проводилась на примере ООО «Лента»
Целью исследования были определены и решены следующие задачи:
- Дать определение коммерческой деятельности и раскрыть её сущность;
- Определить теоретические основы её содержания;
- На примере ООО «Лента» рассмотреть организацию коммерческой деятельности в рамках конкретного розничного торгового предприятия;
- На основе теоретического и практического исследования определить возможные пути по совершенствованию коммерческой деятельности компании в современных условиях экономики и отрасли.
Объектом исследования является коммерческая деятельность розничных торговых предприятий.
Предметом исследования является управление процессами коммерческой деятельности в рамках конкретного предприятия ООО «Лента».
Теоретической базой исследования послужили научные труды таких учёных как Дашков Л.П., Котлер Ф., Меликян О.М., Минько Э.В., Минько А.Э., Памбухчиянц О.В. и др. Особого внимания заслуживает исследование Половцева Ф.П., в своей книге данный автор на основе обобщения трудов различных известных экономистов, маркетологов, практиков и теоретиков общего менеджмента, наиболее полно сумел раскрыть коммерческую деятельность предприятий как комплекс процессов и систему, от организации и управления которой напрямую зависит результат предприятия.
Для написания практической части исследования были использованы статистические материалы, а также комплекс внутренней документации предприятия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность понятия коммерческой деятельности
Прежде чем переходить к анализу особенностей коммерческой деятельности в розничных торговых предприятий, считаю необходимым определить содержание данного вида деятельности и её роль в общей деятельности предприятия.
Слово «коммерция» происходит от латинского commercium, что означает «торговля». Поэтому часто эти слова используются как синонимы, при этом понятие «коммерческая деятельность» в узком смысле чаще всего трактуется как деятельность, связанная с торговлей, куплей-продажей товаров.[1]
Существует и более широкое толкование этого понятия, в соответствии с которым коммерческая деятельность отождествляется с деятельностью предпринимательской. Причина этого заключается в том, в гражданском законодательстве Российской Федерации применяется термин «коммерческие организации», которыми признаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст.50 ГК РФ) [2]. А в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)[3] деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг определяется как предпринимательская. Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства любая законная деятельность, направленная на получение прибыли, является коммерческой.
В связи с этим сегодня можно встретить следующее определение коммерческой деятельности: «процесс торгового обмена товарами и услугами (совершение акта купли-продажи) между субъектами хозяйствования в соответствии со сложившейся и действующей законодательной базой, принятыми нормативно-правовыми актами, конечной целью которого является получение прибыли».[4]
На практике же коммерческую деятельность чаще рассматривают как разновидность предпринимательства, осуществляемого в сфере обращения товаров и услуг.[5] В своей книге «Коммерческая деятельность» Ф.П. Половцева приводит ряд наиболее распространённых определений коммерческой деятельности:
- товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса;
- это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;
- комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;
- оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.[6]
Автор делает вывод о том, что «коммерция» имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом – торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи товаров.
С этих позиций профессора Московского института предпринимательства и права Ю.А. Аванесов и Е.В. Васькин дают следующую трактовку коммерческой деятельности: «Цель коммерческой деятельности – максимизация выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей на рынке товаров и услуг».[7] Авторы выделяют три компонента коммерческой деятельности: производство продукции; коммерция (торговля); коммерческое посредничество.
Современная практика выделяет в коммерческой деятельности основные коммерческие операции, к ним относятся операции обмена, купли-продажи товаров и услуг, и обеспечивающие, как правило, это операции, связанные с продвижением товаров от продавца до покупателя. [8]
В современной экономической литературе нет четкого представления о структуре и содержании коммерческой деятельности. Проанализировав различные подходы, на мой взгляд, одно из наиболее полных содержание представлено в статье Федоровой М.А.:[9]
- Выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения
- Коммерческая деятельность по установлению хозяйственных связей между партнерами
- Управление товарными ресурсами
- Коммерческая деятельность по продаже товаров
- Организация закупок товаров
- Рекламно-информационная работа
- Информационное обеспечение
- Определение потребности в товарах
- Сервисное обслуживание
Исходя из этого, нельзя не согласиться с определением коммерческой деятельности как «совокупности последовательно выполняемых торгово-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли».[10]
Разные толкования коммерции определяются ее многоаспектностью, ведь данную категорию можно рассматривать с позиций предпринимателя, экономиста, финансиста, товароведа и др. В целом, как можно заметить, в решении указанных задач коммерческая деятельность опирается на маркетинговую деятельность, включающую изучение спроса населения и хозяйствующих субъектов на продукцию с определенными качественными характеристиками, изучение конъюнктуры рынка и поведения потребителей товаров, ценообразование, маркетинговые исследования и коммуникации (рекламно-информационную работу, связи с общественностью и т. и.), сегментацию рынка и др.[11]
Таким образом, коммерцию и маркетинг объединяет рынок как экономическая категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарного обращения путем свободного обмена. Но если, по мнению многих специалистов, основной задачей маркетинга является всестороннее исследование и создание рынка, то задача коммерции, по мнению специалистов, это непосредственная работа на рынке по совершению процессов купли-продажи и получение торговой прибыли.[12] То есть коммерческая деятельность выполняет связующую функцию между производством и потребителями на стадии продвижения товаров на рынок.
В качестве первоочередных факторов, влияющих на деятельность торгового предприятия, выступают субъекты и объекты. Субъектами являются лица, выполняющие предпринимательские функции и принимающие коммерческие решения. Свои действия они реализуют через объекты торгового предприятия: основные производственные фонды (пассивные – здания, активные – оборудование) и товарноматериальные ценности.[13]
Торговое предприятие, имея дело с потребительским рынком, поставляет на него товары и обеспечивает покупателей необходимой информацией: характеристики товаров, их надежность, гарантийные сроки и т. д. С рынка предприятие получает обратную информацию: данные о конкурирующих товарах, потребностях и возможностях покупателей, объемах и темпах продажи. В результате возникает замкнутая система связи, функционирующая как единое целое, где предприятие взаимодействует с внешней средой. Очевидно, что коммерческие позиции складываются под влиянием внешней и внутренней среды.[14] Оценивая с этой точки зрения коммерческую деятельность Ф.П. Половцев говорит о том, что их необходимо рассматривать «во взаимодействии и совокупности», что в свою очередь предполагает системный подход к организации коммерческой деятельности.[15]
1.2 Содержание коммерческой деятельности предприятия
Системный подход предполагает, что система организации коммерческой деятельности – это совокупность организационных форм, методов и правил, осуществление которых обеспечивает рациональное функционирование элементов системы и их взаимодействие в процессе производства и сбыта продукции, товаров, услуг. Коммерческая деятельность как система состоит из управляемой и управляющей подсистем, соединенных между собой каналами передачи информации.
В качестве управляемой подсистемы выступает совокупность коммерческих процессов, реализация которых обеспечивает сбыт продукции, товаров, выполнение услуг. Это обстоятельство требует деления управляемой системы в соответствии с характером протекающих на предприятии коммерческих операций.
Управляющая подсистема представляет собой совокупность взаимоувязанных методов управления коммерческой деятельностью, реализуемых людьми с помощью технических средств для обеспечения эффективности и результативности. К управленческой деятельности относятся: планирование, регулирование, контроль, учет, стимулирование (мотивация). Функции управления осуществляет специальный орган – коммерческий отдел предприятия.[16]